Какие отрасли совместно развивают Россия и Китай на Урале

Поднебесная уже два десятилетия остается крупнейшим торговым партнером нашей страны, а доля КНР во внешней торговле России постоянно возрастает и на сегодня она составляет уже 18,3%. Неизменными остаются условия двусторонней торговли, основные из которых — взаимодополняемость и взаимовыгодность сотрудничества

Читать на monocle.ru

В настоящее время одним из ключевых направлений сотрудничества РФ и Китая выступает энергетика, составляющая 63% товарооборота двух стран. Вместе с тем структура торговли день ото дня становится все более множественной. В последние годы еще больше проявились преимущества сотрудничества с Поднебесной для нашей продукции с высокой добавленной стоимостью в таких областях, как ядерная энергетика, авиация и космонавтика.

Стоит отметить, что китайские потребители все больше отдают предпочтение сельскохозяйственной продукции и продуктам питания из нашей страны. Китай уже давно стал крупнейшим экспортным рынком для российского АПК. По данным Федеральной таможенной службы, за

10 месяцев 2020 года Россия экспортировала в Китай более 3,7 млн тонн продовольственных товаров на сумму 3,2 млн долларов. Вопреки преобладающим тенденциям, в физическом выражении объем отгрузок увеличился на 32%, в стоимостном — на 24% по сравнению с январем — октябрем 2019 года.

Наряду с этим прямые нефинансовые инвестиции Китая в Россию выросли на 7,4%. Ряд транспортных проектов, включая китайско-европейский экспресс, эффективно продвигается. Новые сдвиги непрерывно происходят в финансовом и

туристическом сотрудничестве, а также в сотрудничестве в таких перспективных передовых областях, как информационные технологии, искусственный интеллект, интернет вещей. Ожидается, что российско-китайская торговля восстановит темпы роста в кратчайшие сроки в 2021 году и продолжит продвигаться к отметке в 200 млрд долларов.

На уральском направлении

Продолжение активного экономического сотрудничества между Россией и Китаем ярко видно на примере Уральского региона. Поднебесная для Урала также уже много лет остается главным внешнеторговым партнером. По данным Уральского таможенного управления, даже в тяжелый 2020 год торговля между Уральским федеральным округом и Поднебесной достигла показателя 4,4 млрд долларов.

Китай занял долю 27,6% от всего внешнеторгового оборота УФО. При этом поставки уральских товаров в КНР выросли в денежном выражении на внушительные 46,1%, а китайский импорт на Урал увеличился на 15,9%. Экспорт продукции предприятий Свердловской области в Китай по итогам 2020 года увеличился по сравнению с предыдущим годом в 1,6 раза и превысил 1,9 млрд долларов. Товарооборот в целом увеличился на 35% и достиг рекордного в Свердловской области за всю современную историю торговли показателя в 2,8 миллиарда. Регион поставляет в Поднебесную в основном черные и цветные металлы и изделия из них (80%).

При этом на Урале растут и объемы взаимных инвестиций, в частности, в сферах трубного производства, деревообработки, транспортной логистики. Напомним, в 2011 году в Невьянске Свердловской области была основана компания «Техномаш» — единственное в России дочернее предприятие китайской Группы компаний «Хайлонг», специализирующееся на обработке бурильных труб высокотехнологичным полимерным покрытием. В 2016 году на заводе была запущена линия по производству и обработке бурильных труб, а через год — вторая такая же линия. В настоящий момент на предприятии трудится около 400 человек, преимущественно жители Невьянска.

В начале этого года стало известно, что резидент индустриального парка Богословский в Краснотурьинске (Свердловская область) компания «ЛесКом Развитие», которая была создана китайским инвестором в целях производства палочек для мороженого, намерена расширить выпуск этой продукции. «ЛесКом Развитие» является стопроцентным экспортером. Это структурное подразделение китайской компании Kingsun Development Co, которая является крупнейшим в мире производителем палочек для мороженого. Это успешный пример прямых инвестиций иностранного капитала. В результате масштабирования объем производства в 2021 году вырастет на 65% и составит 7,5 тысячи тонн продукции в год — это почти 6,3 миллиарда палочек.

Пример успешного коммерческого взаимодействия с китайскими партнерами в сфере высоких технологий демонстрирует компания малого бизнеса iRidium mobile (Нижний Тагил, Свердловская область), специализирующаяся на разработке программных решений и оборудования для «умного дома». Компания разработала целую линейку таких устройств под международный стандарт KNX, размещая их производство на китайских фабриках. В частности, освоен выпуск семи- и десятидюймовых панелей управления «умным домом» собственной разработки и под своим брендом. В сентябре 2020 года из Поднебесной в Нижний Тагил поступила их первая серийная партия — тысяча штук.

У Китая и России схожие технические и инфраструктурные основы во многих промышленных отраслях, что делает привлекательным участие китайских подрядчиков в проектах модернизации производственной инфраструктуры нашей страны

Также развивается транспортно-логи­сти­ческая инфраструктура для торговли с Поднебесной. В частности, расширяются объемы контейнерных перевозок железнодорожным транспортом. В первом квартале этого года объемы экспортных грузов, переданных по железной дороге из России транзитом через Монголию в Китай, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 12% и составили более 1,4 млн тонн. При этом на 76% увеличились объемы импортных грузоперевозок, достигнув 300 тыс. тонн. Из Уральского региона в крупнотоннажных контейнерах отправляют в КНР пиломатериалы, минеральные удобрения, химическую и металлургическую продукцию, обратно поступают китайское оборудование и товары народного потребления. В 2021 году из Екатеринбурга в Китай начали отправлять контейнерные поезда с продовольственными товарами.

Продовольствие в Китай экспортирует и Челябинская область, которая по этому показателю лидирует среди всех субъектов РФ Уральского федерального округа. По данным Уральского таможенного управления, по группам товаров АПК выросли в денежном выражении за 2020 год поставки муки и круп — на 0,5% (до 884 тыс. долларов), а также готовых продуктов из зерна, крахмала или молока, мучные кондитерские изделия — в 3,81 раза (до 3,291 млн долларов).

Челябинские аграрии рассчитывают на экспансию на рынок Поднебесной. Преследуя в том числе и эту цель, они реализуют в регионе масштабные инвестиционные проекты. Например, компания «Макфа» (один из ведущих в России производителей макаронных изделий, муки и круп) запустила в 2020 году инвестиционную программу, оцениваемую более чем в 3,8 млрд рублей. Так, к осени этого года планируется установить две линии по производству короткорезаных макаронных изделий с объемом инвестиций более 1,7 млрд рублей. На новых линиях будут производить наиболее востребованные форматы макаронных изделий: ракушки, улитки, витки и другие. Эта продукция будет поставляться в том числе и в КНР. Отметим, что сегодня доля Китая в экспорте «Макфы» уже составляет более 70%, компания поставляет в Поднебесную муку и макаронные изделия.

Потенциал сотрудничества

Являясь одним из наиболее развитых промышленных регионов России, Урал способен стать полигоном для интенсификации экономических связей нашей страны с Поднебесной. Одно из перспективных направлений — сотрудничество по технической модернизации промышленно-производственных комплексов. Урал является крупнейшим промышленным цент­ром России, ведущие отрасли экономики которого — машиностроительная и металлургическая. Свердловская область занимает второе место в стране по объему промышленного производства, Челябинская область занимает четвертое место по перерабатывающей промышленности. Ежегодно на техперевооружение заводов и комбинатов направляются миллиарды рублей. В последние годы предприятия КНР участвуют в качестве строительных подрядчиков при реализации ряда металлургических, химических проектов и в жилищном строительстве. В частности, одним из подрядчиков на строительстве завода по глубокой переработке нефти выступает Китайская национальная химико-инженерная строительная компания № 7, что доказывает возрастающую конкурентоспособность компаний КНР по уровню производственных технологий и качеству используемого оборудования.

Кроме того, у Китая и России схожие технические и инфраструктурные основы во многих промышленных отраслях, что делает привлекательным участие китайских подрядчиков в проектах модернизации производственной инфраструктуры нашей страны. Сотрудничество в данной области также позволит укрепить двусторонние связи в развитии сервисного обслуживания оборудования и торговли запчастями.

Также огромный потенциал для китайских партнеров открывается в области глубокой переработки древесины. Свердловская область по производственному потенциалу лесного комплекса входит в число крупнейших регионов России в части заготовки древесины, производства пиломатериалов и фанеры, но все равно ощущается огромный дефицит инвестиционных проектов в этой сфере. Дело в том, что расчетная лесосека в Свердловской области состоит примерно из трети хвойных деревьев и двух третей лиственных. Вырубаются в основном сосны, а березы оставляются. Береза живет в три раза меньше сосны (около ста лет), потом умирает, падает и начинает гнить. В связи с этим на Среднем Урале необходимо организовать еще несколько производств по глубокой переработке березы — и китайские инвесторы могли бы в этом помочь. Это позволит увеличить экспортные поставки регионального продукта с высокой добавленной стоимостью, создаст условия для появления новых рабочих мест и повышения качества жизни местного населения, что является ключевой задачей, обозначенной руководством Свердловской области.

Широкие перспективы открываются также для партнерства России и Китая в транспортно-логистической сфере с использованием выгодного географического положения Уральского региона, который находится в самом центре Евразии, на перекрестке торговых и логистических путей с Востока на Запад. Сегодня Екатеринбург является третьим по величине транспортным узлом России и одним из лучших в странах СНГ. Аэропорт Кольцово — крупнейший региональный авиахаб страны. Свердловская железная дорога обеспечивает транспортно-экономические связи индустриальных районов Урала и Западной Сибири с цент­ральными, восточными и западными регионами Российской Федерации и зарубежными странами. Регион активно строит транспортно-логистическую инфраструктуру, в частности обеспечивающую связь с Китаем. В настоящее время на базе инфраструктуры РЖД в Сысертском городском округе реализуется проект транспортно-логистического центра «Екатеринбург». Укрепление сотрудничества с Китаем в этой сфере может значительно углубить интеграцию транспортно-логистической инфраструктуры сторон и сделать наш регион важным пунктом трансграничной логистики для торговли КНР с другими регионами России и с зарубежными странами.

В условиях пандемии на первый план выходят новые модели экономики и торговли. Весомую лепту в поставки китайских товаров в Россию, и в частности на Урал, вносит трансграничная электронная коммерция. Уральский федеральный округ занимает второе место в стране по активности покупателей в интернете: доля онлайн-покупателей среди всех жителей УФО составляет 56%. По данным Кольцовской таможни (Екатеринбург), за январь — ноябрь 2020 года число оформленных интернет-покупок составило более 24 млн единиц. Основные объемы заказанных через интернет-магазины и маркетплейсы товаров поступают на Урал из Китая, около 90% этих товаров приходится на мелкую бытовую технику, гаджеты и аксессуары к ним, одежду, обувь. Вместе с тем китайский рынок предлагает большие возможности для российских экспортеров: это 400 млн активных покупателей в интернете. По оценке экспертов, Урал может заинтересовать китайских потребителей изделиями из природных материалов, в том числе из камня, а также продукцией пищепрома.

Укрепление экономических связей с Китаем, увеличение объемов взаимной торговли и инвестиций, безусловно, очень важно как для Уральского региона, так и для всей России. Это позволяет нам обмениваться передовыми технологиями, своевременно замещать недостающие бытовые и промышленные товары, эффективно развивать собственные производства, делая их более производительными, ресурсосберегающими и экологичными. Китай для нашей страны — могучий сосед и партнер с многовековой историей торговых отношений. И нет никаких сомнений в том, что такое партнерство с годами будет только крепнуть.