В Азовском районе Ростовской области заложен крупнейший в Европе завод по переработке льна. Можно только удивиться тому, что совместный проект компании «Астон» и бельгийской Vandeputte Huilerie SA, задуманный ещё до пандемии и санкций 2022 года, подошёл к финишной прямой почти без изменений.
Компания «АСВА», созданная для реализации проекта, учреждена холдингом «Астон» и компанией «Омега3», за которой стоит бельгийская Vandeputte Huilerie SA. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», «Омега3» и «Астон» владеют по 50% уставного капитала предприятия. Vandeputte Huilerie SA –—один из мировых лидеров в переработке льна, компания перерабатывает около 120 тысяч тонн этой культуры в год. Мощность завода в Азовском районе, заложенного 16 мая, — 148 тысяч тонн в год. Он станет первым современным предприятием по переработке льна в России и крупнейшим в Европе. Для сравнения, существующее с 2019 года производство льняного масла на арендованных площадях в Азове сегодня производит около 38 тысяч тонн в год. Стоимость предприятия с 2020 года выросла — тогда назывались цифры 1,5-1,7 млрд рублей, сегодня — 2,8 млрд.
«Три-четыре года назад объёма производства льна в Ростовской области и в России не хватило бы для загрузки такого предприятия, — говорит Дмитрий Лысенко, заместитель генерального директора ООО УК “Астон”. — Мы проводили большую работу с сельхозпроизводителями для того, чтобы они увеличивали площади под лён. И ценовая конъюнктура последних лет тоже сделала эту культуру привлекательнее, она считается высокодоходной. Но задача завода — оставлять в России добавленную стоимость от переработки льна, экспортировать не лён, а произведённое из него масло».
На закладку первого камня завода приехали руководители сельхозпредприятий из Саратовской и Самарской областей. Новый завод создаст спрос на сырьё не только в Ростовской области.
Лён и льняное масло — ярко выраженный экспортный продукт. «Вся продукция действующей производственной площадки сегодня отправляется на экспорт, — рассказывает генеральный директор ООО “АСВА” Виталий Литовка. — Мы рассчитываем, что более 70 процентов продукции нового предприятия также будет ориентирована на экспорт. Но наша задача — развитие внутреннего рынка. Льняное масло потребляется лакокрасочной промышленностью, рыбохозяйствами, льняной жмых — свиноводческими предприятиями. Мы хотели бы продавать на внутреннем рынке 10-15 тысяч тонн продукции».
А всего новое предприятие будет производить 53,5 тысячи тонн нерафинированного масла, около 4 тысяч — рафинированного, 90 тысяч тонн льняного жмыха.
Партнёрство с бельгийцами важно ещё и с точки зрения системы сбыта: бельгийская компания уже вписана в мировой рынок. Сегодня основные потребители льняного масла — Китай, Турция, страны Ближнего Востока. «Спроса достаточно и на рынках дружественных стран, — замечает Литовка, — но есть возможность поставлять льняное масло и на рынки Европы». Безусловно, без бельгийского партнёра этих возможностей было бы меньше.
«Важно, что проект реализуется в сложной геополитической обстановке, — говорит первый заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров. — Но предприятие не побоялось идти на эти риски. При выходе на проектную мощность проект принесёт в региональный бюджет дополнительно 150 миллионов рублей. На нём создаётся 55 рабочих мест, но вокруг завода должна быть организована логистика, производители мяса — это тоже рабочие места».
«Компания “Астон” втянула в проект отраслевого лидера — компанию Vandeputte — и вместе они создают лидерское предприятие, — заявил на открытии Игорь Бураков, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области. — В итоге область получит ещё одну лидерскую позицию — в сфере производства льняного масла. Благодаря этому проекту развитие получит и Новоалександровский индустриальный парк: “АСВА” — это уже четвёртый завод на его территории. Проект предполагает проведение сюда железнодорожной ветки, появление которой значительно повысит привлекательность индустриального парка».
Как уточнил Виталий Литовка, протяжённость железнодорожной ветки составит 2,8 км, в неё будет инвестировать само предприятие. Ввод ветки в эксплуатацию планируется позднее запуска предприятия в целом. Планируется, что завод начнёт производить продукцию в январе-феврале 2024 года и к лету выйдет на проектную мощность.