Первоуральский Автоагрегатный завод закрепился на зарубежных рынках благодаря качеству продукции, грамотному продвижению и адаптации под требования потребителя
В начале января Первоуральский Автоагрегатный завод (ПААЗ) завершил испытания на долговечность на автотранспорте одной из самых крупных компаний-перевозчиков в РФ «Лорри». Испытания проходили на тягачах Volvo и полуприцепах Schmitz, амортизаторы PAAZ показали максимальный ресурс более 600 тыс. км пробега. Тем самым компания еще раз подтвердила конкурентоспособность. ПААЗ выпускает продукцию, которая является одним из условий обеспечения безопасности коммерческого транспорта на дороге.
Производство амортизаторов Первоуральский Автоагрегатный завод освоил в 2006 году, ориентируясь на потребности российской автомобильной промышленности: в результате разрушения хозяйственных цепочек после распада СССР российский автопром остался без национальных предприятий этого профиля, и российские заводы закупали амортизаторы в странах СНГ. Тогда учредители ПААЗ увидели перспективную нишу, и не ошиблись. Сегодня этот российский производитель амортизаторов коммерческого транспорта держит значительную часть рынка, объем производства составляет более 300 тысяч изделий в год.
ПААЗ сразу ориентировался на очень требовательного заказчика — ведущих автопроизводителей и оборонную промышленность. Поэтому стандарты качества были заданы изначально: на предприятии установлено современное импортное оборудование, в 2013 году
ПААЗ прошел сертификационный аудит системы менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта ISO/TS 16949 и ISO 9001.
К 2016 году стало очевидно, что у компании есть достаточно большой потенциал наращивания производственных мощностей, и менеджеры компании начали присматриваться к возможностям развития за счет поставок на рынки стран СНГ — Белоруссии и Казахстана. По словам генерального директор Андрея Старикова, поставки на территорию СНГ удалось организовать довольно быстро: это понятные рынки, да и законодательство у нас похожее.
Но компания захотела идти дальше. Исследование показало, что рынки США и Европы являются еще более емкими, и главное, что сложившаяся там культура потребления отвечает нашей стратегии, отмечает Андрей Стариков: «Инвестиции в продукт, естественно, влияют на себестоимость, но российский потребитель до сих пор между качеством и ценой выбирает второе. На европейских рынках другой подход».
Безусловно, выход на экспортные рынки потребовал перенастройки бизнес-процессов:
— Мы адаптировали производственные мощности под общеевропейские требования, — говорит Андрей Стариков. — На предприятии внедрена система менеджмента качества, которая соответствует требованиям европейских экологических стандартов ISO 14001:2015 и т.д. Кроме того, мы поменяли условия предоставления гарантийного обслуживания. На внутреннем рынке мы предоставляем потребителям гарантию до двух лет эксплуатации, учитывая низкую культуру обслуживания транспортных средств в нашей стране, а также климатические условия. Как правило, причины выхода из строя возникают не по вине производителя. Благодаря сотрудничеству со специалистами компании «Лорри» мы поняли, что при европейском уровне обслуживания и эксплуатации автомобиля или полуприцепа можно смело давать гарантию два года в эксплуатации на амортизаторы PAAZ.
Естественно, для того чтобы завоевать доверие нового рынка, уральскому производителю понадобились время и грамотные решения. По словам Андрея Старикова, для продвижения бренда завод начал активно участвовать в международных мероприятиях:
— В 2016 году мы впервые приняли участие в международной выставке во Франкфурте. Следующие шаги делали уже вместе с Центром поддержки экспорта при Свердловском областном фонде поддержки предпринимательства. В 2019 году мы с помощью Центра участвовали в составе бизнес-миссии в ОАЭ. И именно там нам удалось договориться о поставках в Дубай амортизаторов для одного из производителей пожарной техники. Тогда же стало понятно, что нам нужен более современный сайт, адаптированный для зарубежного пользователя. Представители Центра поддержки экспорта помогли нам его модернизировать. В ходе экспортной деятельности возникает много вопросов, в частности по таможенному оформлению, и мы всегда можем обратиться в Центр за консультациями.
2020 год для экономики оказался непростым, но ПААЗ не столкнулся с падением спроса ни на внутреннем, ни на внешних рынках. По словам Андрея Старикова, в этот период сотрудники завода учились применять новые знания, к освоению которых подталкивала пандемия:
— Мы научились работать удаленно и осваивать новые способы продаж. Так, в 2020 году благодаря Центру экспорта мы разместили информацию о своей продукции на «TECDOC», это крупная информационная онлайн-площадка для производителей автокомпонентов всего мира. Любой европейский потребитель может нас найти в этом каталоге. Кроме того, благодаря Центру экспорта мы приняли участие в акселерационной программе «Экспортный форсаж-2020».
Планы этого года во многом зависят от эпидемиологической ситуации. Если новых потрясений не случится, ПААЗ рассчитывает на прирост экспортной составляющей на 20%. Кроме того, с помощью Центра поддержки экспорта компания планирует открыть представительства в Европе.