Челябинская область не только вернулась к доковидным показателям в промышленности, но и смогла добиться роста практически во всех секторах
В первом полугодии 2021 года Челябинская область по динамике промышленного производства заняла первое место в Уральском федеральном округе и 19-е место в стране, таковы данные аналитики РИА «Рейтинг». Прирост показателя — 13,3% (здесь и далее сравнение с аналогичным периодом прошлого года, если не указано иное). В предыдущем исследовании в марте 2021 года регион занимал 25 строчку в РФ (+10%). По информации Челябинскстата, в январе — июне 2021 года индекс промпроизводства показал рост и к 2019 году (+9,8%). Так, в обрабатывающих производствах за шесть месяцев 2021 года индекс увеличился на 11% (+7,3%), в том числе в металлургическом секторе — на 13,8% (+1,9%), в добыче полезных ископаемых — на 43% (+53,9%). Какие решения, механизмы и инструменты способствовали восстановлению роста?
Два года назад губернатор Челябинской области Алексей Текслер поставил вновь созданному тогда Минпрому несколько задач по развитию промышленности. В их числе формирование единой площадки для прямого диалога промышленников с правительством области, популяризация государственной информационной системы промышленности, реализация нацпроекта «Производительность труда», развитие системы внутриобластной и межрегиональной кооперации, оказание господдержки высокотехнологичным и импортозамещающим производствам. Успешная реализация этих задач позволила региону занять шестое место в рейтинге эффективности реализации промполитики субъектов РФ, подготовленном Минпромторгом РФ по итогам 2020 года.
— Еще два года назад в Челябинской области, как ни странно, не было министерства промышленности. Это было ошибкой. Первое, что я сделал, когда пришел в регион в 2019 году, — возобновил работу министерства. Считаю, что это было абсолютно правильным решением, — прокомментировал итоги рейтинга Алексей Текслер.
— Главная задача Минпрома — создать в регионе все условия для полноценного и всестороннего развития промышленного комплекса. Мы оказываем предприятиям активное содействие в получении мер
господдержки в рамках кластерной политики и развития индустриальных парков. Привлекаем промышленников к участию в госзакупках по нацпроектам. За небольшое время сделано очень многое — и самим министерством, и региональным Фондом развития промышленности (ФРП). В частности, введена широкая линейка льготных займов — это один из самых действенных инструментов господдержки. Кроме прямой финансовой поддержки есть еще налоговые льготы для разных категорий предприятий и отраслей промышленности. Эти механизмы, как и множество других, направлены прежде всего на сохранение инвестиционной активности, — рассказал глава челябинского Минпрома Павел Рыжий.
Гибкое взаимодействие и постоянная работа в единой связке бизнеса с правительством области, и в первую очередь с профильными ведомствами — министерством промышленности и региональным ФРП, помогли области не только вернуться к доковидным показателям, но и обеспечить устойчивый рост практически во всех отраслях экономики.
Напомним, ФРП был создан в Челябинской области в 2016 году и стабильно входит в топ лучших региональных фондов страны. За это время благодаря ему 22 предприятия области получили займы на общую сумму более 600 млн рублей и начали выпуск высокотехнологичной продукции. Например, ЧКПЗ теперь производит комплектующие для современных буксовых подшипников, используемых в железнодорожных вагонах. Магнитогорская торгово-производственная компания начала изготавливать стабилизаторы поперечной устойчивости для легковых автомобилей по уникальной для российского рынка технологии. НПО «Радиотехнические системы» производит комплексы радионавигационного оборудования для организации безопасного воздушного движения.
Еще 14 инвестпроектов на общую сумму 3,7 млрд рублей профинансированы федеральным ФРП при консультационной поддержке и сопровождении регионального фонда.
— Мы работаем с теми, в ком виден потенциал, кто двигает экономику вперед.
И не важно — малое, среднее или крупное это предприятие. Так было с самого начала, когда создание в Челябинской области первого в России регионального ФРП инициировал Павел Рыжий, тогда замминистра экономического развития, а сейчас министр промышленности Челябинской области. Сегодня фонд — боевое подразделение областного Минпрома, его спецназ, если хотите, — связующее звено между бизнесом и властью. Мы на передовой, работаем непосредственно с предприятиями. Исходя из их запросов, зачастую опережая федералов, разрабатываем программы поддержки. У нас их больше, чем у многих других региональных фондов, а таких в стране около 65. Сейчас челябинский ФРП реализует восемь программ, из них четыре самостоятельные, четыре — совместные с головным фондом. Наша задача — максимально, насколько позволяет закон, сократить бюрократические препоны и проволочки на пути предприятия к получению займа, — подчеркнул директор ФРП Челябинской области Сергей Казаков.
Эффективный инструмент для развития промышленности и повышения инвестпривлекательности — индустриальные парки (ИП). Опыт Челябинской области признан одной из лучших региональных практик господдержки промышленных ИП. На территории функционируют три парка: «Станкомаш», «ММК-Индустриальный парк» и «Малая Сосновка», причем первые два по итогам прошлого года вошли в двадцатку самых привлекательных инвестплощадок страны. Резиденты всех трех ИП, 48 предприятий, привлекли в экономику региона свыше 4 млрд рублей инвестиций, уплатили более 2 млрд рублей налогов и создали более 5 тыс. рабочих мест. Сейчас создаются еще пять парков.
Важная особенность развития промышленной инфраструктуры в Челябинской области — инвентаризация свободных площадей оборонно-промышленных предприятий для создания ИП и технопарков. Так, на базе НПО «Электромашина» (в составе концерна «Уралвагонзавод» входит в Госкорпорацию Ростех) формируется промышленный технопарк «ЗЭМ». Создание элементов промышленной инфраструктуры на незадействованных производственных площадках обсуждается еще с рядом предприятий ОПК. Челябинская область активно работает над их диверсификацией. Перспективы развития в этом направлении есть у большинства представителей этой отрасли в регионе. Один из самых ярких примеров — та же «Электромашина». С помощью регионального ФРП здесь организовано производство новой линейки инновационных двигателей для электротранспорта. Кроме того, завод выпускает интеллектуальные системы уличного освещения Amasis 2.0 с функцией экомониторинга. Разработка «Электромашины» в режиме реального времени определяет превышение в воздухе допустимой концентрации десяти видов опасных веществ.
Для привлечения резидентов в существующие и создаваемые парки правительство и Минпром используют, помимо подготовленной инженерной и транспортной инфраструктуры, налоговые льготы и преференции. Для резидентов аккредитованных парков обнулены налог на имущество и ставка транспортного налога на грузовые автомобили, автобусы, самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу. А на территории Челябинска и Магнитогорска для них установлена нулевая ставка по земельному налогу. В проработке новые региональные меры господдержки, например, специализированный кредитный продукт в рамках льготных займов ФРП Челябинской области и обнуление транспортного налога для промышленных технопарков.
Еще один важный инструмент — производительность труда. Челябинская область, подключившаяся к нацпроекту «Производительность труда» в 2019 году, входит в число его самых эффективных участников.
— Ваш регион наглядно доказывает прямую взаимосвязь между активностью, заинтересованностью губернатора и его команды в повышении эффективности производств и скоростью и качеством вовлечения бизнеса в нацпроект. В таких регионах, как Челябинская область, бизнес заходит в него гораздо быстрее. Причем присоединившиеся к культуре непрерывных улучшений компании сразу очень хорошо себя проявляют, — свидетельствует генеральный директор Федерального центра компетенций (ФЦК) Николай Соломон.
Внедрением методов и инструментов бережливого производства на Южном Урале занимаются областные Минпром, ФРП и созданный при нем Региональный центр компетенций. Участвует в нацпроекте
71 предприятие. Все демонстрируют рост базовых показателей, в первую очередь — производительности. Так, миасский завод «СпецАгрегат» на III Федеральном форуме «Производительность 360», прошедшем в июне в Нижнем Новгороде, победил в главной номинации лучших практик, получив звание «Предприятие-лидер по росту производительности труда». С помощью экспертов ФЦК компании удалось за 2,5 года увеличить этот показатель на 35%, создав при этом около 60 дополнительных рабочих мест.
По инициативе губернатора областные Минпром, ФРП и «Опора России» специально для малых и средних предприятий региона разработали уникальную программу «Адресная поддержка повышения производительности труда». С конца прошлого года реализацией этого несколько упрощенного аналога нацпроекта «Производительность труда» занимается региональный ФРП.
— В нацпроекте есть жесткое ограничение. Войти в него может только предприятие с годовой выручкой от 400 млн рублей. А что делать представителям МСП? Этим вопросом мы и задались. В итоге появилась региональная программа, вызвавшая большой интерес у бизнес-сообщества, — итожит Сергей Казаков.
Челябинская область, благодаря разработанным Минпромом и ФРП мерам поддержки, также является одним из лидеров реализации кластерной политики.
В первую очередь речь идет о возмещении части затрат предприятий-участников на модернизацию производственных мощностей. В прошлом году из областного бюджета на эти цели было выделено 80 млн рублей. Участники кластеров также могут использовать инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль. Он позволяет вернуть до 90% расходов предприятия на покупку оборудования, модернизацию и реконструкцию производства. Кроме того, челябинский ФРП специально разработал уникальную программу льготного заемного финансирования «Кластеры». Это займы от 5 до 30 млн рублей на срок до пяти лет под 1% годовых на реализацию проектов, соответствующих целям развития промышленного кластера.
Сейчас в Челябинской области в десяти муниципальных образованиях функционируют семь кластеров (пять из них внесены в реестры Минпромторга РФ и регионального Минпрома). На 70 предприятиях этих кластеров работают 12 тыс. человек, общий выпуск продукции превышает 20 млрд рублей. Прорабатывается создание кластера автомобилестроения с привлечением якорного участника — автомобильного завода «Урал».
— Специфика развития кластеров на Южном Урале заключается в их разноплановости. У нас есть производители в электротехнической сфере, в легкой промышленности, в машиностроении, во многих других отраслях, тогда как в большинстве российских регионов существуют единичные кластеры — специализированные, узконаправленные, укомплектованные вокруг одного мощного якорного предприятия, например ГАЗ или АвтоВАЗ. Такое направление развития кластерной политики, какое сложилось у нас в области, дает дополнительные конкурентные преимущества и возможность поддерживать большее количество производителей различной продукции, их инициативы и инвестпроекты, — уверен руководитель департамента инфраструктуры регионального ФРП Юрий Данилов.