После вынужденного затишья в 2022 году регионы Юга вновь приступают к реализации проектов в сфере «зелёной энергетики». АО «НоваВинд», структура «Росатома», заявило о планах построить в Ростовской области ветропарки суммарной мощностью 155 МВт. Дон укрепляет позиции отраслевого лидера в регионе
Пошедший год оказался испытанием для многих крупных компаний. Ряд из них объявляли о закрытии или частичной заморозке своих проектов. Изменения затронули и сферу электроэнергетики. Однако с началом весны отрасль стала оживать. Наглядный пример — договорённость о создании новых ветропарков в Морозовском районе Ростовской области.
Как «Эксперт ЮГ» уже сообщал, объекты будет строить компания «ВетроОГК-2», которая входит в одну из ключевых структур «Росатома» — АО «НоваВинд». На данном этапе идёт процесс подготовки документов, при этом стороны уже подписали часть договоров об аренде земельных участков.
«НоваВинд» объединяет все ветроэнергетические активы Росатома. За годы работы (компания была создана в 2017 году) на территории России запущены ВЭС с суммарной мощностью 780 МВт. В 2021 году в Зимовниковском районе была введена в эксплуатацию Марченковская ветряная электростанция. Этот проект стал пилотным для «НоваВинд» на территории донского края. Кроме того, на базе завода «Атоммаш» в Волгодонске уже производят оборудование для ветропарков.
Как отметил председатель комитета Законодательного собрания Ростовской области по экономической политике, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков, примерно четверть всех российских проектов в сфере ветроэнергетики сегодня реализуются в донском регионе. Причём речь идёт не только о ветропарках, но и о заводах, где производят оборудование и комплектующие для их строительства. Сегодня оборудование российских ветропарков уже на 70-80% — отечественное, и у Ростовской области здесь особая роль. Всего за несколько лет в России, и прежде всего на Дону, фактически с нуля возникла новая высокотехнологичная индустрия.
«Все отраслевые лидеры, которые сейчас работают в сфере ветроэнергетики в России, представлены в нашем регионе, — говорит Бураков. — И все они планируют определённое развитие в Ростовской области. Потенциал здесь ещё сохраняется. Хотя доля ветроэнергетики в энергобалансе Ростовской области уже намного выше общероссийского уровня. Мы уже достигли тех показателей, к которым страна планирует прийти только к 2035 году. Наша ближайшая цель — дойти до установленной мощности ветроэлектростанций в 700 мегаватт, затем примерно до одного гигаватта. Сейчас мы производим в два раза больше электроэнергии, чем потребляем, но благодаря развитой сетевой инфраструктуре мы поставляем электроэнергию в другие регионы и, потенциально, можем её даже экспортировать в другие страны».
Игорь Бураков добавил, что за годы развития отрасли себестоимость производства электроэнергии ветропарками снизилась примерно вдвое. Более того, сейчас отраслевые эксперты прогнозируют, что примерно к 2030 году она приблизится к себестоимости энергии, производимой традиционными источниками.
«Чем больше расстояние для передачи энергии, тем больше её потери при транспортировке. В Ростовской области ветропарки небольшой мощности расположены в самых разных местах, что создаёт эффект распределённой генерации и позволяет максимально снизить транспортные потери, то есть в перспективе позитивно влиять на энерготарифы», — добавил глава Агентства инвестиционного развития Ростовской области.
Зампредседателя комиссии по промышленности и энергетики Торгово-промышленной палаты Ростовской области Юрий Курка, комментируя появление ветропарков в регионе, подчеркнул, что в скором времени миром будет править не тот, кто владеет информацией, а тот, кто имеет доступ к недорогой электроэнергии.
«Электроэнергия — основа всего, самый главный ресурс. К примеру, при производстве продуктов питания доля задействованной энергии составляет до 70 процентов. Все популярные сегодня ИТ-направления не стоят ничего без электроэнергии. Жизнедеятельность городов зависит от электроэнергии: 40 процентов тратится на воду, 20 процентов — на канализацию. Чем дешевле электроэнергия, тем выгоднее обходится производство того или иного товара», — заявил Юрий Курка.
Однако, по мнению эксперта, к процессу создания ветропарков стоит подходить более грамотно, детально изучать этот вопрос со всех сторон.
«Ветреные и солнечные электростанции, безусловно, нужны, но необходимо тщательно рассчитывать их количество и местоположение. Это позволит снизить потери и количество реактивной энергии, — считает Курка. — Во-вторых, необходимо прогнозировать систему продажи электроэнергии на день вперед — чётко регулировать этот процесс. В Европе это делать уже научились, мы — пока ещё нет. В-третьих, стоит уделить особое внимание применению комбинированных источников на государственном уровне. Речь идёт об использовании в работе котельных когенерационных установок. Доказано, что их эффективность может достигать 85-90 процентов (общий КПД)».
Стоит отметить, что регионы ЮФО уже давно частично переключились на возобновляемые источники энергии. Если говорить о развитии ВЭС, лидером среди южных субъектов по-прежнему остаётся Ростовская область, мощность ветроэнергетического кластера которой составляет 610 МВт. Только в 2021 году в донском крае ввели в эксплуатацию три ветропарка суммарной мощностью 260 МВт. На реализацию проекта было направлено более 23 млрд рублей.
По мнению экспертов, южные регионы, во многом благодаря погоде, являются наиболее подходящими территориями для развития «зелёной энергетики». К примеру, средняя скорость ветра в субъектах ЮФО превышает показатель в 4 м/с, и он незначительно меняется в течение суток и в процессе смены времен года. Возможно поэтому вторую позицию в развитии ветропарков занимает Астраханская область — ещё один «ветреный» край.
Волгоградская область прошла более тернистый путь создания ветропарков. Год назад местные СМИ сообщали, что Новоалексеевкую ВЭС не удаётся ввести в эксплуатацию в установленные сроки. Однако, несмотря на трудности, освоение альтернативных источников энергии в регионе продолжилось, о чём месяц назад сообщил губернатор Андрей Бочаров. По его словам, до 2028 года в области появятся несколько ветропарков и гидроэлектростанция. Таким образом планируется увеличить мощность волгоградской энергосистемы примерно на 9%.
Не отстают в этом плане и представители СКФО. Ставрополье давно уже снискало славу «флагмана возобновляемой энергетики». Здесь реализуются три крупных проекта в этой области. Один из самых обсуждаемых — строительство ВЭС в Труновском муниципальном округе. Речь идёт о создании 38 ветроэнергетических установок мощностью 2,5 МВт каждая. Проект оценили в 12,9 млрд рублей.