Бизнес, реализующий проекты на платформе устойчивого развития, вправе требовать к себе особого отношения государства и банков
Российское правительство разрабатывает механизм зеленого финансирования. В чем суть механизма и какие выгоды получат от его запуска промышленные компании и финансовые организации, в интервью «Э-У» рассказала старший научный сотрудник Центра международных финансов Научно-исследовательского финансового института Минфина России, председатель региональной общественной организации «Уральская экологическая инициатива» (Екатеринбург) Ольга Старцева.
— Чем зеленое финансирование отличается от других видов кредитов и насколько оно выгодно компаниям-заемщикам?
— Нельзя сводить финансирование только к кредитованию. Оно может быть как внешним (займы, облигации, факторинг), так и внутренним, а также инвестиционным. Главная особенность зеленого финансирования в том, что оно обеспечивает сдвиг в сторону нового технологического уклада, создаваемого зеленой экономикой. Важно понимать, что зеленая экономика — это не экология в ее узком значении, а новая экономическая парадигма, возникающая в контексте устойчивого развития. Сама концепция устойчивого развития базируется на трех китах: экологической безопасности, социальном развитии и зеленой экономике, которая строится на самых передовых технологиях, минимизирует вред окружающей среде и приводит к социальному равенству.
В нашей стране нужно экологическую безопасность и социальное развитие дотянуть до уже имеющейся мощной экономической составляющей, чтобы был баланс, но при этом экономика должна обеспечивать устойчивый рост. Зеленое финансирование как раз предназначено для трансформации экономики и последующего развития. Сейчас среди инвесторов или заемщиков все меньше остается тех, кто финансирует проекты в коричневой экономике, поскольку все-таки превалирует созидательное начало. Те, у кого есть финансовые ресурсы, выбирают зеленое развитие.
— Разве инвесторы не выбирают проекты с наибольшей прибылью вне зависимости от цвета экономики? Или законы рынка перестали работать?
— Ухудшается качество воды и воздуха, нарастает уровень бедности, поэтому человечество еще двадцать лет назад было вынуждено сесть за стол переговоров, оглядеться и решить, что делать. А сейчас проекты зеленой экономики уже показывают наибольшую рентабельность, то есть это еще и выгодно. Поэтому и финансирование этих проектов основано не только на этической и моральной составляющих, но и на выгодах долгосрочных инвестиций. Эти моменты почувствовали на себе в первую очередь компании, работающие на внешних рынках. Они не стали дожидаться, когда в нашей стране начнут функционировать механизмы регулирования, которые еще только создаются. Сейчас разработана и проходит согласование Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации, учитывающая низкий уровень выбросов парниковых газов до 2050 года. Низкоуглеродная экономика — тоже зеленая экономика, в которую также пойдут зеленые финансы.
— В разработке механизма зеленого финансирования страна опирается на опыт Запада?
— Международный опыт для нас, безусловно, важен. Но так не бывает, что переложил картинку — и механизм начинает работать. У нас другие условия, особенности, другая структура экономики, природного капитала. Мы изучаем лучший зарубежный опыт, но в России создается собственная система, поскольку страна развивается по своему сценарию. Кстати, в упомянутой Стратегии до 2050 года рассматриваются четыре сценария (инерционный, базовый, интенсивный, агрессивный), и все они зависят от международного признания тех мер, которые разрабатываются в России.
— Насколько развитию системы зеленого финансирования содействует реализация нацпроекта «Экология»?
— Содействует опосредованно. Проекты, которые попали в нацпроект «Экология», не оценивались с позиции ESG-факторов (экологическое социальное управление, Environmental Social Governance. — «Э-У».). Там рассматривается в первую очередь экологическая безопасность без учета общих основных моментов, без корпоративного управления. Тем не менее без учета социальных и экологических рисков бизнес уже не принимает важных инвестиционных решений. Возрастает количество российских компаний, которые готовят и публикуют нефинансовые отчеты по устойчивому развитию. Их к этому никто не принуждает, они это делают добровольно. Хочется, чтобы этим стали заниматься не только крупные экспортно ориентированные предприятия, но и средний бизнес, работающий на внутреннем рынке (и это опять же особенность нашей страны). Потому что именно в среднем бизнесе быстрее идут модернизационные и инновационные процессы.
— А как должна функционировать система зеленого финансирования в России с учетом нашей специфики?
— Механизмы государственного регулирования в этой сфере только создаются. Центр международных финансов Научно-исследовательского финансового института Минфина России, где я работаю, является основным исполнителем научных исследований для министерства по направлениям «зеленая экономика» и «зеленые финансы». Наша задача — сделать зеленое финансирование выгодным и для финансовых учреждений, и для предприятий, осуществляющих модернизацию. Чем это выгодно для предприятий? Тем, что они переходят на новый технологический уклад. Компании, остающиеся в старом технологическом укладе, начинают проигрывать, поскольку выпускают устаревшую продукцию по устаревшим технологиям. Зеленое финансирование — это вложения не в экологию, а в новые технологии. Мы рассматриваем не конкретный бизнес-проект в отдельной бизнес-структуре. Мы говорим в целом про макроэкономику корпораций, городов, российских регионов, всей страны. В этой зеленой парадигме и рассматриваются такие темы, как переход на энергоэффективные технологии, чистую энергию, современные материалы, инфраструктуру с низким углеродным следом, экологичный транспорт, технологии лесовосстановления и т.д.
Сейчас системно меняется подход по всем уровням: государственные стратегии, федеральные законы. Дальше это будет расходиться по нормативно-правовой базе. Методологический аппарат будет разрабатываться в очень сжатые сроки и даже быстрее, чем мы думаем. При этом Российской Федерации важно войти в международную повестку, чтобы получить международное признание того, что делается в нашей стране. Это касается в числе прочего создания правового и институционального механизма зеленого финансирования. Несмотря на национальную специфику, мы не можем поставить барьеры по воздуху и океану. Как закроешь границы от той же пандемии, изменения климата и его разрушительных последствий? Поэтому у нас ратифицирован ряд международных конвенций, мы участвуем в работе международных организаций, где обсуждаются все эти моменты.
Уже многие компании в России могут претендовать на зеленое финансирование, но они даже не понимают этого. Ряд отечественных предприятий еще до создания механизма зеленого финансирования реализовали проекты на платформе устойчивого развития, которые можно оценить по ESG-факторам и обеспечить им зеленую финансовую подушку. Но есть, наоборот, компании, которые просто поменяли вывеску: назвали коричневое зеленым и стараются войти в модный, как они считают, тренд, заработать на этом репутационные баллы, пользуясь тем, что пока эта система только формируется.
— Назовите примеры зеленого финансирования в нашей стране.
— В апреле 2021 года Сбербанк, ВЭБ.РФ и банк «Открытие» подписали с компанией «Эколант» соглашение о финансировании проекта по строительству в Выксе (Нижегородская область) первого в Европе крупного сталелитейного комплекса полного цикла по экологичным технологиям. Предполагается использование наилучшей из доступных технологий: сталь будет производиться из железной руды с помощью природного газа методом прямого восстановления железа (Direct Reduced Iron). По сравнению с доменно-конверторной технологией такой метод позволяет существенно снизить энергозатраты и выбросы парникового газа. Совокупная стоимость проекта превышает 140 млрд рублей, он будет реализован с использованием механизма «Фабрика проектного финансирования».
Другой пример — из сферы зеленого строительства. Сбербанк уже больше года финансирует строительство в Тюмени загородного жилого комплекса «Зеленые аллеи». Этот проект девелоперской компании «Навигатор» стал финалистом федеральной премии Urban Awards в номинации «Лучший региональный малоэтажный комплекс». Жилой комплекс состоит из таунхаусов и дуплексов, всего проектом предусмотрено 700 квартир. На территории квартала создается собственный парк отдыха, планируется строительство торгового центра и детского сада. Четыре очереди жилого квартала «Зеленые аллеи» уже сданы. На строительство четвертой очереди Сбербанк выделил свыше 230 млн рублей, объем финансирования пятой очереди (ее предполагается сдать в следующем году) составил 214 млн рублей.
Зеленые облигации правительства Москвы на развитие городской транспортной инфраструктуры (строительство линий метрополитена и замена автобусного парка Москвы на электробусы). Объем эмиссии — до 70 млрд рублей. Ценные бумаги с постоянным купонным доходом, сроком обращения семь лет и номинальной стоимостью 1 тыс. рублей. Приобретая облигации, заемщик сам устанавливает сроки и суммы платежей — эти условия прописывают в документах эмиссии. Примечательно, что спрос превысил предложение, а в числе заемщиков не только юридические, но и физические лица. Зеленые облигации выпускают под проекты, направленные на улучшение экологической ситуации или минимизацию наносимого природе вреда. Они появились на фоне глобального подхода к ответственному инвестированию, которое учитывает факторы влияния на окружающую среду, социальное развитие и корпоративное управление. Тренд на ответственное инвестирование в последние десятилетия наметился в европейских странах, а в последние годы становится все более актуальным и для российских компаний. В частности, соответствие факторам ESG учитывают иностранные инвесторы.
В контексте ESG-облигаций важно говорить не только о зеленых облигациях, потому как ESG включают и социальные облигации, и облигации устойчивого развития.
В целом ESG-облигации — это обычные облигации, прибыль от которых будет направлена на реализацию социальных или экологических проектов. По социальным облигациям могу отметить облигации МТС. Первой в России зеленые облигации выпустила в 2018 году компания «Ресурсосбережение ХМАО», она привлекла тогда 1,1 млрд рублей. В 2019 году РЖД разместили зеленые облигации на 500 млн евро на рефинансирование кредитов, привлеченных на покупку электровозов и пассажирских поездов «Ласточка».
Назову еще один интересный проект, который подходит под критерии зеленого финансирования — «Водно-зеленый городской каркас как база для создания устойчивых и умных городов». Такой каркас — совокупность соединенных между собой городских территорий с растительным покровом и городскими водоемами, включенными в городскую среду. Это могут быть как естественные природные объекты, так и искусственные.
К ним относятся скверы, клумбы, парки, лужайки, водоемы, реки. Основная задача каркаса — обеспечение комфорта и создание рекреационных зон, микроклимата города, улучшение экологии. Проект осуществляется с участием французской Федерации ландшафтных архитекторов. В качестве пилотов определены четыре российских города: Екатеринбург, Казань, Краснодар и Зверево (Ростовская область). Проект, курируемый Минстроем и Минприроды России, — модернизационный и долгосрочный, рассчитанный на десятилетия. Он предусматривает иное отношение к качеству городской среды, выдвигая на первое место обеспечение экологической безопасности и учет природорегулирующих факторов, например, перемещение по зеленым коридорам атмосферного воздуха с определенной скоростью, регулирование температуры в центре города и т.д. Проект предполагает создание серьезной математической модели, которая заводится в систему управления умным городом.
Будет предложен механизм финансирования для этого процесса с учетом вложений государства и институциональных инвесторов, в том числе бизнеса, который работает на этой территории. Бизнесу, который встает на позицию устойчивого развития, интересно вкладывать в социальные проекты, потому как должны быть сбалансированы экономика, социальная составляющая и грамотное корпоративное управление, в том числе экологическая ответственность.
Важно, что развитие по ESG-факторам сейчас происходит не только у производственных компаний, но и у финансовых учреждений. Примечательно, что в банковских ESG-рейтингах участвуют как крупные, так и небольшие финансовые учреждения, выступая в партнерстве с такими гигантами, как Сбер и ВЭБ.
Задача государства — поддержать компании, готовые к определенной открытости в рамках развития по ESG-факторам, предоставить им понятный механизм финансового регулирования. Сделать так, чтобы зеленые финансы, выдаваемые на длительный срок под меньшие проценты, поддерживали настоящие проекты, у которых все правильно с логикой, экономическими расчетами, чистыми технологиями и социальной ответственностью.