Факторы удивительных успехов китайской экономики — повышение жизненного уровня населения, продолжение политики открытости, стимулирование частного предпринимательства, инвестиций и инноваций
Экономическое чудо, сотворенное Поднебесной за четыре десятилетия реформ, демонстрирует высокую эффективность таких шагов. На прошедшей в марте ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) были подведены итоги развития Китайской Народной Республики за предыдущие пять лет и принята стратегия развития на ближайшую XIV пятилетку. Интересно, что экономика Китая по итогам 2020 коронавирусного года стала единственной в мире, показавшей рост валового внутреннего продукта — на 2,1%. Поставленная цель на текущий год — достижение шестипроцентного роста.
Понятно, что бурный экономический рост Китая в первые два десятилетия реформ можно объяснить эффектом низкой базы. Однако успехи в развитии экономики и социальной сферы Поднебесной оказались весьма внушительными и в XXI веке. Новый импульс к развитию страна получила за прошедшую XIII пятилетку. Попробуем разобраться, какие факторы этому способствовали и сможет ли КНР в перспективе развиваться такими же высокими темпами.
Одна из важнейших составляющих китайского экономического чуда — политика реформ и открытости, которая начала проводиться в стране с 1978 года. Она была нацелена на то, чтобы использовать глобальные возможности (за счет привлечения иностранных инвестиций и получения валютной выручки) для осуществления целого ряда внутренних реформ в Китае, среди которых — устранение экономических и социальных диспропорций между городом и деревней, между провинциями, отраслями национальной экономики и т.д. Таким образом, страна открылась для иностранных инвестиций — сначала в рамках особых экономических зон, но затем эта модель была распространена и на другие части КНР.
Иностранные инвесторы с помощью использования китайской рабочей силы значительно сократили себестоимость продукции, в итоге КНР получила и деньги, и современные технологии, обученных инженеров, рабочих и менеджеров.
В результате вступления Китая во Всемирную торговую организацию, предоставления налоговых льгот и сокращения регулирования в отношении иностранных инвесторов в Поднебесную переехали многие промышленные производства из развитых стран. Иностранные компании также привлекала в Китае дешевая рабочая сила. Но сегодня эта приманка уже исчезла с повышением жизненного уровня населения КНР. На современном этапе политика открытости корректируется: копирование иностранного опыта и привлечение зарубежных инвестиций для обретшего экономическую мощь Китая уже не так важно. Теперь главное — повышение качества иностранных инвестиций в Китай (они должны быть «зелеными» и высокотехнологичными) и стимулирование китайских инвестиций на зарубежные рынки. Поднебесная создает уже собственные инновационные производства. За последние годы, например, в стране разработана собственная операционная система, есть в КНР и свои соцсети и мессенджеры, которые куда мощнее и удобнее для китайцев, чем Facebook или Twitter. Есть свое производство станков, оборудования, спутников и ракет, собственное автомобилестроение.
— Политика открытости сыграла положительную роль и показала свою эффективность. Но сейчас эта открытость обретает другое наполнение, — прокомментировал нашему изданию профессор кафедры востоковедения Уральского федерального университета Вадим Кузьмин. — На первоначальном этапе реформ китайцам требовалось активно использовать передовой зарубежный опыт, перенимать иностранные технологии. Этот подход до сих пор присутствует, но уже не является главным. Все законы, которые регулируют иностранные инвестиции в страну, продолжают действовать. Но, усилившись экономически, теперь Китай, наоборот, инвестирует в другие страны. Этому процессу содействует реализация выдвинутой председателем КНР Си Цзиньпинем масштабной внешнеэкономической инициативы «Один пояс и один путь», призванной развивать транспортные сухопутные и морские пути и логистику. Не только сопредельные с Китаем азиатские страны, но и Африка, и Европа становятся сферой активного внимания китайского капитала.
Не менее важный фактор успехов современного Китая — стремительное повышение жизненного уровня населения. Это также стало прямым следствием политики реформ и открытости. В 2021 году будет отмечаться столетие образования правящей Коммунистической партии Китая (КПК). Для страны это очень значимое событие, которое оказывает влияние на развитие китайского общества. Примечательно, что в преддверии этого юбилея Китай объявил в феврале 2021 года о полной победе над абсолютной нищетой. Только за последние восемь лет из состояния нищеты вывели все бедное население сельских районов — почти 100 млн человек и 128 тыс. деревень в 832 уездах. Для более чем 25 млн малоимущих отремонтировали ветхие дома, а примерно 9,6 млн человек переселили из бедных районов. Всего с конца 1970-х годов черту бедности преодолели 770 млн человек.
Богатеющее население Поднебесной, переселяющееся из сельской местности в города, постоянно подогревает гигантский внутренний спрос, благодаря чему китайские компании и национальная экономика стремительно развиваются, даже несмотря на глобальные кризисы типа пандемии коронавируса. Но и в этой сфере требуется корректировка стратегии, что уже происходит.
— Дальнейший рост благосостояния возможен за счет повышения производительности труда и новых технологий, а также захвата новых рынков, — высказал мнение в интервью нашему изданию президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич. Китайские компании стали транснациональными и многие из них успешно ведут бизнес, в том числе в России. В стратегии на XIV пятилетку обозначен принцип «двойной циркуляции» — сочетание роста внутреннего спроса и экспорта. Китай будет развивать масштабные фискальные стимулы в экономике и продолжать проводить мягкую монетарную политику для развития внутреннего рынка и роста благосостояния граждан.
Еще одна причина успеха — поощрение частного предпринимательства, которое не остановилось даже в пандемию. В развитии малого и среднего бизнеса китайские власти видят проявление инициативы народных масс, поэтому предоставляют таким предприятиям всевозможные льготы. Тем более что для многих людей создание собственного бизнеса — это как раз и есть один из путей преодоления бедности. Сегодня частный сектор обеспечивает около 60% ВВП Китая и половину всех налоговых поступлений. В Китае развивается множество частных компаний, которые входят в Fortune 500: Alibaba, Tencent, Huawei, JD, CITIC — это и есть ответ на то, насколько эффективна политика поощрения частной инициативы в Поднебесной.
«Двумя китами» ближайшей пятилетки призваны стать инновации и рост внутреннего потребления, причем это взаимосвязанные процессы
Становление компаний — национальных чемпионов в высокотехнологичных отраслях стимулирует разработки и внедрение инноваций. Успехи на этом пути — огромные. По данным японской деловой газеты Nikkei, в 2019 году КНР заняла самую большую долю мирового рынка в 12 высокотехнологичных секторах, включая производство электронных компонентов. У находящихся на первом месте США этот показатель равен 25, а у расположившейся на третьей строчке рейтинга Японии — семи. Китайские компании за год превзошли японские в сегменте используемых в смартфонах жидкокристаллических дисплеев малого и среднего размера, компонентов для литий-ионных батарей и других.
— Нельзя игнорировать научные успехи Китая. Си Цзиньпин постоянно подчеркивает, что инновации — движущая сила развития, — отметил Вадим Кузьмин. — Китайцы неизменно увеличивают инвестиции на научные исследования. По объему этих инвестиций уже сейчас Китай занимает второе место в мире после США. И уже есть результаты. Например, у них практически создана своя спутниковая навигационная система «Бэйдоу», не вызывают сомнений успехи в цифровизации.
На сессии ВСНП провозглашен лозунг «Развитие — ключ к решению всех проблем». Но Китай уже не гонится за стремительным ростом ВВП, отдавая приоритет качеству развития. «Двумя китами» ближайшей пятилетки призваны стать инновации и рост внутреннего потребления, причем это взаимосвязанные процессы.
В сфере инноваций руководством КНР ставится задача превратить страну уже в ближайшие пять лет в технологическую супердержаву. Ежегодное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок китайцы намерены увеличить по сравнению с предыдущей пятилеткой в 17,5 раза!
Главный вопрос, который сегодня задают эксперты, рассматривая развитие Китая, сможет ли эта страна продолжить успешное развитие и сохранить высокие темпы экономического роста? Общее мнение — сможет. И хотя темпы роста китайского ВВП в ближайшие годы ожидаются ниже, чем в начале XXI века, они все равно будут значительно превосходить другие передовые страны мира.
— Среди экономистов ведется полемика относительно того, когда Китай по экономическому развитию перегонит США — в 2028 году или к 2050-му. Но никто не сомневается, что это обязательно произойдет, — убежден Вадим Кузьмин. — Один из главных факторов — поддержка КПК от народа. Китайский народ верит партии. И если она на своем съезде или пленуме что-то решила, это не вызывает сомнений в обществе. Наоборот, есть убежденность в том, что такое решение хорошо продумано, научно обосновано и точно будет выполнено, ведь это происходило все последние сорок лет реформ.
Схожей позиции придерживается и Виталий Манкевич:
— Китай — пример, когда государственная политика реализуется в интересах общества, и каждый житель страны может почувствовать на себе результаты этой политики. Хорошо поработал губернатор — появились новые заводы и новые рабочие места, выросли доходы. Центральное правительство построило скоростные дороги — появился трафик, на котором можно зарабатывать, просубсидировало выставки — получилось найти зарубежных покупателей. Общество доверяет китайскому правительству. Это один из факторов, почему рост продолжится. Драйверами станут рост внутреннего спроса и результаты научно-технической деятельности, перехода к Индустрии 4.0 и цифровизации, которые являются важными приоритетами в рамках программы развития страны.
Вполне вероятно, что высокие темпы экономического роста в Китае удастся сохранить за счет дальнейшего развития транспортно-логистической инфраструктуры (как внутри страны, так и за ее пределами, в рамках реализации инициативы «Один пояс и один путь»), продолжения доказавшей свою эффективность политики открытости и поощрения частного сектора, наращивания инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики.
При этом важнейшей идеологической составляющей, которая определит социально-экономическое развитие Китая на несколько ближайших десятилетий, должен стать следующий после столетия КПК великий юбилей — сто лет со дня образования Китайской Народной Республики, который будет отмечаться в 2049 году. «К середине XXI века мы построим сильное, богатое, демократическое, цивилизованное и гармоничное современное социалистическое государство и осуществим мечту всех китайцев о великом возрождении китайской нации», — так сформулировал цель развития страны ее лидер Си Цзиньпин. Он обозначил три условия для реализации китайской мечты. Первое — обязательно идти по китайскому пути, то есть по пути социализма с китайской спецификой. Второе — необходимо возвышать китайский дух, сердцевина которого — патриотизм, а также дух эпохи, сердцевина которого — реформы и новаторство. Третье — необходимо объединять силы нации, которые рождаются великой сплоченностью 56 национальностей.
Таким образом, в основе масштабных изменений в социальной и экономической сферах китайского общества заложена мощная духовная и идеологическая составляющая. Она вдохновляет китайцев на новые свершения — и мало кто сомневается, что китайская мечта осуществится в намеченный срок.
Россия Китай новости: Китайская торговая война на рыбном фронте