Индустрия виноделия на Кубани стремительно набирает обороты. Развиваются не только производственные площади, но и самые разнообразные сопутствующие услуги. Постепенно винодельни превращаются в полноценные рекреационные территории. Туристические потоки за последние несколько лет увеличились в десятки раз. Всё это сопряжено не только с точечным развитием винодельческих предприятий, но и с тем, что виноделы края выступают единым фронтом
«Каждая винодельня уникальна и неповторима. Могут повторяться мероприятия, но сами винодельни, комплексы, рестораны — нет»
О том, как это происходит, на примере агротуристического комплекса «Шато Пино» рассказывает генеральный директор предприятия Евгений Титоренко.
— Как родилась идея создания агротуристического комплекса?
— Главным идейным вдохновителем стала природа. Вид, который открывается на наши виноградники, на горы, на бухту, на Новороссийск — потрясает. А началось всё с небольших виноградников у подножия горы Колдун, потом докупили дополнительные площади, открыли ресторан и ферму, запустили винодельню гравитационного типа.
— Винодельня гравитационного типа? Это редкая и непростая в реализации модель, есть ли другие гравитационные винодельни в крае? Почему было принято решение запустить винодельню именно гравитационного типа?
— Полноценной гравитационной винодельни в крае больше нет, кто-то использует отдельные циклы, но столь масштабно они не представлены.
Как я уже сказал, главный вдохновитель — природа, кроме того, наш директор производства, Александр Сидоренко, — потомственный винодел. Многие гости задаются вопросом, кто же сделал такое производство? Иностранцы? Итальянцы или французы? Нет. Мы всё сделали сами. Ездили, смотрели, изучали и собственными силами реализовали — планировка, емкости на заказ, уровни и всё остальное. И, конечно, самое интересное — мы задействовали 15 метров естественного ландшафта — таков перепад высот от начала производства до готовой продукции. Вино с первого этапа начинает самотёком передвигаться по винному проводу из одного цеха в другой под действием собственной тяжести. Это благотворно влияет на вино, чем меньше воздействий на него, тем лучше. Потому что даже после розлива вину лучше полежать, оно должно успокоиться.
— И туристы могут увидеть этот процесс?
— Да, гости комплекса как раз идут по нашей экскурсионной галерее с первого цеха до последнего по лестнице. Там видно, как расположены емкости, винопроводы, технологическое оборудование и, конечно, вся работающая винодельня.
— Как развивался агротуристический комплекс, что входит в него сегодня и что планируется к запуску?
— На сегодняшний день комплекс уже достаточно разросся. Появился отель с бассейном. У бассейна открылась ещё одна точка питания — бистро. Там проходят завтраки для постояльцев отеля, и оно будет обслуживать не только гостей отеля, но и других туристов.
Мы открыли два магазина. Один рядом с рестораном, второй — на туристическом маршруте в винодельне. Там же, на территории завода, расположены дегустационные залы и экскурсионная галерея. Она уникальна, потому что никогда не мешает производству. В большинстве виноделен экскурсии проходят прямо по производству. И иногда это не совсем комфортно, приходится отказывать в экскурсиях. Наша экскурсионная галерея никому не мешает, гости могут спокойно ознакомиться с полным производственным процессом.
Запущен летний бар, где меню отличается от меню ресторана и бистро. Открыт развлекательный центр для детей, которым могут воспользоваться гости отеля и посетители ресторана. Там работают аниматоры, оборудована детская площадка, предусмотрены самые разнообразные программы. В самом ресторане также есть детская комната.
На виноградниках расположились улиточная и перепелиная фермы, пасека. Открыты музей ретроавтомобилей из советского прошлого, картинная галерея, где раз в месяц меняется экспозиция, «Город мастеров», который включает в себя гончарную и стекольную мастерские, художественную, кожевенную и небольшую шоколадную фабрики и собственную кузню, где работает настоящий кузнец-оружейник.
Кроме того, мы запустили в Новороссийске винный бар. «Бар 55» — один из первых баров в России, который предлагает исключительно российские вина.
— Как появилась идея создать улиточную и перепёлочную фермы, открыть винный бар?
— Это всё благодаря мозговым штурмам, общению с гостями, персоналом и так далее. Мы работаем в таком месте, которое позволяет не просто фонтанировать идеями, но и воплощать их в жизнь.
— Что-то ещё планируете к запуску в ближайшее время?
— К сезону собираемся разместить у бассейна уличную панорамную сауну и хамам для гостей отеля. Более полноценно наладить работу развлекательного центра для детей. Планируем запустить пешие тропы, так называемые терренкуры, через наши виноградники, через гору Колдун можно будет пройти до Широкой балки. Будет простроен маршрут, разработаны специальные указатели, возможно, создадим аудиогид.
Хотим построить смотровую площадку, где можно будет с удовольствием встретить рассвет или проводить закат. В ближайшее время запускаем йога-туры.
В июле у нас пройдёт двухдневный фестиваль по стритболу. Это будет второй фестиваль, на котором помимо спортивной составляющей будет представлена масштабная развлекательная программа, открыты фудкорты.
— Агротуристический комплекс — дорогостоящее мероприятие, каков у него цикл окупаемости?
— Это очень сложный вопрос. Пока мы только вкладываемся и развиваемся, даже завод не вышел на полную мощность производства. Мы досаживаем виноградники международными сортами. Пока ещё не дошли до автохтонов, их, кстати, гораздо сложнее реализовывать — международные сорта всем понятны, а вот автохтонные не всем. Так что об окупаемости говорить рановато.
— Насколько оправдало себя расширение разных туристических направлений с точки зрения капиталовложения и отдачи?
— Растут вложения, а вместе с ними растёт и турпоток. За прошлый год нас посетило более 100 тысяч туристов, поэтому расширение услуг, конечно, оправданно.
— Какое направление в комплексе вы могли бы выделить как самое эффективное?
— Тут сложно что-то выделить, работает синергия. Но всё же с появлением отеля сам комплекс «заиграл новыми красками», гости теперь могут остановиться у нас на несколько дней, а это немаловажно.
Ведь есть туристы, которые хотят посетить винодельню, попасть на экскурсию с дегустацией, а потом идут в ресторан. Кто-то из них обходится одним днём, а кто-то принимает решение остаться и посетить музей, «Город мастеров», виноградники и фермы.
«Бар 55» — это вообще отдельная точка притяжения для всех, кто приезжает в Новороссийск, и особенно для тех, кто разбирается в вине.
— А какое направление пока менее развито, но вы видите в нём перспективу?
— Есть большое желание повысить качество сервиса и изменить кухню нашего ресторана, над чем сейчас и работаем. Планируем также изменить дизайн заведения. У него очень высокий потенциал развития, мы хотим быть лучшими в Новороссийске и выйти на российский уровень.
— С какими сложностями приходится сталкиваться сегодня, как отразились санкционные меры на работе комплекса?
— Конечно, отразились, в основном это коснулось виноделия, потому что многие комплектующие — импортные. Но мы стараемся это решать.
Более длительными стали сроки доставки, что-то серьёзно подорожало, и мы ищем какие-то аналоги. Большая проблемная зона для ресторанного направления — это алкоголь, к которому люди привыкли, здесь тоже стало сложнее с доставкой и ценой. Часть вопросов решается через параллельный импорт, часть — посредством поиска альтернатив.
На турпоток серьёзно повлияли ограничения в авиасообщении, но люди всё равно приезжают.
— В последние годы растёт количество частных виноделен, вы ощущаете себя в высококонкурентной среде?
— В краевом винном туризме мы придерживаемся того, что мы все заодно. Есть, конечно, крупные предприятия, такие как «Абрау-Дюрсо» и Chateau Tamagne, с ними конкурировать невозможно. Но, тем не менее, мы совместными усилиями продвигаем культуру винопития в целом, приучаем людей к российскому вину, показываем, как это вкусно и красиво. И поэтому очень интересно, когда гости приезжают в одно из винных хозяйств, а потом посещают и другие. Мы всегда рекомендуем коллег своим гостям. Есть несколько ассоциаций, такие как, к примеру, Ассоциация аграрного туризма, где мы совместно решаем, как сделать так, чтобы гостям было комфортно, чтобы была доступна информация, чтобы они, посетив Chateau Tamagne, поехали в «Абрау-Дюрсо», потом ещё куда-то, и чтобы всё это было интересно и полезно. Чтобы гости пробовали, покупали вина, и, главное, возвращались к нашим винам в розничных сетях.
Какая-то конкуренция, конечно, присутствует, но она не столь уж значительна. Каждый привносит своё, и это очень интересно, когда представлено такое разнообразие. Каждая винодельня уникальна и неповторима. Могут повторяться мероприятия, но сами винодельни, комплексы, рестораны — нет.
Мы совместно проводим различные мероприятия, приглашаем другие винодельческие хозяйства поучаствовать в качестве фудкортов, устраиваем дегустационные зоны. Например, в ближайшее время масштабное мероприятие готовит «Винотеррия», они, как и мы, приглашают своих соседей и коллег. Все мы ведём командную игру — как мне кажется, это и есть залог успешного продвижения кубанского виноделия.