Почему взлетевшая стоимость стройматериалов не стимулирует инвестиции в их производство
О сновная в этом году тема на рынке строительных материалов — значительный рост их стоимости. Возникающие в связи с этим проблемы сегодня стали главной головной болью как строителей, так и госзаказчиков. Причем рост цен на стройматериалы в стране ускоряется. По данным Росстата, в июне они подскочили относительно мая текущего года на 6,75% (в мае рост составлял 4,99%). При этом древесностружечные, ориентированно-стружечные плиты подорожали на 19,2%, обрезные доски — на 15,7%, металлочерепица — на 12,3%, еврошифер — на 6,8%, рубероид — на 5,7%, красный кирпич — на 4,6%, оконное стекло — на 3,7%.
По сравнению с июнем 2020 года цены на стройматериалы выросли на 23,9%, за первое полугодие год к году — на 19,63% (для сравнения, в прошлом году рост за первые шесть месяцев к первому полугодию 2019 года составил всего 2,06%). Динамика удорожания в разы превышает общую инфляцию (в июне — 0,69% к маю текущего года, в годовом выражении — 6,5%).
Официальную статистику дополняют данные от подрядных организаций из регионов. Так, по июльской информации екатеринбургской компании «Отделка 2.0», с декабря прошлого года существенно подорожали такие отделочные и строительные материалы, как ламинат — на 20%, керамогранит и керамическая плитка — от 16% до 45%, клей для плитки — на 16%, обои — на 10 — 15%, двери — на 43%.
Значительное влияние цены стройматериалов на формирование конечной стоимости объекта строительства (по оценкам строительных компаний, доля затрат на стройматериалы в общей смете расходов составляет около 50 — 60%) заставило заняться проблемой профильные федеральные министерства и ведомства. Так, с 1 июля до конца текущего года в России введены пошлины на вывоз грубообработанной древесины: для хвойных пород и дуба ставка составляет 10%, но не менее 13 и 15 евро за кубометр соответственно, для бука и ясеня — 10%, но не менее 50 евро за кубометр. По мнению чиновников Минпромторга РФ, введение вывозной таможенной пошлины на «влажный» пиломатериал (влажностью выше 22%) должно сдержать рост цен на внутреннем рынке.
Кроме того, сдержать рост цен на стройматериалы, относящиеся к продукции лесопереработки, может падение спроса за рубежом. «По данным Росстата, рост цен на отдельные виды стройматериалов (лесопромышленного комплекса) в июне оказался значительно выше среднего. Однако с учетом того, что на внешних рынках (США, Китай) цены начали снижение, по российским экспортным контрактам цены тоже начали корректироваться. Мы ожидаем, что в дальнейшем это приведет к балансировке цен и на внутреннем рынке», — говорится в сообщении пресс-службы Минпромторга РФ.
Но ожидание может затянуться, при этом взлетевшие цены на стройматериалы ставят под угрозу выполнение очередной амбициозной жилищной программы российского правительства. И тут уже пора принимать действенные меры. В конце июля вице-премьер РФ Марат Хуснуллин на своей странице в Instagram заявил о готовности правительства возмещать застройщикам часть затрат: «Ситуация с ценами на стройматериалы тяжелейшая, но из приятных новостей могу сказать, что на уровне правительства принято решение, что удорожание стройматериалов мы будем оплачивать. Постараемся компенсировать».
Хуснуллин отметил, что с ростом цен на стройматериалы в этом году столкнулась не только Россия. По его словам, во всем мире стоимость строительных материалов и стройки скакнула на 15%. Восстанавливающаяся после кризиса мировая экономика подстегнула спрос на стройматериалы, который и определяет во многом ценообразование.
В России спрос также увеличился в связи с возросшими темпами строительства жилья, стимулируемого госпрограммой льготной ипотеки. По данным Росстата, в первой половине 2021 года в стране построено 36,5 млн кв. метров жилья, что на 29,7% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. На Урале темпы жилищного строительства по сравнению с январем — июнем 2020 года также высоки: в Свердловской области введено жилья в 1,6 раза больше, в Челябинской области — на 26,8%, в Башкирии — на 25,7%, в Пермском крае — на 17%.
— Минстрой России сейчас отрабатывает методики по смешанному подходу оценки стоимости стройки: базисно-индексный и ресурсный. Там, где идет большой накал по стоимости, будет применяться ресурсный метод, когда в сметную стоимость будут заносить конкурентную цену продукта. Минэкономики возражает против такого подхода, но тогда не будет применяться в строительстве никаких инновационных технологий и материалов, ведь они все равно дороже традиционных, — рассказал в интервью «Э-У» о мерах, предлагаемых в правительстве, президент Союза предприятий строительной индустрии Свердловской области Александр Лощенко. — Решения пока нет. Но рассматривается и компромиссный вариант, когда сметная стоимость не фиксируется по результатам торгов, а может пересматриваться по мере реализации проекта. Минэкономики предлагает ввести две стоимости: сметная стоимость при проектировании объекта и строительная стоимость, по которой производятся корректировки с учетом реальной цены на рынке. Поэтому нельзя сказать, что правительство запустило ситуацию. Движение есть, строители пока не видят большой угрозы того, что их оставят в одиночку.
Рост спроса повлек увеличение предложения. В январе — июне этого года объемы производства практически всех основных видов стройматериалов выросли год к году, однако не так значительно, как темпы жилищного строительства. Новые проекты в строительной индустрии, реализуемые или хотя бы заявленные, можно пересчитать по пальцам. Например, в начале августа группа компаний «Атлант» объявила о намерении инвестировать миллиард рублей в организацию производства в особой экономической зоне «Алга» (Башкирия) строительных плит Universal, которые применяются при возведении малоэтажных домов. По словам представителей инвестора, такие «плиты изготавливаются сейчас только в Канаде. Из них, преимущественно в европейских странах, строятся дома, которые со временем можно легко надстраивать — так называемые «дома на вырост». Этажи строятся по необходимости, например, когда семья становится больше и требуется большее количество площадей. Материалы, из которых изготавливаются плиты, экологичны и помогают экономить энергоресурсы в домах, построенных с их применением».
— Завод по производству плит — часть одного более крупного проекта, — говорит генеральный директор Корпорации развития Башкортостана Наиль Габбасов. — Инвестор намерен также запустить производство клинкерного кирпича и оборудования по выпуску стройматериалов. Коллеги рассказали, что используют в работе керамзит, и мы предложили организовать производство этого материала в рамках продолжения нашей работы с бизнес-шерифами. Буквально на прошлой неделе с представителями Ермекеевского района обсуждали варианты помощи предпринимателю, у которого возникли проблемы с запуском керамзитного завода. Проект «Атланта» помог бы стартовать местному предпринимателю.
Но пока это лишь декларации о намерениях.
В Свердловской области масштабное производство стройматериалов развивает «Атомстройкомплекс». В июле на проектную мощность вышел построенный в конце прошлого года в Сысертском районе завод «Атом Цемент». В год предприятие будет выпускать 550 тыс. тонн цемента, из них около 30% планирует потреблять сам «Атомстройкомплекс», полностью закрывая свои потребности, а 70% будут реализовывать на строительном рынке. Наличие производств позволяет компании не зависеть от сторонних поставщиков и гарантировать высокое качество продукции как для выполнения собственных девелоперских проектов, так и государственных контрактов на строительство социально-значимых для региона объектов.
Срок окупаемости инвестпроектов в производстве стройматериалов должен быть около пяти лет, у нас сейчас — 10 — 15 лет. Это большие риски
— Строительство цементного завода стало для нас важным стратегическим шагом для развития замкнутого цикла производства, который позволяет полностью контролировать качество, ведь после ввода объекта мы несем за него ответственность. Продукция «Атом Цемента» отличается высокой стабильностью, что является крайне важным для постоянного потребителя, — пояснил генеральный директор «Атомстройкомплекса» Валерий Ананьев.
Цементный завод стал одиннадцатым предприятием стройиндустрии в структуре «Атомстройкомплекса» наряду с производством стеновых материалов, светопрозрачных конструкций, утеплителя и других строительных материалов. В 2023 году компания планирует построить также в Сысертском районе еще один завод — по производству газоблоков. Предполагаемая мощность нового предприятия — 400 тыс. кубометров блока в год. Однако важно понимать, что это не реакция на увеличившийся в настоящее время спрос на стройматериалы: «Атомстройкомплекс» изначально создавался как компания полного цикла, этот курс был взят еще четверть века назад.
По большому счету, возросшие цены на стройматериалы не привлекают потенциальных инвесторов вложиться в производство. Почему? Ценообразование на эту продукцию зависит не только и не столько от спроса и действий самих производителей.
— Мы не должны обвинять строительную индустрию в повышении цен на стройматериалы, — считает Александр Лощенко. — Экономика наших предприятий стройиндустрии в тяжелейшем состоянии, потому что цену на стройматериалы определяет рынок, а стоимость энергоресурсов определяется прибылью, а это разрыв. Ничто не останавливает рост стоимости энергоресурсов, бензина, железнодорожных грузоперевозок и др. Поэтому цены на стройматериалы вряд ли упадут.
В части механизма формирования цены ситуация на рынке за последние полтора года практически не изменилась. Еще в начале пандемии директор Союза стройиндустрии Свердловской области Юрий Чумерин в интервью нашему изданию (см. «На финише — отделка», «Э-У» № 14 от 26.03.2020) отмечал: «Себестоимость стройматериалов растет главным образом из-за того, что дорожают услуги естественных монополий — электроэнергия, газ, железнодорожные перевозки. Кроме того, очень важно, чтобы не дорожала продукция наших смежников — металлургов, которые до половины объема продукции выпускают для строительства. Подорожание металла естественно влечет за собой и повышение цен на стройматериалы.
К сожалению, их продукция (арматура, металлические листы, балки, уголки, швеллеры, трубы) дорожает быстрее, чем наша».
Эксперты уверены, что повышение цен на стройматериалы не стимулирует инвестиции в стройиндустрию. Необходимо отработать механизмы, которые позволили бы заинтересованным инвесторам быть уверенными, что в среднесрочном периоде они вернут свои деньги.
— Срок окупаемости инвестпроектов в производстве стройматериалов должен быть около пяти лет, у нас сейчас — 10 — 15 лет. Это большие риски, особенно для иностранных инвесторов, — резюмирует Александр Лощенко. — Какой выход? «Атомстройкомплекс» сделал то, что делает весь цивилизованный мир. Мы говорим о кластерах, создавать которые у нас пока не получается, потому что каждый хочет заработать, ему нет дела до партнеров, а это наносит ущерб общему делу. Мы в экономике еще
совсем дети, и поодиночке можем погибнуть. Для создания регионального кластера стройиндустрии важно сделать полный анализ, который бы учитывал местные природные ресурсы, имеющуюся логистику и перспективы локализации производств.
О трендах в сфере услуг ремонта и отделки квартир рассказал руководить компании «Отделка 2.0» Александр Воробьев
— Наша компания специализируется на ремонте и отделке квартир под ключ в Екатеринбурге и городах-спутниках. В основном это новостройки. Клиенты — преимущественно люди, которые ценят свое время, поглощены работой и предпочитают покупать готовые решения в разных сферах жизни вместо «самостроя».
Мы внимательно отслеживаем тренды в сфере отделки и ремонта квартир, стараемся их учитывать в своей работе. Сейчас я бы выделил четыре таких.
Первый — стремление клиентов получать отделку квартир высокого качества с минимальными усилиями. В рамках тренда мы адаптировали модель Quick-Service Restaurant для сферы ремонта и отделки квартир: продуманный ассортимент, налаженная технология производства и высокая скорость обслуживания. Клиенты в каталоге готовых интерьерных решений выбирают дизайн, а в нашем шоу-руме оценивают отделочные материалы, которые являются частью готовых решений, и качество отделки. В результате решение о ремонте принимается буквально «в три клика» за пару часов за чашкой кофе.
Второй — желание в «одном окне» заказать и дизайн, и ремонт. Зачастую бывает, что дизайн интерьера делает один подрядчик, а отделку — другой. Потом выясняется, что задумки дизайнера либо будут стоить неоправданно дорого, либо технически невозможно воплотить — заказчик напрасно потратил деньги и время. Мы создали «бесшовное» предприятие: разработка дизайна интерьера и выполнение работ происходят в одном месте, поэтому проблем такого рода у нас не возникает, и мы несем ответственность за все этапы производства работ, включая гарантийный срок. К тому же приятный бонус — бесплатный дизайн интерьера.
Третий — постепенное сокращение срока жизненного цикла интерьеров. Это связано с тем, что заказчики все чаще меняют жилье и обновляют интерьер. В нашем сегменте велика доля молодых семей, которые понимают, что через пять-семь лет они будут расширяться и продавать квартиру вместе с интерьером. Ремонт выбирают не только презентабельный и практичный, но и ликвидный. Отделка жилья все больше смещается из разряда «инвестиции надолго» в сторону «инвестиции на четко определенное время». Подход к ремонту становится таким же, как к автомобилю: выбрал комплектацию, купил, попользовался три-шесть лет, продал. Поэтому отделка квартиры у нас заказывается так же, как новый автомобиль в автосалоне: выбираете базовый дизайн интерьера и укомплектовываете резиденцию в зависимости от необходимых опций и размера кошелька.
Четвертый тренд — отставание развития информационных систем и бизнес-процессов у многих участников рынка по ремонту и отделке от требования времени. Это существенно влияет на сроки, цену и качество производства работ. Мы инвестируем значительные средства в развитие ERP-системы и на ее основе систематизируем все бизнес-процессы.