Российским предприятиям на пути к цифровизации придется преодолевать не только технологические и финансовые проблемы, но и собственное нежелание меняться
19 апреля правительство РФ утвердило директивы по цифровой трансформации госкомпаний. Рекомендации направлены на повышение эффективности предприятий за счет внедрения российских цифровых решений. Стратегии цифровой трансформации должны быть разработаны до 1 сентября 2021 года, затем согласованы с отраслевыми министерствами и Минцифры России. Стратегические документы должны учитывать требование директив об увеличении доли закупок российских цифровых решений: к 2024 году этот показатель должен составить не менее 70% от общей суммы расходов на ПО.
По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, среди госкомпаний есть как абсолютные лидеры по цифровой трансформации, так и те, кто пока не выделяет это направление в качестве приоритетного: «Задача директив — масштабировать и структурировать деятельность по цифровизации и импортозамещению, не только контролируя компании, но и помогая им методическими рекомендациям, экспертизой и финансовыми инструментами. Планируется, что до 2024 года к исполнению директив присоединятся все компании, доля участия государства в которых составляет 50%».
Ранее методические рекомендации прошли апробацию в таких крупных компаниях, как «Почта России», РЖД, Алроса, «Газпром нефть». Госпредприятия — лидеры цифровизации. По словам директора по развитию Фонда развития интернет-инициатив Евгения Борисова, в 2020 году почти вдвое (с 25% до 48%) выросло число госкомпаний, разработавших и принявших цифровую стратегию: «В приоритетах компаний цифровизация бизнес-процессов, управление на основе данных, управление клиентским опытом, управление ценностью продуктов и услуг».
Однако средний уровень цифровизации процессов по всем отраслям в АЦ при правительстве РФ оценивают только в 54%.
Согласно исследованию SAP и «Делойт» (опубликовано в марте 2021 года), у российского бизнеса, как и у зарубежных компаний, в целом сформировалось понимание цифровой стратегии и влияния технологий на ее реализацию. Традиционно отрасли сегмента B2C демонстрируют более высокий уровень цифровой зрелости по сравнению с B2B за счет быстрой адаптации технологий в условиях конкурентного потребительского рынка.
— Внешняя среда становится для отраслей главным драйвером изменений, именно поэтому банки, телеком, ритейл цифровизируются гораздо быстрее. Им необходимо искать новые подходы к ведению бизнеса, вводить международные практики, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке. Однако для достижения высокого уровня цифровизации в России все еще существуют ощутимые барьеры: во-первых, консервативность и непрозрачность части индустрий, во-вторых, необходимость значительных инвестиций в условиях регулярных кризисов. Сейчас компаниям требуется сфокусироваться на изменении бизнес-процессов по всем направлениям параллельно с внедрением цифровой культуры, — отметил исполнительный директор SAP CIS Алексей Петунин.
В перечень барьеров, с которыми сталкиваются предприятия на пути цифровой трансформации, сами компании часто включают устаревшую ИТ-инфраструктуру, дефицит средств и отсутствие единых стандартов.
С последними двумя пунктами государство пообещало разобраться. В декабре прошлого года внесены поправки в ФЗ «О стандартизации в РФ». Основное изменение — нормативное закрепление цифровых технологий в национальной системе стандартизации. В марте Минцифры РФ предложило расширить число компаний, которые смогут воспользоваться льготными кредитами на внедрение отечественных решений.
Одно из изменений касается минимальной суммы кредитов — она будет снижена с 25 млн до 5 млн рублей. Для удобства компаний упрощены требования к заявительной и отчетной документации, а также оптимизирован механизм согласования кредитов. «Субсидия на текущий год позволит заключить кредитные соглашения на сумму до 40 млрд рублей», — рассказал Дмитрий Чернышенко.
Но дело не только в стандартах, финансах и даже технологиях. ИТ-компании, которые занимаются внедрением цифры, главным препятствием считают неготовность компаний к изменениям, отсутствие цифровой культуры. По мнению директора Центра стратегий и программ НИУ ВШЭ Павла Рудника, важным элементом цифровой трансформации должно стать воспитание культуры работы с данными.
Аналитики SAP и «Делойт» предлагают решать проблему за счет внедрения в компаниях роли цифровых амбассадоров, вовлечения в процесс наибольшего количества сотрудников и развития их цифровых компетенций, а также за счет формирования и поддержания культуры постоянного эксперимента и готовности бизнеса к риску. «Кроме того, следует создавать сценарии цифровизации, которые будут вовлекать в этот процесс внешних партнеров организации», — рекомендуют исследователи.
Еще один действенный метод — анализировать и перенимать то, что делают лидеры. В их числе помимо ИТ-сектора — банки, ЖКХ, телеком, страхование и нефтегазовая отрасль. По данным АЦ при правительстве РФ, количество пилотных проектов в крупнейших компаниях в 2020 году выросло на 38% по сравнению с 2019 годом, до 85% крупнейших компаний используют решения с искусственным интеллектом: «Запущены реальные проекты по беспилотному транспорту (КамАЗы, комбайны). Происходит бурный рост использования голосовых помощников и интеллектуальных чат-ботов. Осуществляется переход от простых моделей ИИ к более сложным, комплексным решениям и сетям интеллектуальных объектов. Происходит активное внедрение гиперконвергентных инфраструктур, реализуются первые проекты по внедрению Cloud-Native инфраструктур».
Для достижения высокого уровня цифровизации в России все еще существуют ощутимые барьеры: во-первых, консервативность и непрозрачность части индустрий, во-вторых, необходимость значительных инвестиций в условиях регулярных кризисов
Один из лидеров трансформации — ММК. «Цифровой» портфель компании включает 57 проектов по различным направлениям бизнеса. В марте она представила масштабное применение программных роботов RPA (Robotic Process Automation) и внедрение системы электронного документооборота АТАЧ. «Учитывая, что мы все-таки металлургическое предприятие, основной акцент в выборе проектов мы делаем на тех из них, которые позволят повысить производительность труда, оптимизировать производственные и технологические процессы, повысить качество готовой продукции и клиентоориентированность предприятия», — рассказал главный специалист по информационным технологиям ММК Вадим Феоктистов.
— Внедрение цифровых технологий идет неравномерно, и 60% приходятся на финансы, транспорт, энергетику и здравоохранение. Важно вовлекать в цифровую палитру секторов и новых акторов не только крупный бизнес, но и средние и малые предприятия. Необходимо устранить цифровой разрыв, не допустить его расширения, чтобы запоздавшие компании не оказались на обочине трансформации, — подводит итоги директор Центра исследований цифровой экономики ВШЭ Константин Вишневский.
Руководитель группы развития аппаратных решений отдела развития сервисов Softline Урал Александр Верещагин — о барьерах цифровизации промышленности и новом уровне эффективности обработки данных
— Александр, пандемия показала, что бизнесы, не интегрированные в цифровые экосистемы, неконкурентоспособны. Как ускорить процесс цифровизации промышленности?
— Самый простой подход к ускорению цифрови зации основан на примерах успешных внедрений та ких решений на предприятиях. То есть мы показыва ем, как они реализованы у других, что получил ко нечный заказчик, и после этого процесс цифрови зации идет гораздо быстрее.
— Есть примеры успешной трансформации. Например, «Газпром нефть» проводит системную цифровую трансформацию всех этапов бизнеса: от геологоразведки до переработки. А КамАЗ развивает цифровизацию и «внутри», и пробуя свои силы в предложении новых бизнес-моделей и цифровых сервисов. Можно ли тиражировать этот опыт или это всегда ин дивидуальная история?
— Да, каждый из проектов индивидуален. Но обычно он строится из ИТ-кубиков. Понятно, что есть «железо», программное обеспечение, специалисты, которые творчески подходят к решению по-ставленных задач, но есть и универсальные блоки.
Мы работаем и с КамАЗом, и с Газпромом, и со многими другими крупными заказчиками и, соответственно, тиражируем лучшие решения, успешный опыт. Показываем клиентам, как та или иная ИT-технология повлияла на производственные процессы, решила конкретную бизнес-задачу в уже реализованных проектах. Сначала делаем «пилот», если компания крупная, потом начинаем полное внедрение. Индивидуальность строится на универсальных блоках.
— Согласно исследованию ГК «Цифра», трансформации производств препятствуют высокая стоимость ИТ-решений и недостаточный уровень цифровой зрелости бизнеса. На ваш взгляд, каковы ключевые барьеры цифровизации?
— Главный барьер, на который мы натыкаемся, внедряя ИT-решения, это непонимание, как эти решения повлияют на бизнес. Ситуация меняется, когда мы подробно рассказываем конечным заказчикам, что они получат в результате сотрудничества с Softline. Второй барьер — боязнь чего-то нового, страх перед переменами. Третий — нежелание переучиваться.
У Softline достаточно прагматичный подход. Помимо того, что мы внедряем решения, мы еще обучаем заказчиков по работе с этими решениями. Все эти барьеры можно перешагнуть, ссылаясь на опыт, полученный при реализации предыдущих проектов. Лучше всего работают примеры с предприятиями из одной отрасли. Так, опыт взаимодействия с КамАЗом прежде всего интересен и показателен для других компаний автопрома, например, АвтоВАЗа: «у них получилось, значит, мы у себя тоже попробуем».
— Каков вклад цифровой трансформации в стратегические цели компании — увеличение прибыли, снижение затрат и т.д.?
— Для конечных заказчиков — это в первую очередь быстрое развитие бизнеса в стремительно меняющейся внешней среде. Интернет-магазины, быстрые заказы, быстрая доставка — все это требует быстрого принятия решений и обработки больших данных. Когда предприятия внедряют у себя какие-то нововведения, это часто приводит к снижению затрат. То есть, условно говоря, склады заполняются не на 100%, а настолько, насколько это необходимо. Или оборудование, комплектующие на завод едут не девять месяцев, а поставляются заблаговременно, именно в тот момент, когда это актуально. Все эти решения ведут к уменьшению себестоимости.
— Считаете ли вы рынок цифровых решений и сервисов в РФ зрелым?
— Нет. Он находится на этапе становления. Понадобится несколько лет, чтобы изменить эту ситуацию.
— Какие решения для цифровизации промышленности предлагает Softline?
— Сейчас на промпредприятиях востребованы роботизация процессов, электронный документооборот, информационная безопасность, уменьшение складских остатков, сроков поставки. Это основные задачи, которые мы решаем вместе с заказчиками. Представителей промышленной сферы также выделяет запрос на уже проверенные и работающие решения, которые были протестированы на небольших предприятиях.
— Как использовать возможности интеллектуальной гиперконвергентной системы HPE SimpliVity для трансформации предприятий?
— HPE SimpliVity — это гиперконвергентная система, которая объединяет разные компоненты классического ЦОД, такие как сервер, система хранения данных и сеть, в один структурный ИT-блок, управляемый и з единого интерфейса. На основе этого блока уже разворачивается программное обеспечение, с помощью которого выполняются те или иные задачи по цифровизации. Новизна HPE SimpliVity на фоне «традиционных» архитектур в том, что не требуется строить какие-то большие ЦОД, большие системы хранения данных и системы резервного копирования, так как все эти компоненты уже встроены в систему. Соответственно, штат системных администраторов и архитекторов тоже не будет большим. HPE SimpliVity — это самое правильное, быстрое и недорогое решение, которое рассчитано в первую очередь на решение массовых задач.
— Есть примеры успешного внедрения HPE SimpliVity?
— Конечно, их много. Началось все с ритейла автомобилей, промышленных товаров. В этих сферах начали внедрять HPE SimpliVity в первую очередь из-за ее дешевизны относительно стандартной архитектуры. Потом подключились промышленные предприятия, энергетики. Для них была важна надежность, и они ее получили. Сейчас HPE SimpliVity массово внедряется в разных отраслях экономики, в том числе в таких критических с точки зрения нагрузок, как ЖКХ.
— Каковы перспективы HPE SimpliVity в секторах, где цифровая трансформация происходит медленнее, чем в секторах более продвинутых с точки зрения технологий?
— HPE SimpliVity не является единственным решением. Есть примеры, когда заказчику правильнее построить классический ЦОД с отдельными системами хранения данных, отдельными серверами, системами резервного копирования. HPE SimpliVity мы рекомендуем как аппаратную платформу для стандартных вычислений тем компаниям, которым не требуется больших вычислительных мощностей.