Коронавирусные ограничения сократили нелегальный сегмент табачного рынка. Однако ряд факторов могут способствовать его взрывному росту
В 2020 году впервые с 2015 года независимое агентство Nielsen зафиксировало снижение доли рынка нелегальных сигарет в России с пикового значения в 15% до 7%, сообщила управляющая по корпоративным вопросам региона Урал компании Philip Morris International в России Анна Бушлякова на заседании за круглым столом «Борьба с нелегальным оборотом табачной продукции в 2021 году» в Южно-Уральской торгово-промышленной палате. Мероприятие было организовано Ассоциацией малоформатной торговли и порталом «Стоп нелегальный табак».
Проблема контрабанды потребительских товаров особенно остра для приграничных территорий. Челябинская область как регион, граничащий с государствами ЕАЭС, в полной мере испытывает давление контрафакта. Как отметил Максим Курганский, директор по защите легального оборота продукции Центра развития перспективных технологий, оператора цифровой маркировки, в конце 2020 года в Челябинске доля нелегального табака в продаже составила 19,3%. На Южном Урале теневой рынок стремительно рос последние пять лет. В 2019 году каждая пятая пачка сигарет была «серой», в 2020-м, несмотря на общее снижение теневого оборота, Челябинск и Магнитогорск оставались в числе городов с самой большой долей нелегальной продукции.
У надзорных и правоохранительных органов есть инструменты противостояния, но быстро справиться с проблемой не получается. Росту нелегального сектора способствует близость к границе с Казахстаном, откуда идет поток контрабанды, кратный разрыв в стоимости нелегальной и законной продукции, отсутствие системной защиты рынка.
Снижение доли теневого рынка в 2020 году связано с ограничениями в передвижении через границу и действием режима самоизоляции, подчеркивает президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов: «Во время карантина не работали точки традиционного сбыта нелегальной продукции, палатки, рынки и так далее».
Вклад в изменение динамики проникновения нелегального товара внесли и усилия по борьбе с контрафактной продукцией на разных уровнях, считает Анна Бушлякова. По ее данным, в целом по России в прошлом году с нелегального рынка изъято более миллиарда сигарет, закрыто много подпольных производств.
В 2020 году в Челябинской области возбуждено 141 дело по факту торговли табачной продукцией, в суды направлено 105 уголовных дел, изъято 1,2 млн нелегальных сигарет, подтверждает Иван Ватолин, замначальника отдела Управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции ГУ МВД России по Челябинской области.
По его словам, на особом контроле полиции находится Магнитогорск: «В 2020 году здесь обнаружено большое скопление нелегальной табачной продукции, возбуждено много уголовных дел, изъято 180 тыс. пачек сигарет».
При этом правоохранительным органам приходится постоянно координировать методы работы, поскольку структура теневого оборота меняется. В частности, за последний год существенно вырос контрабандный поток из Белоруссии (на нее приходится уже более 50% нелегальных сигарет, поступающих в Челябинскую область), несколько снизилась доля Казахстана, Армении и Киргизии.
Определенный эффект дают и законодательные новации. С 1 июля 2019 года законопослушные производители сигарет выпускают только продукцию, маркированную цифровым кодом DataМatrix. Чтобы реализовать ее, нужно считать код, размещенный на пачке, 2D-сканером. Только так можно вывести табачную продукцию из оборота, и все эти операции проходят через систему «Честный знак».
По словам менеджера по работе с органами государственной власти «JTI Россия» Романа Трошкина, все принятые за последний год законодательные инициативы были сформированы исходя из особенностей структуры нелегального оборота на российском рынке: «85% всего нелегального табака поступает из-за пределов Российской Федерации, из них 64% — из ЕАЭС».
Поэтому одной из мер пресечения ввоза серых сигарет была норма о введении лимитов на перевоз табачной продукции физическими лицами из стран-членов Евразийского экономического союза. Норма действует с января 2021 года.
Другая принятая мера — установление единой минимальной цены табачной продукции: «Единая минимальная цена c 1 апреля 2021 года установлена на уровне 108 рублей за пачку. Это цена, ниже которой запрещено устанавливать максимальные розничные цены на сигареты и папиросы, — поясняет Роман Трошкин. — Если раньше допускалось отклонение на 25% от максимальной розничной цены, указанной на пачке, то сейчас реализация в рознице допускается исключительно по цене, которая нанесена на пачку».
Однако даже с учетом этих изменений в 2021 году будет непросто удержать тренд снижения доли теневого оборота. Это обусловлено тем, что с 1 января акцизы выросли на 20% вместо запланированных 4%. На фоне открытия границ и выхода из режима самоизоляции, по оценке НАФИ, доля нелегальных сигарет уже в 2022 году может снова дойти до 15%, и это, приведет к бюджетным потерям в 130 млрд рублей.
Правительство РФ и парламентарии продолжают работу по совершенствованию законодательства. По словам Романа Трошкина, в Государственную Думу внесены еще несколько законопроектов. В частности, поправки в Кодекс об административных правонарушениях предусматривают введение ответственности за перемещение физическими лицами на территории России немаркированной табачной продукции для личного потребления сверх установленных лимитов, повышение административных штрафов за реализацию немаркированной табачной продукции, а также обязательное уничтожение изъятой нелегальной табачной продукции. На прошлой неделе в Государственной Думе состоялось заседание профильного комитета, где данный законопроект рассматривался в первом чтении: «Мы считаем это крайне важной инициативой, которая позволит, создать превентивные механизмы, позволяющие не допускать ввоз и реализацию нелегальной табачной продукции на российском рынке», — подчеркивает Роман Трошкин. Разработан также законопроект о внесении изменений в КоАП, который предусматривает введение отдельного состава правонарушения и ответственности за несоблюдение требований, связанных с цифровой маркировкой продукции. Этот законопроект был принят Государственной думой в первом чтении 10 февраля. В ближайшее время ожидается рассмотрение во втором чтении.
Кроме того, недавно внесены законопроекты, призванные обеспечить контроль за использованием основного технологического оборудования для производства табачной продукции, предполагается введение норм об обязательной регистрации такого оборудования. В начале апреля правительство внесло на рассмотрение поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации, направленные на введение ответственности за использование поддельных средств идентификации или цифрового кода. В стадии обсуждения также находится предложение о внесении поправок в Уголовный кодекс о введении уголовной ответственности за незаконный ввоз с целью сбыта немаркированной табачной продукции через государственную границу. «Законопроект разработан депутатами Государственной Думы и направлен на заключение в правительство», — говорит Роман Трошкин.
Все эти поправки в целом усиливают контроль за теневым сектором, однако не снимают главную проблему, связанную с разными нормами законодательства стран Евразийского экономического союза, считает Владлен Максимов: «Мы говорим о том, что до 2024 года мы должны гармонизировать акцизные ставки в странах-членах ЕАЭС, но они продолжают расходиться. Поэтому торговля нелегальными сигаретами не становится менее выгодной».
Руководитель общественного движения «Антидилер» Денис Терсков обращает внимание на важность координации усилий не только при совершенствовании законодательства: «Если нормы не будут работать “в полях”, ничего не изменится. А мы одни из тех, кто выходит в рейды и находит там контрафактную продукцию. Часто мы видим, что надзорным и контролирующим органам не хватает знаний, и мы готовы оказать поддержку в обучении специалистов».
По его мнению, эффективно бороться с теневым рынком мешает также отсутствие как мест для хранения конфиската, так и механизма его ликвидации. Кроме того, необходимо усилить правоприменение на местах, вовлекать в работу общественные движения.
В конечном итоге от давления нелегального сектора колоссальные убытки несет бюджет. По словам Максима Курганского, в 2020 году потери бюджета в виде недополученных акцизов и налогов из-за нелегального оборота табака в Челябинской области составили 1,6 млрд рублей, по масштабам потерь область занимает третье место по стране после Москвы и Ростова-на-Дону.
Кроме того, теневой рынок подрывает общественные устои. Председатель общественного совета по проблеме подросткового курения Светлана Чернышова привела данные исследовательского холдинга «Ромир»: в 2020 году в 70% торговых точек, реализующих нелегальные сигареты, их продавали несовершеннолетним. «А там, где продается нелегальный табак, растет и подростковое курение.
В некоторых регионах мы видим даже случаи вовлечения подростков в доставку табачной контрабанды», — говорит Светлана Чернышова.
В борьбе с оборотом табачной контрабанды и поддельной продукции сейчас как никогда важно активное сотрудничество — к такому выводу пришли участники мероприятия. Власти, представители правоохранительных и законодательных органов должны объединить усилия для достижения наилучшего результата.