«Альтернатива» сырьевому экспорту

Бизнесу необходимо более оперативное включение инструментов государственного регулирования, уверен генеральный директор крупнейшего российского производителя изделий из пластика завода «Альтернатива» Раиль Фахретдинов

Мощности компании «Альтернатива» позволяют наращивать объем выпуска готовой продукции и тем самым оставлять добавочную стоимость в России
Читать на monocle.ru

В центре медийной повестки последний год находятся сектора экономики, пострадавшие от введения ограничений на передвижение людей во время пика распространения вируса. Между тем производители, зажатые между поставщиками сырья и торговыми сетями, тоже несут потери. Отсутствие системно работающих мер поддержки тормозит экономику, государство плохо выполняет регуляторную функцию, считает генеральный директор завода пластмассовых изделий «Альтернатива» Раиль Фахретдинов.

— Раиль Камилович, как повиляла пандемия на результаты деятельности вашей компании?

— Я считаю, что о выздоровлении говорить рано, мы находимся еще в начале экономической болезни, и наша компания ощущает все симптомы.

Во время карантина мы, как и все предприятия, вынуждены были остановить производство дней на 15 — 17, потому что по стране просто невозможно было передвигаться. А наши производители сырья в силу того, что у них непрерывный цикл, продолжали работать на склад. Естественно, они начали искать рынки сбыта.

Раиль Фахретдинов:  «Обвинение предпринимателей в жадности беспочвенно, цены растут, потому что власти вовремя не включают инструменты регулирования»

Через несколько месяцев Китай, с которого и началась пандемия, благодаря своей организованности справился с инфекцией и запустил заводы. Потребность в защитных средствах на тот момент была огромная, а для их выпуска нужен полипропилен. Тогда наши поставщики сырья переориентировались на китайский рынок сбыта, в эту же воронку начало засасывать Европу. Когда в России началось снятие ограничений, резко вырос спрос на нашу продукцию. Мы распродали все складские запасы, работали без выходных. А раз есть бешеный спрос, производитель поднимает цену, что и произошло. Цена на полимеры выросла на 75 — 80%, на цветные пигменты — на 20 — 80%, диоксид титана скакнул на 30 — 45%, УФ-стабилизаторы — на 10 — 40%. И это рост на уже законтрактованные объемы, цены на новые поставки предоставляются по запросу. За прошлый год подорожали все виды упаковки, стрейч-пленка — на 35%, поддоны — на 32%, полиэтиленовые мешки — на 30%. И при каждой новой закупке цена увеличивается на 10 — 15%.

— Что это означает для вашей компании?

— «Альтернатива» является самым крупным производителем товаров народного потребления из пластика в России, по объему реализации в этом году мы приближаемся к 4,7 млрд рублей, у нас установлено более 250 единиц оборудования по различным технологиям, в компании занято 2,6 тыс. человек. Мы — единственный производитель изделий из пластмасс в Российской Федерации, который получил сертификат соответствия продукции в Европе. Наша доля на российском рынке 20 — 25% в среднем, а по некоторым позициям и 80%. Кроме российского рынка мы осуществляем прямые поставки в Европу, практически во все страны СНГ. 

Мы постоянно стремимся к развитию, а для этого нужно приобретать новое оборудование. Но оборудование, которое мы используем, не производится в России. Поэтому мы участвуем в выставках, изучаем новые технологии. И все это делается за счет прибыли. Поднять цену на продукцию в два раза мы не сможем, поскольку у нас товары народного потребления, их просто не будут покупать. Поэтому рост цен на сырье приводит к снижению рентабельности, а значит, сжатию наших возможностей по развитию. Мы сейчас просто переплачиваем даже за сам факт дефицита сырья. И это только одна позиция, влияющая на финансовое положение производителя.

Поставщики за сырье просят предоплату, а торговые сети требуют отсрочку. Производитель зажат со всех сторон.

— Каким образом можно решить эту проблему?

 — Честно говоря, меня очень разочаровал наш председатель правительства Михаил Мишустин, который сказал, что повышение цен — это жадность бизнеса. Задача бизнеса — зарабатывать деньги, а задача власти — регулировать рынок. Так делают во всем цивилизованном мире.

В данном случае нужно было очень быстро ввести заградительные экспортные пошлины в разных сегментах, чтобы обеспечить сырьем прежде всего национальную экономику. Поэтому премьер-министр должен был честно признаться и сказать: «Не успели, ребята, потому что с такими инструментами российское правительство не умеет работать». Наши обращения по кабинетам уже три месяца ходят, а чиновники все изучают вопрос, рассуждают, анализируют.

У нас же цифровая экономика, и есть все инструменты для того, чтобы просчитать объемы сырья, необходимого для российской промышленности, обеспечить ее, а уж остальное разрешить поставлять на экспорт. И для этого не надо в Госдуму обращаться, это можно сделать распоряжением правительства. А мы только на прошлой неделе получили письмо из Минпромторга, который сообщил, что начал заниматься проработкой предложений Союза переработчиков полимеров по стабилизации цен на пластмассы.

Наши власти все время говорят о том, что нужно менять сырьевой характер нашей экономики, но сами своим бездействием эту направленность усиливают. Мы могли бы в это время выпустить больше товаров и поставить их на другие рынки и тем самым оставить в России добавочную стоимость. За счет дефицита сырья и роста цен мы становимся неконкурентоспособны.

Экспортоориентированность — это не самоцель, это один из элементов расширения рынка. Если рынок очень тесный в каком-то направлении, вот тогда надо помогать экспорту. Но места в России всем хватит, нужно стимулировать экспорт готовой продукции.

— Может быть, у отрасли не хватает лоббистских ресурсов?

 — Я состою в отраслевом совете «Деловой России». Есть у нас стратегический отраслевой совет, есть Ассоциация производителей посуды. Но главным образом мы работаем через Союз переработчиков полимеров. Он является официальным консультантом министерства промышленности. И мы все время ищем новые площадки. Бизнес четкие предложения вносит, но многие просто забалтываются.

Сейчас проводится куча бесполезных круглых столов, особенно в министерстве экономики и развития. Такое ощущение, что выделяется федеральный бюджет для проведения этих круглых столов, но никто не следит за результатом: поговорили, план проведения выполнили и все. Я уже просто перестал посещать такие мероприятия, чтобы не тратить время…

 В чем вы видите причину?

— За плохую работу экономики ни один чиновник и ни одно министерство в правительстве не отвечает. Всегда найдется причина: то спрос на нефть упал, то санкции. Но я считаю, это просто неумение правительства принимать решения в части правильной поддержки бизнеса.

Нормальный бизнес требует честной конкуренции, у нас же федеральным законом о госзакупках эту конкуренцию просто убили, там нет никакой конкуренции, всегда выигрывают только свои.

Я много раз говорил о проблеме НДС. Правительство на разных уровнях призывает вокруг крупной компании создавать малый бизнес. Но этот бизнес имеет льготный режим налогообложения. Вот и получается, что НДС берет на себя крупная компания. То есть идея правильная, но она не работает. И никаких заказов эти малые предприятия не получают. Я сам дал распоряжение руководителям отдела закупа работать только с компаниями, которые платят НДС, потому что изначально на меня ложится нагрузка в 20%. В экономике работают все элементы. Нельзя рассматривать отдельно крупный, средний, малый бизнес. Надо решать проблему целиком с учетом взаимозависимости всех уровней бизнеса.

— За счет чего тогда ваша компания держится на рынке больше 30 лет?

— Мы привыкли не ждать ни от кого помощи, мы сами везде настойчиво движемся, сами ищем выходы. К примеру, как только появилась в Минпромторге России программа по развитию индустрии детских товаров, то сразу же вошли в эту программу и сегодня основная масса игрушек в магазинах — это изделия нашего производства.

— Какие инструменты сегодня нужны промышленности?

— Проектов в бизнесе много, и все они долгоиграющие, а рентабельность бизнеса с каждым годом все хуже. Деньги предприятиям нужны долгосрочные, а банкам выдавать такие кредиты невыгодно.

В этом случае хорошо работает механизм компенсации процентных ставок по инвестиционным кредитам. Предприятие на выданные деньги запускает проект, начинает работать и после этого государство часть затрат компенсирует. Это не субсидии. В этом случае есть гарантии успешного завершения проекта для предпринимателя и гарантированность уменьшения риска для банка, выгода для государства тоже очевидна.

Но такие открытые прозрачные механизмы у нас плохо работают. Несколько лет назад появился очень хороший инструмент — заем Фонда развития промышленности. Мы выиграли три проекта и получили деньги под 1,5 — 2% на пять лет. Есть отдача, заявленные показатели выполняются.

Сейчас вопрос в финансировании. Закон есть, но денег в бюджете под него нет, из-за этого ФРП прекратил выдавать займы.

Многие инструменты не действуют из-за неграмотной проработки. Например, если я покупаю станок, это считается обновлением основных фондов, а если я отремонтировал цех и привел его к стандарту, — это не инвестиции. А я каждый год на такие цели направляю от 300 до 700 млн рублей. Сейчас три огромные площади готовим с учетом современных требований к вентиляции, отоплению, энергозащите. Эти ремонтно-реконструкционные программы стоят дороже, чем станки. Но если под инвестиции я могу получить какие-то льготы, то под реконструкцию — нет.

Отсутствие внятных системно работающих мер поддержки тормозит экономику, государство плохо выполняет свою регуляторную функцию. Многие решения запаздывают, даже если информация до чиновника дошла, очень много времени тратится на консультации. И ситуация с ростом цен на сырье еще раз показывает, что получается, когда проявляется непрофессиональный подход. Российской экономике нужно правильное стимулирование, нацеленное на ее достойное развитие.    

Компания «Альтернатива» ведет историю с 1988 года, когда в Башкортостане был создан кооператив. Сегодня «Альтернатива» — предприятие полного производственного цикла от идеи выпуска нового изделия до отгрузки готовой продукции. Завод является лидером по ассортименту изделий народного потребления из пластмасс (более трех тысяч наименований) и ведущим предприятием России по объему выпускаемой продукции. Каждый год предприятие презентует потребителям 300 новинок