Россия и Иран подписали соглашение о строительстве железнодорожного участка Решт — Астара в рамках создания международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг».
Известно, что протяжённость железнодорожной линии составит 162 км. Как заявил присутствовавший на официальной встрече вице-премьер Александр Новак, участок планируют ввести в эксплуатацию в 2025 году. А уже к 2030 году Россия и Иран хотят увеличить транзит по железной дороге до 15 млн тонн. При этом объём российских инвестиций в проект строительства новой ветки составит 1,3 млрд евро.
Подписанию соглашения предшествовали переговоры по видеосвязи президента Владимира Путина и главы Ирана Эбрахима Раиси. Обе стороны назвали проект частью стратегически важного направления, благодаря которому товары, произведённые в обеих странах, смогут в большем объёме экспортироваться на внешние рынки.
«Казалось бы, это небольшой участок, но его ввод в строй позволит наладить прямое и беспрерывное, или, по-другому ещё специалисты говорят, бесшовное железнодорожное сообщение по всей протяжённости маршрута “Север – Юг”, — подчеркнул Владимир Путин. — Новую магистраль задействуют в том числе для перевозок продовольствия и другой продукции агропромышленного комплекса, которая будет предназначаться как для потребителей в Иране, так и для стран Персидского залива и Африки».
По мнению президента РФ, доходы от перевозки товаров по международному транспортному коридору приведут к формированию крупных логистических и производственных кластеров, созданию новых рабочих мест в российских и иранских регионах.
Владимир Путин также напомнил, что третьим партнёром в создании железнодорожных маршрутов в рамках реализации проекта «Север-Юг» является Азербайджан. На данном этапе идёт подготовка к заключению трёхстороннего соглашения.
О создании МТК «Север-Юг» впервые заговорили в 1993 году. Но лишь спустя семь лет Россия, Иран и Индия подписали соглашение, ратифицированное ими в 2002 году, о создании международного транспортного коридора. Несколько позже к проекту присоединился Азербайджан.
Известно, что мультимодальный маршрут транспортировки пассажиров и грузов имеет общую протяжённость более 7 тысяч км. Его конечной точкой на севере должен стать Петербург, на юге — индийский порт Мумбаи. Проект до сих пор не удавалось реализовать в том числе из-за введения западных санкций в отношении Ирана. После их снятия в 2016 году тему создания МТК «Север-Юг» подняли снова.
Согласно открытым данным МИД РФ, значительная часть транспортного коридора изначально проходит по железным дорогам России. На них приходится, в зависимости от маршрута, 33-53% от общей протяжённости сухопутной части коридора. Ключевыми регионами этого направления, помимо Москвы, являются Ленинградская, Рязанская, Саратовская, Волгоградская, а также Астраханская области.
«Сегодняшние партнёры России — Индия, Китай, страны Центральной Азии, в первую очередь, Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ и другие страны — ждут, когда транспортный коридор будет запущен, — уверен зампредседателя комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку Олег Савченко. — Волгоградский регион имеет ключевое значение в этом маршруте. Все грузы из европейской части России, из южных территорий будут в итоге формироваться в Волгограде и распределяться здесь для дальнейших направлений. Здесь будет создан крупнейший хаб, крупнейший кластер. Поэтому сейчас нужно в первую очередь подготовить регион для такого объёма грузов».
«Я думаю, пока до конца никто не может сказать, в какой набор сетей и коммуникаций выльется весь этот проект, — говорит ведущий эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА), координатор проекта “Иранское досье” Андрей Серенко. — Речь идёт о гибридных транспортных системах: судоходные, железнодорожные и другие. Ждите, что в скором времени появится трубопровод, который протянется вдоль того же маршрута, дальше подключатся ИТ-сети. Этот проект полностью изменит ось развития всех прикаспийских регионов, если говорить о южном измерении».