Преподаватели кафедры истории Уральского федерального университета (УрФУ) инициировали разработку треков. Треки построены так, чтобы у студентов была возможность изучать и обсуждать важные для современного российского гражданина вопросы в их историческом развитии. Учеба на каждом треке предполагает проектную работу. Ребята объединяются в группы из пяти-шести человек с различных направлений и институтов УрФУ, чтобы разработать проект в течение одного семестра.
— Есть дисциплина «Физическая культура», которая без физического компонента не будет полноценной дисциплиной. Историю можно изучать и онлайн, и традиционно, при этом у студентов формируются различные компетенции, — рассказал завкафедрой истории России Сергей Соколов.
Важно, что студенты учатся не только истории, но и оттачивают профессиональные навыки, а также разбираются, как инновации входят в широкое употребление и что способствует их коммерческому успеху. Например, будущие радисты и металлурги на треке «Науки, технологии и общество в истории» занимаются 3D-моделированием и восстанавливают научно-технологические изделия разных эпох. При этом студенты должны изучить и реконструировать контекст появления того или иного изобретения: объяснить, какие социальные процессы способствовали изобретению, почему инновация прижилась и завоевала популярность. Были и проекты, при выполнении которых студенты не ограничивались только 3D-моделями. Одна из команд создала действующую модель средневекового осадного орудия — требушет в уменьшенном варианте.
«Для научного развития необходимо признание полной свободы личности, личного духа, ибо только при этом условии может одно научное мировоззрение сменяться другим, создаваемым свободной, независимой работой личности» - Владимир Вернадский (1863 — 1945 гг.), русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель
Владимир Вернадский (1863 — 1945 гг.)
— Сегодня студент может найти все. Но научить его соединить информацию, вывести ее на аналитический уровень — задача преподавателя. Вместе с этой задачей работает и проект. Само по себе историческое изобретение важно, но это не главное — студент анализирует предпосылки таких изобретений и их последствия. Мы пробуждаем в них интерес к прошлому, а в процессе работы на треке они научатся правильно анализировать информацию, — отметил доцент кафедры истории России Илья Еробкин.
Помимо учебных проектов, будущих радистов активно привлекают для работы над проектами от заказчиков. Сейчас истфак, в частности, разрабатывает исторические квесты.
— Это будет интерактивный формат для онлайн-курса истории на openedu.ru, — пояснил куратор проекта Владислав Ившин. — Таких исторических квестов планируется два. Первый касается биографии человека, родившегося в 1900 году и дожившего примерно до смерти Сталина в 1953-м, то есть он пережил две мировые войны и несколько революций. Квест предполагает несколько ходов, во время которых мы принимаем решения за крестьянина, рабочего или военного тех лет. Второй исторический квест касается задумки профессора кафедры истории России Константина Бугрова. Он сделал прототип игры по карьере дворянина XVIII века. За восемь ходов мы проживем его жизнь и повлияем на его решения в сфере образования, военной службы и отношение к императорскому двору.
В работу привлечены как студенты Института радиоэлектроники и информационных технологий УрФУ, так и магистранты-историки первого курса. Программисты отвечают за коды и дизайн, а историки занимаются написанием текстов и подбором репродукций.
Проектное обучение и индивидуальные образовательные траектории немыслимы без источников знаний, хранящихся в библиотеке УрФУ. По итогам 2020 года Уральский федеральный университет вошел в рейтинг компании «Директ-медиа» двадцати самых эффективных вузов по активности работы с электронно-библиотечной системой «Университетская библиотека онлайн» среди своих подписчиков. Этот топ составлен на основе анализа статистики более чем 500 организаций-подписчиков ЭБС. УрФУ занял шестую позицию.
В 2020 году рост посещений платформы «Университетская библиотека онлайн» составил 34%, по сравнению с предыдущим годом общий объем чтения возрос на 11 млн страниц и достиг отметки в 50 млн страниц.