Год на передовой

Аналитический центр «Эксперт» и журнал «Эксперт-Урал» подвели итоги второго исследования состояния сектора НКО и корпоративной благотворительности в условиях пандемии COVID-19

Читать на monocle.ru

Аналитический центр «Эксперт» и журнал «Эксперт-Урал» провели второе исследование, посвященное состоянию некоммерческого сектора и корпоративной благотворительности в период пандемии COVID-19. Год назад мы констатировали (подробнее см. «Сильные стали сильнее», «Э-У» № 43 — 44 от 26.10.2020), что коронавирус сильно ударил по благотворительному сектору — многим фондам и компаниям пришлось приостановить традиционные программы. В ответ на это сектор запустил процесс цифровой трансформации, частично перейдя в онлайн-формат. Самым неожиданным выводом стало то, что денег в некоммерческий сектор пришло больше и благотворительные бюджеты у многих НКО выросли. Еще один важный тренд — в работу благотворительных организаций активно включился малый и средний бизнес, встал вопрос о пере­ориентации его на системную благотворительность. Выросло и число волонтеров. Вместе с тем многие сетовали на откат от программной деятельности в сторону распределения помощи нуждающимся.

В этом году мы снова опросили ряд участников исследования и экспертов, чтобы узнать, какие изменения произошли в их работе за прошедший год, сохранились ли выявленные тенденции, появились ли новые.

Тренды старые и новые

Нагрузка на сектор НКО в период пандемии сохраняется высокая. «Мы и до пандемии работали с большой нагрузкой, а в период изоляции у нас практически выходного дня не было, — вспоминает президент СОО «Аистенок» Лариса Лазарева. — Где-то с апреля и практически по сентябрь 2020 года мы превратились в небольшой “собес”: просьб о помощи стало больше, и мы сами развозили помощь, потому что люди не могли приехать к нам». Рост нагрузки и интенсивности работы отмечает и руководитель СРОО «Добровольческое движение “Дорогами Добра”» Валерий Басай. При этом, по его словам, был пересмот­рен внутренний регламент: «До пандемии все сотрудники находились на стопроцентной очной работе, а сейчас нам самим выгоднее с некоторыми работать на дистанте, и новых людей принимаем с условиями дистанционной работы».

Несмотря на ограничения, участникам исследования удалось запустить новые проекты. «У нас две крупные линии работы, — поделилась руководитель медиацентра «УралДобро» Яна Смирнова. — Во-первых, мы развиваем в УрФУ проектное обучение: получились интересные сильные проекты со студентами. Во-вторых, сложилось несколько плодотворных коллабораций, в частности с администрацией Екатеринбурга (медиацентр стал муниципальным информационным ресурсным центром. — «Э-У»). Мы стали целенаправленно готовить материалы о действующих благотворительных проектах и размещать на портале “Екатеринбург.рф”, чтобы горожане увидели эту информацию».

В прошлом году многие отмечали откат от системной работы, как в некоммерческом секторе, так в корпоративных благотворительных фондах. Правда, некоторые эксперты, в частности исполнительный директор «Форума Доноров» Александра Болдырева, говорят, скорее, о переносе: системные проектные программы были заморожены по объективным причинам.

«Компании реагировали на запрос от местных сообществ, а запрос был на простые решения, которые в наше представление о красивой филантропии могут и не укладываться, — рассказывает она. — В крупных благотворительных фондах предприняты попытки проанализировать новые условия, чтобы адаптировать или трансформировать стратегию. Опыт прошлого года не потерян. Я знаю, что есть компании, у которых не было в пакете, например, программ медицинского характера, но они появились».

Системная благотворительность крупных компаний пока не вернулась на доковидный уровень и продолжает ориентироваться на адресную помощь, констатирует директор центра «Благосфера» Наталья Каминарская.

Малый и средний бизнес, волонтеры, которые в прошлом году начали помогать сектору НКО, в этом году по большей части остались, но есть ряд оговорок. «Волонтеры, включившиеся в работу в пандемию, уже не так активно помогают, потому что раньше многие работали на дистанте, а сейчас перешли на очную форму и уже не могут уделять время», — рассказывает Лариса Лазарева. Это «понятная история, когда кто-то включается, потом отключается, потом опять, может быть, включится. Новые люди появляются. Но в ситуации кризиса вовлеченность всегда выше, чем в спокойной ситуации», — аргументирует Александра Болдырева.

«Был эмоциональный резкий заход в прошлом году, многие люди, организации, которые никогда ни в чем не участвовали, в прошлом году нашли себя в сфере НКО. Не все они остались: люди устали или просто посчитали, что ситуация поменялась и государство многое взяло на себя. Государство тему волонтерства монополизирует, создавая новые структуры для его развития. И это убивает волонтерство как добровольное участие», — подчеркивает Наталья Каминарская.

Чтобы не лишиться рабочих рук, движение «Дорогами Добра» с 2000-х годов реализует технологию «базового якоря» — проект, за которым закрепляется группа волонтеров. «Мы не почувствовали потерю волонтеров», — говорит об эффективности подхода Валерий Басай.

На финансовой стороне деятельности пандемия не сказалась: пожертвований не стало меньше, «наоборот, люди помогали, взносы от физических лиц увеличились, увеличились предложения помощи, в том числе от бизнеса, как местного, так и московского», — рассказывает Лариса Лазарева.

Государство продемонстрировало, что это оно всех спасло, и многие компании посчитали, что раз спасло, то пусть и дальше спасает

Но и тут не обошлось без госучастия: «Государство продемонстрировало, что это оно всех спасло, и многие компании посчитали, что раз государство спасло, то пусть государство и дальше спасает», — отмечает особенность момента Наталья Каминарская.

Для расширения круга партнеров НКО разрабатывают новые инструменты. Одним из таких стали коллаборации — объединение возможностей НКО, бизнеса, граждан, государства. Это, по словам Яны Смирновой, один из трендов года. Примером такой коллаборации стало сотрудничество медиа­центра «УралДобро» с екатеринбургской школой № 165: дети по своей инициативе стали онлайн-волонтерами.

Еще одно новое направление — развитие социального бизнеса, выпуск и продажа собственной продукции, выход на онлайн-платформы. На этом фоне возникает запрос на новые компетенции. Опытом поделилась директор АНО «Открытый Город» Анна Келещёва: «С 2018 года у нас работают мастерские. В феврале мы вышли с их продукцией на крупные маркетплейсы и начали стремительно эту историю превращать в бизнес с серьезной социальной составляющей. Отчасти это сделано для того, чтобы создать еще одну финансовую опору, постоянный финансовый поток, который позволил бы придать организации устойчивость. Сейчас мы стремимся к самоокупаемости».

Мир на проводе

Повседневная деятельность НКО переживает цифровую трансформацию: стали применяться системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-системы), онлайн-инструменты для совместной работы, социальные сети. «Мы четко поняли, что сейчас все коммуникации идут через социальные сети. Если до пандемии у нас много обращений было от человека к человеку, то в пандемию резко возросли роль и статус социальных сетей, оптимизировались контакты с органами власти, потому что многие из них тоже стали рассматривать возможность дистанционной работы», — перечисляет Валерий Басай.

Медиацентр «УралДобро» много консультировал НКО по переходу в онлайн: «У организаций, которые работают с молодежью, возникли вопросы по организации волонтеров, когда офлайн резко отменился, — рассказывает Яна Смирнова. — Эта тема осталась в тренде, все более-менее сориентировались и работают. Расширилось взаимодействие с молодежью онлайн».

Но в целом по сектору НКО ситуация неоднородная. Так, СОО «Аистенок» смогло перевести в онлайн только работу с приемными семьями — консультации. «Но все равно специалисты приходили помимо онлайн-консультации, работали с детьми напрямую», — говорит Лариса Лазарева.

«Всем давали деньги на цифровизацию. Кто-то смог не просто закупить оборудование и не просто создать СRМ-системы, а именно перестроить деятельность в цифре. Но есть ряд тематик и ряд организаций, которые в силу объективных причин не могут ничего сделать с цифровизацией, эта задача для сектора так и осталась нерешенной», — итожит Наталья Каминарская.

За прошедший год сектор НКО и корпоративная благотворительность проявили гибкость и адаптировались к работе в условиях пандемийных ограничений — появляются новые инструменты привлечения партнеров и средств, продолжается цифровая трансформация. Но сокращение активности волонтеров и обеднение населения создают угрозы для развития сектора, лишая его рабочих рук. Замороженной пока остается и системная работа.

Результаты исследования будут подробно представлены на конференции «Благотворительность на Урале: цифровизация сектора» 22 сентяб­ря этого года, а итоги конференции появятся в октябрьском номере журнала «Эксперт-Урал».

Сектор перестраивается

Чтобы отвечать новым вызовам, некоммерческий сектор должен меняться, предлагая благополучателям и партнерам наиболее удобные инструменты, считает президент Благотворительного фонда «Синара»Наталья Левицкая

— В прошлогоднем исследовании АЦ «Эксперт» о влиянии COVID-19 на благотворительность и некоммерческий сектор мы пришли к выводу, что локдаун стал причиной не только негатива. Были новые проекты, новые парт­неры и новые навыки, например, активное включение в работу инструментария цифровизации. Сохранились ли эти тренды?

— Тенденции, которые сформировались в первой половине прошлого года, развиваются и перестраивают сектор, становясь частью системной работы. Прежде всего я имею в виду онлайн-формат. Не все НКО были готовы к такой активной трансформации и болезненно переживали внедрение дистанта. Но те, кому удалось сориентироваться, имплементировать новые форматы, стали эффективнее в условиях ограничений. И это плюс. Так, за счет онлайна появилась возможность расширения географии. Например, БФ «Синара» с помощью онлайн-технологий эффективно реализует проекты по развитию канистерапии в Екатеринбурге, Полевском, Каменске-Уральском, Орске, Таганроге и Волжском. Наша команда тьюторов ведет обучение участников проектов, используя сервисы дистанционных конференций. Это удобно, потому что существенносокращает затраты, но в то же время не умаляет смысловых вещей, которые необходимы, чтобы выйти в практическую плоскость получения навыков. В рамках проекта «Лига управленцев» был проведен онлайн-марафон, который позволил реализовать образовательную программу дистанционно, при этом мы смогли расширить аудиторию и привлечь отличных экспертов.

Мы будем наблюдать определенные коллаборации, когда фонды или некоммерческие организации, имеющие интересные идеи, будут кооперироваться для реализации проектов с теми, у кого есть цифровые инструменты или опыт их внедрения.

— На корпоративное волонтерство онлайн тоже повлиял?

— Прогресс технологий безусловно оказывает влияние и на добровольчество. К примеру, в ТМК и Группе Синара на базе мобильного приложения MOBI2U специально для работы с корпоративными добровольцами разработана и запускается платформа по волонтерству. Там можно выстраивать календарь добрых дел, предлагать благотворительные инициативы, собирать единомышленников. Эта платформа поможет нам тиражировать лучшие практики на всех предприятиях.

— Год назад многие корпоранты говорили, что пандемия вынудила их свернуть системную благотворительность и сосредоточиться на оказании помощи — медикам, НКО, образовательным учреждениям. БФ «Синара» от проектов не отказывалась.

— Наша задача — поддержка некоммерческого сектора, развитие активного, позитивного контента на территориях присутствия компании, создание совместно с НКО и заинтересованными людьми точек роста в социальном проектировании. Сами корпорации уже перестроились и организуют бизнес-процессы с учетом ограничений, а значит, могут внедрить эту модель в деятельность других секторов, в частности взаимодействуя с внешними интересантами и третьим сектором. Понятно, что мы серьезно поддержали медучреждения, которые оказались на передовой борьбы с пандемией, но системные программы не закрывали, ведь это означало бы сворачивание целых направлений в НКО, которые поддерживает фонд. Алгоритмы, которые внедрили корпорации, дают возможность быстро перестроить работу. Чем корпоративные фонды сегодня и занимаются — предлагают инструментарий, который позволяет добиваться более качественных результатов. Использование этих механизмов позитивно скажется на всем некоммерческом секторе, придав ему новой прозрачности и эффективности.