В секторе транспортного машиностроения Группа Синара благодаря уникальным проектам способна закрыть любую нишу, включая высокоскоростной подвижной состав, локомотивы на водородном топливе и современный городской транспорт
Группа Синара и Роснано договорились о создании совместного фонда прямых инвестиций Technomotion Fund объемом 7 млрд рублей. Ключевые направления — проекты в области машиностроения и приборостроения, новые и композитные материалы, роботизация и автоматизация, искусственный интеллект, аддитивные технологии, экологичные источники энергии и энергоэффективность. «Компании, входящие в периметр Группы Синара, занимают лидирующие позиции в транспортном машиностроении. Объединяя усилия, мы уверены, что сможем вывести на рынок технологичные продукты, которые будут востребованы не только в транспорте и машиностроении, но и в других отраслях. Фонд станет инструментом разделения рисков и ускорения внедрения глубоких инноваций в относительно консервативную отрасль», — прокомментировал председатель правления УК «Роснано» Сергей Куликов.
По словам президента Группы Синара Дмитрия Пумпянского, фонд будет осуществлять инвестиции в российские и зарубежные компании, реализующие востребованные нашими компаниями проекты по созданию продуктов, высокотехнологичного оборудования и услуг, инфраструктурные транспортные проекты, а также связанные с локализацией производства: «Одним из таких стратегических направлений является создание экологичного транспорта, работающего на водородном топливе».
Напомним, на ПМЭФ-2021 Группа Синара, Роснано и РЖД подписали соглашение о сотрудничестве в сфере разработки магистральных и маневровых грузовых локомотивов с использованием силовой установки на базе электрохимических водородных топливных элементов совместно с литий-ионными аккумуляторными батареями. РЖД — потенциальный заказчик локомотивов, Синара — генеральный исполнитель, Роснано — соисполнитель в части создания водородных топливных элементов, системы накопления энергии на базе литий-ионных аккумуляторных батарей и других инновационных решений.
О перспективных проектах Группы Синара «Э-У» рассказал генеральный директор компании Михаил Ходоровский.
— Михаил Яковлевич, СП Группы Синара и концерна «Сименс АГ» «Уральские локомотивы» планирует организовать производство высокоскоростных поездов. Очень амбициозный проект. Когда мы сможем увидеть высокоскоростной подвижной состав и в чем его принципиальные отличия от существующих поездов, например, от уже зарекомендовавшей себя «Ласточки»?
— Скорость, которую развивает «Ласточка», — 160 км в час. А когда мы говорим о высокоскоростном поезде — это 360 км в час и выше. Принципиальные отличия в технологиях. Подписано соглашение (в октябре 2020 года, участники — Группа Синара, РЖД, компания «Сименс Мобильность» и «Уральские локомотивы». — Ред.) о том, что на заводе будут производить подвижной состав для высокоскоростного движения. Готовим соответствующую документацию, занимаемся технологическими проработками. Но надо учитывать: чтобы поехали высокоскоростные поезда — нужна инфраструктура. Соответственно, запуск производства зависит от сроков ее строительства. Очевидно, что и графики финансирования будут сопрягаться друг с другом. Вы же понимаете, что будет не совсем правильно начать производить поезда и ждать, когда появится инфраструктура. Почему так много дискуссий вокруг строительства ВСМ Москва — Казань — Екатеринбург? Это большие инвестиции и очень непростые решения. Но процесс идет, мы уже понимаем, что наш продукт обязательно будет востребован, и тщательно готовимся к его производству.
— К выпуску первого в России скоростного пассажирского электропоезда «Уральские локомотивы» приступили в мае 2013 года. Через год завод передал «Ласточку» заказчику. Сейчас уровень использования отечественных компонентов при изготовлении этого состава превысил 82% — у предприятия более 160 поставщиков из разных регионов страны. Как вы считаете, есть ли необходимость доводить локализацию до 100%?
— По объему отечественных комплектующих, используемых при производстве, «Ласточка» — российский поезд. Есть точечные позиции, которые закупаются за рубежом, но технологически это не критично. И если раньше мы имели только один продукт, то сейчас производим три модификации и иные их конфигурации, которые позволяют компоновать «Ласточку» в зависимости от пожеланий заказчика: есть составы по пять, семь, десять и двенадцать вагонов, двухсистемная «Ласточка» ЭС1П (может работать и на постоянном, и на переменном токе. — Ред.) и т.д. Сегодня в активной стадии проработки двухэтажный вагон, кстати, очень востребованный продукт, который, надеюсь, появится в 2022 году.
— Как вы оцениваете экспортный потенциал железнодорожной техники Группы Синара?
— В настоящее время успешно реализуется контракт с Кубинскими железными дорогами по поставке маневровых локомотивов ТГМ8КМ производства «Синара — Транспортные Машины» (СТМ, дивизиональный машиностроительный холдинг Группы Синара. — Ред.). Все графики и условия контрактов строго соблюдаются.
Наша путевая техника востребована очень серьезно, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. СТМ выиграл тендеры на поставку и обслуживание путевой техники в Индию с частичной локализацией производства и сервиса.
Десять лет назад мы развивали локализацию на «Уральских локомотивах», а сегодня сами готовы выступить партнерами трансфера российских технологий в других странах.
— СТМ поставит 60 трамваев для Таганрога. Каковы параметры проекта?
— Муниципальные власти Таганрога приняли решение о комплексной модернизации трамвайной сети. Мы предложили свои услуги. 25 мая текущего года компания «Синара — Городские транспортные решения» заключила концессионное соглашение о создании и эксплуатации трамвайной сети.
В рамках проекта будут построены 45 км современных трамвайных путей и 80 остановочных комплексов, поставлено 60 единиц подвижного состава (десять из них уже в сентябре), а также восстановлены или отстроены заново тяговые подстанции, трамвайное депо и диспетчерский пункт. Это большой проект, общий объем требуемого финансирования составляет 11,8 млрд рублей, из них 2,58 млрд рублей инвестирует сам город, а остальные — «Синара-ГТР Таганрог» за счет собственных средств и через привлечение кредитных ресурсов государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ».
— В каких еще городах мы увидим трамваи СТМ? Планируете ли вы заключать концессионные соглашения в других городах?
— Частная концессионная инициатива по комплексной модернизации транспортной системы — первая в России — реализована в Таганроге. В рабочей стадии проект по Челябинску («Синара — Транспортные Машины» поставит 30 частично низкопольных трамваев до конца 2021 года. — Ред.), Мосгортрансу СТМ поставит 90 односекционных низкопольных трамваев и будет осуществлять их сервисное обслуживание в течение 30 лет. Идут переговоры с Пермью и Уфой. Соглашения о сотрудничестве подписаны с Башкортостаном и Ростовской областью.
— Синаре было бы интересно построить трамвайную ветку в Академический район Екатеринбурга, который испытывает сложности с транспортной доступностью?
— В области транспортного машиностроения и конкретно в области городского транспорта нам интересно все. Дальше должен начинаться конкретный разговор: формат взаимодействия, условия контракта и пр. Долго заниматься только дискуссиями и обсуждениями бессмысленно, надо получать результат. Бизнес к этому готов, но необходимо, чтобы к этому были готовы и городские власти.
— Считаете ли вы электробусы эффективным средством передвижения и может ли Группа Синара наладить выпуск этого вида городского транспорта?
— Научившись качественно делать скоростные электропоезда, мы готовы к производству всего спектра городского пассажирского транспорта. Будет заказ, сможем достаточно быстро наладить выпуск.
Сегодня существует тренд на экологизацию, снижение углеродного следа — это фокус внимания всей транспортной отрасли. Именно поэтому помимо электрического транспорта уже несколько лет мы занимаемся созданием газомоторных локомотивов.
— «Уральские локомотивы» находятся в активной стадии опытно-конструкторских работ над новой базовой платформой электровозов. Уже в этом году выйдет первый грузовой электровоз постоянного тока с отечественным асинхронным приводом. Какие у него перспективы? Какая техника вашего производства востребована РЖД?
— РЖД — наш стратегический партнер. И, конечно, чтобы соответствовать реалиям сегодняшнего дня, мы просто обязаны разрабатывать и выводить на рынок новые продукты. Очень востребованы грузовые магистральные электровозы постоянного тока «Синара» (2ЭС6), выпуск которых был начат еще до того, как было создано СП с «Сименс АГ». Сейчас на этой базе развиваем новое семейство электровозов. В частности, продолжается работа над первым образцом нового локомотива с отечественным асинхронным тяговым двигателем 2ЭС6А, который будет выпущен до конца 2021 года.
Обсуждаем с РЖД новый контракт по «Ласточкам», также подписали соглашение о поставке магистральных грузовых двухсекционных тепловозов 2ТЭЗ5А с асинхронным тяговым приводом с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в период жизненного цикла. Это соглашение предусматривает производство и поставку 200 тепловозов до 2031 года, а также строительство инфраструктуры для сервисного обслуживания на территории эксплуатации локомотивов — Дальневосточной и Восточно-Сибирской железных дорогах.
— Рынок магистрального тепловозостроения — новый сегмент для Синары.
— 2ТЭ35А — абсолютно новая машина (двухсекционный 16-осный магистральный грузовой тепловоз 2ТЭ35А разработан научно-исследовательским центром СТМ. — Ред.). Это масштабный проект, который реализуется в широкой кооперации российских предприятий. Так, серийное производство дизельного двигателя 16ДМ-185Т будет организовано на Уральском дизель-моторном заводе (входит в СТМ). Группа Синара и «Транснефть» на базе компании «Тяговые компоненты» разрабатывают асинхронный привод.
— Повышенные требования к экологии поднимают планку и для производителей железнодорожного транспорта.
— СТМ разрабатывает и производит широкую линейку локомотивов, в том числе с применением альтернативных источников энергии и видов топлива. Например, газомоторный локомотив ТЭМГ1 отвечает всем современным требованиям экологичности. Следующий шаг — локомотивы на водородном топливе. Водородный транспорт на железной дороге может решить задачи существенного снижения выбросов. Опытные образцы магистрального и маневрового локомотивов могут быть созданы в 2023 — 2024 годах. Все крупные компании в свои стратегии зашивают принципы ESG-инвестирования. Это не просто риторика, а устойчивые сигналы к трансформации, к сегодняшним и, что еще более важно, к завтрашним запросам рынка.
— Technomotion Fund Группы Синара и Роснано будет нацелен на поиск таких проектов?
— Да, этот фонд создается для поддержки прорывных технологий. Роснано — очень квалифицированный партнер для реализации высокотехнологичных проектов. А без венчурного финансирования реализовать их невозможно.
— Новые продукты требуют новых компетенций. Как их формировать, как меняются образовательные технологии? Вы видите эту ситуацию с двух сторон — и как руководитель крупного бизнеса, и как заведующий кафедрой банковского и инвестиционного менеджмента в Институте экономики и управления УрФУ.
— Мир быстро меняется. Нужны новые компетенции, а значит, новые инструменты и форматы обучения. Работодатели принимают очень активное участие в подготовке кадров. Заказ на образовательную услугу должен формировать бизнес, индустриальные предприятия. А университет, институты, кафедры должны уметь быстро абсорбировать эти требования. Я помню время, когда можно было год разрабатывать учебные программы и думать о том, какую специализацию сделать. Сегодня такого запаса времени нет. Технологии ушли в цифру, а это требует квалифицированных кадров — гибких, способных меняться и быстро адаптироваться к новым требованиям. Например, мы в прошлом году совместно с УрФУ открыли магистерскую программу для людей с опытом работы «Финансы в цифровой экономике». Ее цель — готовить лидеров цифровой трансформации, производственных процессов и финансового сектора, специалистов в области больших данных, электронного бизнеса, экспертов, формирующих культуру цифровых инновационных изменений в компаниях. Преимуществом обучения станет понимание современных трендов в развитии ИТ и управлении финансами, умение проектировать передовые цифровые решения.
— Группа Синара — это диверсифицированная компания, которой в 2021 году исполняется 20 лет. Как вы оцениваете ее деятельность сегодня?
— Мы присутствуем в 51 регионе России, это 45 предприятий в разных отраслях, которые объединяют в холдингах и дивизионах 37 тыс. сотрудников. За последние пять лет выручка существенно выросла: в 2016 году было 37 млрд рублей, а ожидания по 2021 году — 151 миллиард. И я уверен в достижимости этой цели. Амбициозные планы у нашего ключевого дивизиона — транспортного машиностроения. Это 24 производственные площадки, 80 сервисных центров. Инвестиции в развитие машиностроительных предприятий уже составили 39,6 млрд рублей. Холдинг № 1 в России по производству магистральных грузовых электровозов постоянного тока, занимает 85% рынка путевой техники. Главная задача СТМ сегодня — расширять спектр предложений, создавать и выводить на рынок передовые инновационные продукты.
Кроме машиностроения активно развиваются и другие направления — девелоперское, финансовое, индустрия туризма и отдыха, агробизнес. Так, если «Синара-Девелопмент» на старте своей работы была сосредоточена на строительстве жилья, то сейчас занимается комплексным освоением территорий. Достаточно упомянуть, что компания является генподрядчиком в возведении Деревни Универсиады-2023, где появятся пять комплексов общежитий, общественный и медицинские центры, тренировочный стадион и уникальный Дворец водных видов спорта. Часть объектов станет наследием Уральского федерального университета. Здесь же возможно строительство университетского кампуса, который придаст новый импульс для развития высшего образования на Урале.
Финансовая группа, в которую входят СКБ-банк, Sinara Financial Corporation, Делобанк, СКБ-ЛАБ, Газэнергобанк, успешно развивается. СКБ-банк собрал уникальную команду ИТ-специалистов, в результате в рейтинге самых эффективных мобильных банков для малого бизнеса Делобанк занял первое место.
Мы очень много внимания уделяем развитию наших сотрудников. Например, в 2020 году обучение прошли 18 тыс. человек. Группа взаимодействует с одним из сильнейших, на мой взгляд, в России корпоративных университетов — ТМК2U, который успешно решает образовательные задачи разного уровня. За три года им реализовано более 170 обучающих программ.
Одно из ключевых направлений — поддержка талантливой молодежи. Ежегодно проходит молодежная научно-практическая конференция, традиционно она собирает около 700 молодых специалистов в нашем пансионате «Бургас» в Сочи, где они защищают свои инновационные проекты.
Все это развивает инициативу, вовлеченность персонала, а руководителям позволяет почувствовать, как развивается коллектив, заложить векторы изменений на перспективу.