В современных условиях необходимость традиционного образования все больше ставится под сомнение. Под воздействием онлайн-технологий образовательная среда стремительно трансформируется. Мгновенный доступ к информации дает возможность получить знания из любой точки мира. Среди студентов и преподавателей растет число сторонников идеи того, что учиться можно и находясь в «цифровых джунглях», получая умения и навыки на собственном опыте. Эта тема стала предметом обсуждения на публичной дискуссии, состоявшейся в июне в Уральском гуманитарном институте УрФУ. Участниками мероприятия стали представители Уральского федерального университета и компаний-партнеров вуза, администрации Екатеринбурга, а также учащиеся екатеринбургских лицеев и гимназий.
По мнению заместителя главы Екатеринбурга Екатерины Сибирцевой, несмотря на доступность информации, необходимостью остается грамотно выстроенная образовательная траектория — не все готовы формировать ее самостоятельно. Вице-мэра поддержала и руководитель управления по работе с персоналом «СКБ-Контур» Светлана Скользкова, которая отметила, что обширная база знаний — не гарантия успеха, ведь главное — это наличие правильной мотивации и любознательности, а также понимание того, для чего требуются те или иные знания.
«Только дурак нуждается в порядке — гений господствует над хаосом»
Альберт Эйнштейн (1879 — 1955 гг.), немецкий и американский физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики
Один из самых популярных вопросов от школьников звучал так: можно ли получить образование, не посещая учебное заведение? По мнению спикеров, несмотря на развитые технологии, позволяющие, по сути, получить любое образование, даже за пределами страны, пока еще не удается в полной мере субъективизировать онлайн-образование и создать полноценную, «живую» среду для генерации идей. Первый проректор УрФУ Дмитрий Бугров отметил, что для него очень важно видеть глаза студентов и понимать степень их вовлеченности — через монитор это не всегда доступно. Онлайн-среда не дает такой пластичности и уровня коммуникации, как живое общение.
Однако цифровые технологии оказывают и положительное влияние на образование: появляется выбор среди преподавателей, можно адаптировать обучение под собственные интересы и потребности. Изменения в образовательной среде, в том числе вузовской, неизбежны, и в этом можно найти и отрицательные, и положительные моменты.
Проблемы онлайн-обучения
В прошлом году НИУ ВШЭ совместно с Томским государственным университетом провели исследование о том, как пандемия и онлайн-обучение изменили жизнь студентов. Исследование проходило в два этапа: с 24 марта по 1 апреля и с 24 мая по 1 июня. Всего в опросе приняли участие более 35 тыс. студентов из более чем 400 вузов России. Выяснилось, что наиболее часто студенты при переходе на дистанционный формат обучения испытывали проблемы из-за недостатка общения с товарищами, отмечали проблемы с техникой, а также сложность обучения в домашней обстановке. Больше половины опрошенных студентов (65%) отметили, что обучение в дистанционном формате менее эффективно, чем обычное (этот и следующие тезисы предлагались в анкете во второй волне опроса). Еще 58% респондентов заметили за собой, что часто откладывают выполнение заданий на потом, а треть (34%) испытывали проблемы со сном. В то же время больше трети (43%) стали меньше уставать от учебы после перехода в онлайн.
В исследовании отмечается, что студенты боятся экзаменов онлайн. Почти половина (48%) считают, что их оценки во время сдачи сессии онлайн не изменятся по сравнению с очным режимом. Больше трети (38%) думают, что оценки точно или скорее будут ниже при дистанционной сдаче экзаменов и лишь 14% уверены, что результаты будут выше.
И все же за прошедший год вузы и студенты смогли адаптироваться к формам онлайн-обучения. Теперь актуальна другая проблема: как при этом не утратить формы традиционного образования.