«Эксперт ЮГ» провёл опрос экспортёров в сфере малого и среднего бизнеса. Большая часть компаний заявляет, что адаптировались к новым условиям. Главные их проблемы — каналы поиска и проверки зарубежных партнёров
2022 год был не самым удачным для роста экспортной выручки, но в 2023 году большинство респондентов-экспортёров настроено оптимистично и оценивает текущие условия как привлекательные для развития экспорта. В целом компании смогли адаптироваться к вызовам 2022 года, перестроили цепочки поставок и начали сотрудничать с новыми контрагентами. Среди основных затруднений, которые испытывают экспортёры, — дефицит информации о зарубежных рынках и потенциальных партнёрах, нехватка кадров.
Всего в опросе приняли участие 60 компаний, в той или иной мере занимающиеся экспортной деятельностью, из Ростовской области и Краснодарского края. Из всего количества опрошенных компаний 35% активно занимаются экспортом, 23% осуществляют разовые поставки, часть изучает рынки или прорабатывает конкретные планы по развитию экспорта. Сферы деятельности компаний разнообразны: производство (30%), торговля (18%), сфера услуг (20%), сельхозпроизводство (13%), ИТ (10%) и другие.
Мы попросили респондентов проанализировать динамику экспортной выручки за последние два года. В 2022 году сократилось количество компаний с ростом экспортной выручки. Так, в 2021 году 47% компаний зафиксировали рост: 30% — умеренный, 17% — значительный. В 2022 году о росте выручки говорят лишь 33% (23% — об умеренном, 10% — о значительном) (см. график 1). По итогам 2021 года 18% компаний заявляли о снижении либо отсутствии экспортной выручки, в 2022 году это значение достигло 33%.
Такое положение дел является весьма закономерным следствием нестабильной макроэкономической ситуации, сложившейся в 2022 году. Наибольшую долю занимают респонденты, у которых выручка осталась примерно на том же уровне.
Но при этом большинство компаний-экспортёров настроено оптимистично. 71% респондентов оценивают текущие условия для развития экспорта как «скорее привлекательные», а 7% — как «привлекательные как никогда». Остальные полагают, что сейчас не лучшее время для развития экспортной составляющей.
35% считают, что введение международных санкций в 2022 году никак не повлияло на привлекательность развития экспортного направления. Для 23% привлекательность выросла незначительно, для 13% — значительно.
При ответе на вопрос «Что сегодня в наибольшей степени мотивирует вас заниматься развитием экспорта?» респонденты отдали предпочтение следующим вариантам: более высокая рентабельность, большой потенциал наращивания объёмов, дефицит спроса на внутреннем рынке.
Когда мы попросили дать прогноз по динамике экспорта на 2023 год, 15% респондентов ответили, что ожидают рост более чем на 30%, 33% надеются на умеренный рост, 37% полагают, что каких-либо значительных изменений не произойдет.
Мы спросили экспортёров о том, какие вызовы вышли для них на первый план в результате введения международных санкций и последовавших за ними экономических потрясений 2022 года. Больше всего голосов набрал ответ «поиск новых контрагентов» — 38% (график 2)., далее – «поиск новых форматов внешнеэкономической деятельности» — 37%, а также «необходимость переориентации на новые регионы» — 32%. Впрочем, необходимость перестраивать цепочки поставок и поиск альтернативных каналов сбыта набрали ненамного меньше голосов — 27 и 25% соответственно. Видимо, корректнее говорить о широком фронте работ, вызванных санкциями.
При этом большая часть компаний сумела адаптироваться к новым условиям работы. Всего об этом заявляют 60% респондентов, из которых 13% выбрали ответ «адаптировались полностью», 47% более сдержанны в оценках и дают ответ «скорее адаптировались». Но всё же довольно велика доля компаний — 28%, — которые прямо заявляют, что к новой ситуации пока не адаптировались.
Нам было важно понять, что конкретно делали компании в рамках адаптации, какие изменения внедряли. Судя по ответам, большая часть — 57% — начала сотрудничать с новыми контрагентами, 42% перестроили цепочки поставок. Остальные варианты набирают гораздо меньше голосов (см. график 3).
В тройку наиболее привлекательных для поставок регионов вошли страны СНГ — за них отдали голоса 58%, страны Западной (Турция, Иран, Израиль и др.) — 42% и Восточной Азии — 34%.
При этом в качестве стран, поставки в которые в 2022–2023 годы являются для экспортёров главными точками роста, респонденты чаще всего называли Китай, Турцию, Беларусь, Казахстан.
Ответы на вопросы «Что сегодня в наибольшей степени мешает заниматься экспортной деятельностью компаниям МСП?» и «Каких ресурсов вам более всего не хватает на данном этапе для расширения экспортного направления?» показали, что экспортёры прежде всего сталкиваются с недостатком каналов для поиска зарубежных партнёров и дефицитом аналитической информации о зарубежных рынках. По-прежнему актуальной проблемой остаётся нехватка квалифицированных кадров (график 4).
Как следствие, первоочередными задачами, связанными с развитием экспорта, являются поиск партнёров онлайн — 37%, исследование зарубежного рынка — 33%, освоение финансовых инструментов для работы на внешних рынках — 30%, разработка бренда/продвижения для зарубежного рынка — 25% (график 5).
В качестве наиболее актуальных видов поддержки экспорта респонденты хотели бы видеть поддержку продвижения на внешние рынки, участия в выставках – 50% и исследований зарубежных рынков – 38%.