Уральские аэропорты возобновили международное авиасообщение
8 февраля возобновлены зарубежные рейсы из международных аэропортов Астрахани, Екатеринбурга, Иркутска, Махачкалы, Минеральных Вод, Нижнего Новгорода, Перми и Хабаровска. Такое решение принято в конце января на заседании оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории России (координационный орган при правительстве РФ под руководством вице-премьера Татьяны Голиковой). В момент сдачи номера стало известно о возобновлении международного сообщения из Кемерова и Петропавловска-Камчатского.
Напомним, международное сообщение было приостановлено в конце марта прошлого года из-за пандемии. Перевозчики продолжили выполнять только вывозные рейсы для возвращения россиян из-за границы и отправки иностранцев на родину.
С 1 августа полеты возобновились из Москвы, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону. Авиасообщение было разрешено с Турцией, Танзанией и Великобританией (в декабре снова приостановлено из-за выявленного там нового штамма коронавируса). С сентября — с Египтом, ОАЭ, Мальдивами, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Южной Кореей. С ноября — с Кубой, Сербией и Японией.
В январе открылись авиарейсы в Финляндию, Вьетнам, Индию и Катар, в феврале — в Грецию и Сингапур. 2 февраля на сайте Росавиации был опубликован приказ о выдаче допусков российским авиакомпаниям на международные рейсы в Сербию, Хорватию, Черногорию, Оман и Азербайджан. А в «перечень пунктов РФ, из которых возобновлено международное авиасообщение» постепенно были включены Казань, Калининград, Новосибирск (с 20 августа), Самара, Владивосток, Грозный и Красноярск (с октября).
Поможет ли возвращение аэропортов в международную повестку улучшить ситуацию на авиарынке?
Из статистики Росавиации следует, что за 2020 год было обслужено 1,3 млн полетов, на 29% меньше, чем годом ранее. Количество внутренних рейсов сократилось на 3%, составив 909,3 тысячи, а международных — на 44% до 389,8 тысячи. Всего за 2020 год отечественными авиакомпаниями перевезено 69 млн пассажиров, на 46% меньше показателя предыдущего года. Пассажирооборот за 12 месяцев сократился на 52%, достигнув отметки в 153,43 млрд пасс./км.
По словам аналитика ГК «Финам» Алексея Коренева, основная часть проблем не отступила, как ожидалось, после первой волны пандемии и в значительной степени сохраняется по сей день:
— Так, за декабрь перевезено немногим более 5 млн пассажиров, что на 46% ниже показателя декабря 2019 года. Пассажирооборот в декабре упал год к году на 56% — до 10 млрд пассажирокилометров. Понятно, что в этих условиях и сами авиакомпании, и аэропорты, и все прочие структуры, относящиеся к логистике и обеспечению полетов, несут огромные потери. Даже небольшое увеличение количества перелетов, которых, кстати, россияне ждут с нетерпением, позитивно скажется на операционных и финансовых показателях отечественных авиакомпаний и российских аэропортов.
Для уральских Кольцово (Екатеринбург, управляется УК «Аэропорты регионов») и Большое Савино (Пермь) решение оперативного штаба очень много значит. По итогам работы этих аэропортов в 2020 году наибольшее снижение пассажиропотока зафиксировано именно в международном секторе: минус 84% — в Кольцово и минус 88,8% — в Большом Савино. По данным УК «Аэропорты регионов», всего на зарубежных рейсах в Кольцово было обслужено 333 тыс. пассажиров, на внутренних — 3,2 млн человек (на 25% меньше). В итоге общее падение — 44%. Для сравнения,
аэропорт Платов (Ростов-на-Дону, также в составе УК «Аэропорты регионов»), который еще летом получил разрешение на обслуживание международных рейсов, показал меньшее падение. Общий пассажиропоток Платова снизился на 32%, падение на международных направлениях составило 38% (обслужено 420 тыс. человек).
В пермском аэропорту общее сокращение пассажиропотока составило 32% (1,1 млн человек), на 18,6% (до 1,08 млн человек) упал внутренний пассажиропоток. На международных воздушных линиях обслужено всего 35,6 тыс. пассажиров. По сообщению медиацентра аэропорта, самыми сложными месяцами для предприятия стали апрель и май: «Тогда количество рейсов из аэропорта Перми упало на 92,3% и 91,7% соответственно. Падение пассажиропотока связано с ограничениями, введенными для борьбы с распространением коронавируса, в первую очередь это коснулось международных рейсов. За три месяца выполнения международной программы полетов самым популярным направлением стал Дубай — 6,7 тыс. человек».
— Маржинальность обслуживания международных авиарейсов в два-три раза больше, чем внутренних. Кроме того, пассажиры, которые летят за границу, проводят больше времени в аэропорту — они раньше туда приезжают и больше тратят денег в кафе и магазинах. А, как вы знаете, доходность аэропортов существенно зависит и от неавиационных видов деятельности, — позитивно оценивает решение об открытии аэропортов ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко.
— Возобновление перелетов за границу продиктовано как реальным улучшением ситуации с распространением коронавируса в регионах, так улучшением ситуации с ковидом за границей: в Греции, Сингапуре, Египте, Армении и Белоруссии (всего снято ограничение с 19 стран), — рассуждает эксперт авиаотрасли, доцент кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев. — Лоббистские усилия региональных властей и авиаигроков тоже имеют место, поскольку власти заинтересованы, чтобы авиакомпании как можно быстрее восстановились, ведь они в свою очередь смогут снизить господдержку авиакомпаний, затраты на содержание авиапарка и топливо. И сами авиакомпании имеют сильнейшую конкуренцию и заинтересованы первыми выходить в небо.
Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, по данным пресс-службы главы региона, обращался к Татьяне Голиковой и главе Федерального агентства воздушного транспорта Александру Нерадько с ходатайством включить Большое Савино в число аэропортов, которым разрешено выполнять международные рейсы: «В письме отмечалось, что на территории аэропорта соблюдаются все необходимые мероприятия для борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Обеспечение всех соответствующих мер безопасности и готовность инфраструктуры к приему международных рейсов 26 января было подтверждено управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю».
В пресс-службе губернатора также сообщили, что в период пандемии авиакомпании продолжали обращаться в Росавиацию за разрешениями на совершение чартерных и регулярных международных перелетов из Перми: «Так, в числе последних 21 декабря такие разрешения получили авиакомпания “Северный ветер” (допуск на рейсы из Перми в Тель-Авив, Израиль), а также в города Фергана, Наманган и Самарканд в Узбекистане. Компания AZUR Air получила допуск на вылет из Перми в Бургас (Болгария) на лето 2021 года».
— На данный момент аэропортом совместно с представителями авиакомпаний-партнеров и туристическим сообществом региона ведется активная работа по возобновлению и открытию полетных программ (как регулярных, так и чартерных рейсов) по наиболее востребованным направлениям, — подтверждают в медиацентре Большое Савино.
После открытия Кольцово для международных перелетов «Уральские авиалинии» заявили о запуске чартерных рейсов в Армению. «Полеты будут выполняться по субботам с 6 февраля. Перед перелетом необходимо сдать тест на коронавирусную инфекцию и загрузить результат в приложение “Путешествую без COVID-19”. До закрытия границ в связи с пандемией “Уральские авиалинии” регулярно выполняли прямые рейсы в столицу Армении из Екатеринбурга и других городов России. Сейчас помимо Екатеринбурга улететь в Ереван можно также из Москвы (Домодедово), подмосковного Жуковского, Самары, Краснодара, а из Ростова-на-Дону есть рейсы не только в Ереван, но и в Гюмри», — сообщается на сайте авиакомпании.
С 14 февраля УАЛ запускает рейсы Екатеринбург — Дубай — Екатеринбург. До конца марта рейсы будут выполняться один раз в неделю по воскресеньям, далее возможно увеличение частоты до четырех раз в неделю. В марте УАЛ начнет летать из Кольцово в Кипр. Прямые рейсы из Екатеринбурга в Ларнаку и обратно будут выполняться с 7 марта один раз в неделю (сейчас въезд на Кипр для граждан России с туристическими целями не разрешен). Также рассматривается возможность открыть новые рейсы в Беларусь.
— Авиаперелеты постепенно возвращаются благодаря некоторому улучшению с заболеваемостью коронавирусом, возможности смягчить карантинные ограничения и, конечно, по экономическим соображениям — и авиакомпании, и аэропорты надо спасать, пока они не столкнулись с весомым оттоком профессиональных кадров, — подводит итоги Алексей Коренев.
Оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории России поддержал предложение Роспотребнадзора об актуализации следующих критериев и показателей для оценки эпидемиологической обстановки в иностранных государствах с целью восстановления авиа- и ж/д сообщения:
— показатель заболеваемости на 100 тыс. населения за последние 7 дней не должен превышать 40,0 на 100 тыс. населения;
— показатель распространения (Rt), рассчитанный как средний за неделю, должен быть меньше или равен 1;
— темп прироста, рассчитанный как средний за 14 суток, не должен превышать 1%;
— уровень тестирования на 100 тысяч населения, рассчитанный как средний за 7 дней, не должен быть меньше 200.