На фоне растущей конкуренции агломераций за ресурсы именно транзитный и событийный туризм должен стать для Краснодара дополнительным источником роста и развития транспортно-логистической инфраструктуры на десятилетия вперёд
Безусловно, хорошим и знаковым событием в экономической жизни страны стало возвращение России по статистическим итогам 2022 года в десятку крупнейших экономик мира и сразу на 8-е место — между Францией и Канадой. Но, согласно национальным целям развития образца 2018 года, страна должна к 2030 году войти в пятёрку крупнейших экономик мира. Это амбициозная и трудновыполнимая задача, она требует роста темпами никак не ниже 3,5% в год. Сейчас эта цифра кажется фантастической, поскольку, по всем прогнозам, консенсус на 2023 год сходится в лучшем случае на уровне 2%.
Для краснодарской агломерации — самой быстрорастущей в стране — проблема повышения производительности труда и включения в экономику новых высокопроизводительных отраслей более чем актуальна: исторически сложившаяся структура экономики объективно растёт за счёт миграционного притока, но при этом по уровню производительности труда (72%) и по доходам населения (76%) уступает средним показателям других крупнейших агломераций страны (Московской, Петербургской, Казанской, Красноярской).
Быстрый рост населения плюс огромный возрастающий поток туристов (пока в основном транзитных и гораздо в меньшей степени деловых) заставляет всерьёз задуматься над туристическим будущим Краснодара. В стране не так много городов, в которых сошлись бы все факторы успеха для потенциально прибыльной туристической индустрии: экономико-географическое положение, климатические условия, интерес к городу как деловой столице Юга, сложившиеся транспортные узлы и возможности коммерциализации транзитного трафика на курорты Краснодарского края.
Самые грубые расчёты показывают, что транзитный наземный трафик, проходящий через город, можно оценить в 7-8 млн человек с потенциалом роста до 10-12 млн в течение 10 лет. Этому будет способствовать реализация на базе международного аэропорта проекта крупного транспортно-логистического хаба. Идея, заложенная в проекте, заключается в синергии авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта, конгрессно-выставочной и производственной инфраструктуры на достаточно локальной территории. Потенциально, по замыслу разработчиков, проект может создать до 40 тысяч рабочих мест в течение 15 лет.
Надо сказать, что по своей смысловой ёмкости и доходному потенциалу развитие транзитного туризма в Краснодаре находится в одном ряду с наиболее значимыми точками роста. Самый грубый расчёт показывает, что транзитный туризм может увеличить валовой городской продукт на 60-90 млрд рублей в год, а это 4-5% (исходя из количества транзитных туристов 2-3 млн человек в год и «среднего чека» в 30 тысяч рублей).
До сих пор Краснодар не был заметным игроком на туристическом рынке страны, за исключением, пожалуй, делового туризма. До 2016 года «КраснодарЭКСПО», а сейчас «Экспоград-Юг», без преувеличения можно назвать игроками федерального масштаба. За исключением нескольких выставочно-конгрессных мероприятий в год, центром делового туризма Юга является, безусловно, Сочи с его мощным инфраструктурным олимпийским наследием. Тем не менее, Краснодар несомненно останется деловым центром Юга, куда лучше «заточенным» под конгрессно-выставочный туризм в смысловом плане. Но ни архитектурный облик, ни качество городской среды, ни дорожно-транспортная инфраструктура города даже отдалённо не подходят на эту роль.
С транзитным туризмом и того сложнее. Реально в городе есть два достойных и раскрученных в информационном поле объекта — парк со стадионом Галицкого и улица Красная. Правда, добираться до них от федеральных трасс, аэропорта и вокзала лучше с закрытыми глазами (из-за картинки за окном) и олимпийским спокойствием (из-за ставших национальным мемом пробок). Все другие объекты туристического показа и тем более развлечений весьма стандартны и типичны для любого крупного российского города, поэтому не могут быть «магнитами» для туристов.
Однако даже эти два безусловно уникальные объекта вполне могут стать стартовыми площадками для двух-трёхдневного транзитного туризма.
В этом смысле для развития туризма в Краснодаре и постепенного увеличения «среднего чека» как за счёт количества дней пребывания, так и за счёт набора развлечений принципиально необходимо развивать события, выходящие по значимости за рамки города и региона. И, надо сказать, такие пробные запуски были, и даже весьма успешные. Достаточно вспомнить ресторанно-развлекательный «Стереопикник», «Гик-пикник» про науку и креативные индустрии, спортивные забеги и марафонские истории. Пожалуй, на этом всё. И этого очень мало.
Тем не менее, есть опыт городов, сравнимых с Краснодаром и построивших целую индустрию вокруг возможной роли транзитного и событийного туризма: израильские Тель-Авив и Хайфа, итальянские Римини и Милан, турецкий Трабзон. Новые туристические центры нашей страны типа Калининграда и Казани строят свою привлекательность на основе исторического наследия и вновь построенной мощной инфраструктуры, поэтому несравнимы с Краснодаром. Но вот Ростов-на-Дону и Иркутск вполне могут быть бенчмарками: развивать транзитный туризм они начали раньше. И тут есть за что «зацепиться»: пешеходные зоны, ресторанно-развлекательный Левый берег Дона в Ростове; активно возрождаемый центр Иркутска со знаковой деревянной архитектурой.
Многое нужно создавать «с нуля». На фоне растущей конкуренции крупных городов и агломераций за ресурсы развития и всё более дефицитный человеческий капитал именно транзитный и событийный туризм могут и должны стать для Краснодара дополнительным источником роста и коммерческого освоения новой транспортно-логистической инфраструктуры на десятилетия вперёд.