Крипторубль: мифы и реальность

Введение в обращение цифрового рубля будет способствовать укреплению экономики. Риски есть, но профессиональное сообщество и регулятор могут снять их с помощью технологических решений.

Читать на monocle.ru

В апреле этого год Банк России завершил общественные консультации и представил «Концепцию цифрового рубля» с учетом результатов дискуссии. Но споры не утихают.

Отчасти это связано с успехом некоторых криптовалют, например, биткойна. Многие видят в новой форме денег лишь возможности заработка на росте курса. Так чаще всего расценивают концепцию введения в обращение цифрового рубля люди, склонные к приключениям, их прив­лекает идея создания денег из «воздуха» за счет майнинга вне зависимости от регулирующих органов. Противники такого подхода, наоборот, указывают на риски необеспеченности, колебания курса, сравнивают цифровые валюты с финансовыми пирамидами.

Между тем цифровой рубль, крипторубль, не имеет прямого отношения к криптовалютам в том виде, в каком это понятие используется большинством потребителей. Попробуем разобраться в принципах и функциональности крипторубля.

Почему рубль не криптовалюта

Один из важных критериев классификации валют, существующих в электронном виде, — форма их выпуска и связанная с этим модель обеспечения. Если выпуск осуществляется одним эмитентом или полностью им контролируется, выпускаемая единица не является криптовалютой, ей присваивается название токен или криптотокен. Функционирование токена в целом не отличается от функционирования криптовалют, выпущенных путем свободного майнинга, если это особо не ограничивается эмитентом.

Предлагаемый в концепции Центробанка способ открытия кошельков для крипторубля не предполагает анонимности владельца. Кошельки будут открываться на платформе, созданной ЦБ и под его конт­ролем. Это вызывает наибольшее отторжение у приверженцев криптовалют, которые пытаются сравнить его с биткойном, забывая, что создается совсем другая валюта.

Необходимость привязки кошелька к конкретному лицу (юридическому или физическому) означает, что ЦБ делегирует коммерческим банкам функцию контроля и наделит коммерческие банки ответственностью за идентификацию данных лиц. Способ открытия кошелька крипторубля таким образом превращается в давно отработанную процедуру открытия счетов для безналичного рубля, а кошельки для их владельцев будут полным аналогом банковского счета.

Первое действие со стороны коммерческого банка для улучшения взаимодействия с клиентами — привязка кошелька к существующему счету клиента. Это создаст легкий механизм перевода рубля с безналичного счета на криптокошелек. Следующим шагом со стороны коммерческих банков станет создание технологии обслуживания кошельков клиентов в интернет-банке, что еще больше сотрет границы между безналичным рублем и крипторублем.

Если ЦБ решится на анонимное открытие кошельков, их функционирование будет напоминать функционирование наличных денег. Единственный способ появления денег в анонимных кошельках — перевод с поименованных кошельков. Эта операция по сути аналогична обналичиванию рубля, переводу из безналичной в наличную форму.

Предполагается, что криптосигнатуры рубля будут заранее производиться Цент­ральным банком, осуществляющим таким образом эмиссию крипторубля. При переводе со счета клиента на кошелек деньги в безналичной форме будут списываться с его счета на корреспондентский счет коммерческого банка, одновременно будет происходить перевод крипторублей с корреспондентского кошелька коммерческого банка в кошелек клиента или списание с корреспондентского счета коммерческого банка и перевод крипторублей из кошелька Центробанка. Аналогично пойдет и обратный перевод денег из криптокошелька на безналичный счет.

Общий объем рублей в обращении от введения еще одной формы их существования не изменится. Крипторубль станет еще одной формой рубля. Его введение не влияет прямым образом на способы эмиссии, объем денежной массы и другие экономические характеристики денежного оборота. Косвенное влияние может быть связано лишь с технологическими изменениями в денежном обороте. И коммерческим банкам придется приспосабливать свои технологии и кредитно-депозитную политику к новым возможностям.

Риски и вызовы

Здесь возникает вопрос, который чаще всего и задается в ходе дискуссий. Если предлагаемая технология не что иное как еще один вариант безналичных счетов, нужны ли затраты на ее внедрение? По нашему мнению, необходимость есть.

Введение крипторубля позволит в корне изменить технологии транзакций. Существующая технология доставки безналичных денег от одного лица другому предполагает передачу поручения банку, который осуществляет дальнейшие действия. Если счет получателя находится в другом банке, один банк переводит деньги другому вместе с поручением зачислить их на счет получателя. Развитие информационных технологий привело к созданию множества систем, облегчающих и ускоряющих такой обмен. Появились система межбанковских переводов, международная система SWIFT, система быстрых платежей ЦБ РФ.

Используя в магазине банковскую карту, мы задействуем сложную цепочку денежных транзакций, по которой безналичные деньги со счета покупателя попадают на счет магазина. Происходит это достаточно быстро, иногда без комиссии, взимаемой с плательщика, но это не означает, что такие переводы происходят бесплатно. Просто банки оплачивают их сами в расчете на другие доходы от пользования счетом клиента или вменяют компенсацию этих затрат получателю денег — магазину.

В технологии функционирования цифровых валют перевод денег происходит непосредственно из криптокошелька плательщика в криптокошелек получателя, минуя посредников. Транзакция происходит мгновенно, при этом криптотехнологии обеспечивают признание перевода всеми участниками денежного оборота.

Потенциально технология способна заменить все существующие системы переводов, хотя в нашем обсуждении мы можем говорить только о рублевых переводах, не затрагивая пока международные системы, связанные с другими валютами или конвертацией валют.

При этом криптокошельки банков играют особую роль в обслуживании корреспондентских отношений и поддержании ликвидности. ЦБ будет обеспечивать оперативный обмен между корреспондентским счетом коммерческого банка и его криптокошельком. Весь межбанковский обмен может осуществляться через крипторубль, способствуя ускорению оборачиваемости и создавая дополнительный оперативный механизм для регулирования ликвидности.

Очевидны и плюсы для потребителя. Поддержание денежного обращения требует меньших усилий и затрат, соответственно, упразднятся многие дорогостоящие инструменты оборота. Мы видим также снижение рисков мошенничества: крипторубль более устойчив по отношению к взломам и атакам по сравнению с безналичным рублем.

По нашему мнению, снижение стоимости оборота и повышение надежности отвечает потребностям общества. Именно этого человечество добивалось всю свою историю. Сначала были придуманы деньги, затем введены чеканка и стандартизация монет, потом начался выпуск бумажных денег, которые постепенно снабжались все большими степенями защиты, наконец появился безналичный оборот как предварительное соглашение о последующем денежном обмене, а потом как совершенно самостоятельные деньги. Крипторубль продолжает эту эволюционную технологическую цепочку.

С позиции банков

В дискуссии о перспективах крипторубля мы часто слышим аргументы «против» и со стороны банковского сообщества.

Банки в основном опасаются, что деньги со счетов клиентов перетекут в криптокошельки и исчезнут из банковского баланса. Сейчас эти деньги частично используются банками для своих целей, в частности для поддержания денежного оборота, кредитования или краткосрочных вложений. Доля используемых денег с текущих счетов обычно невелика, поскольку есть риск, что одновременно большинство клиентов захочет их использовать. Согласимся, есть этот риск и при введении крипторубля, но он снижается, если у банка много клиентов, тем более что банки постоянно стимулируют клиентов держать временно свободные деньги на счетах.

Повышение риска ликвидности, пожалуй, — главная проблема переходного периода при внедрении крипторубля. Именно это может привести к нарушению привычной работы коммерческих банков, а следовательно, к негативному влиянию на экономику страны. Чтобы этого не произошло, нужна тщательная проработка вопроса со стороны коммерческих банков и ЦБ.

Коммерческие банки должны научиться использовать деньги, находящиеся в кошельках клиентов, так же, как они используют безналичные. Инструменты для этого существуют. Технически в этом помогут смарт-контракты для совместного использования денег. С точки зрения экономики, можно создать заинтересованность клиентов в таком их использовании за счет преференций: начисления процентов по счету, создания удобных сервисов доступа к другим услугам банка.

Обращение крипторубля — такая же сфера экономических отношений, как и безналичные деньги. Здесь работают все формы финансовых взаимоотношений: кредитование, накопление, введение вторичных финансовых инструментов и так далее. Выиграют те банки, которые раньше других смогут предложить клиентам понятные и удобные инструменты обслуживания в криптовалюте.

Слово за Центробанком

Безусловно, успех новой формы обращения рубля в значительной степени зависит от активности регулятора. У Центробанка в этом случае многосторонняя роль. Он является одновременно заказчиком и поставщиком технического решения, эмитентом крипторубля, а также регулятором, определяющим правила его обращения.

Миссия Центрального банка заключается в развитии экономики страны путем регулирования финансовой сферы, эта задача решается через эмиссию денег, влияние на процентные ставки, а также отслеживание работы коммерческих банков и небанковских кредитных организаций. Главная задача ЦБ — адаптировать сферы финансового управления к новой форме функционирования рубля. Коммерческие банки опасаются в связи с ее появлением ужесточения нормативов и форм контроля. На наш взгляд, эти опасения не обоснованы: банкам сейчас стоит изучить новые технологические возможности, понять трудности переходного периода, предложить инструменты адаптации нормативов.

Цифровой рубль позволяет разработать и новые формы управления ликвидностью, но здесь важен конструктивный подход. При обращении крипторубля будет упрощена процедура сбора информации и обеспечена ее достоверность, что облегчает регулятивные возможности и может содействовать повышению управляемости финансовой сферы. Однако усиление административного воздействия вместо рыночного регулирования со стороны ЦБ может погубить весь позитив.

Нельзя становиться луддитами и делать вид, что нового не существует. Нужно приспосабливаться к новым реалиям и стараться использовать их для развития общества

В опубликованной концепции крипторубля отсутствует модель функционирования анонимных кошельков. По нашему мнению, это неслучайно и связано с традиционно негативным отношением ЦБ к наличным деньгам, его борьбой с обналичиванием и наличным оборотом. Мы считаем, что частично роль наличного оборота могут взять на себя офлайн-транзакции и «отделения» криптокошельков, предназначенные для офлайн-оборота.

На наш взгляд, введение анонимных кошельков несет не больший риск, чем наличный денежный оборот, а аналитика концентрации «наличных» крипторублей и меры защиты от возможных злоупотреб­лений могут быть гораздо эффективней.

Единственный негативный момент для анонимных крипторублей — отсутствие контроля пересечения границы, который осуществляет сейчас таможня. Но и здесь можно оценить и снизить риски атак, ограничив возможности концентрации денег и общей денежной массы в «наличных» криптокошельках. Согласимся, некоторые риски анонимности присутствуют и в офлайн-кошельках, но выгоды от «наличного» оборота крипторубля, на наш взгляд, выше.

Центробанк как разработчик технологий может содействовать созданию разнообразных смарт-контрактов, которые обеспечат полноценные финансовые инструменты работы с крипторублями.

Цифровое будущее

Главный плюс введения в оборот крипторубля, по нашему мнению, связан с повышением конкурентоспособности национальной финансовой системы. Это обеспечит передовые технологические позиции страны и будет способствовать взаимодействию ее финансовой сферы с мировыми финансами.

Появление конвертируемого рубля с введением его криптоверсии открывает новые возможности. Это мгновенные трансграничные транзакции с мгновенной конвертацией криптовалют банками или криптобиржами, развитие сверхбыстрых вторичных финансовых инструментов и гарантий, отказ от систем переводов типа SWIFT в международных транзакциях, контролируемая интеграция системы крипторубля с системами криптоверсий других валют и многое другое, что мы не можем пока предугадать.

Введение криптовалют не стоит рассматривать как угрозу, это естественное продолжение развития технологий денежного обращения. Экономический рост, как и экономический кризис или финансовые пирамиды, вызывается не технологиями, а их использованием субъектами экономики. Нельзя становиться луддитами и делать вид, что нового не существует. Нужно приспосабливаться к новым реалиям и стараться использовать их для развития общества.

Участники финансового рынка могут и должны сделать так, чтобы крипторубль способствовал укреплению экономики страны и повышению благосостояния общества.