Регион развивает инфраструктуру и создает условия для инвесторов, чтобы стать максимально эффективной площадкой для запуска новых проектов
30 сентября в Москве состоялось пленарное заседание XVII Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана, которое провели главы государств — Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев. Участники — руководители субъектов РФ и областей Казахстана — обсудили сотрудничество в области экологии и зеленого роста.
— Урал и Иртыш — две большие реки, протекающие по России и Казахстану, имеют для наших стран очень важное экономическое, природное и даже культурное значение. Неслучайно для сохранения экосистем бассейнов Урала и Иртыша приняты и успешно реализуются российско-казахстанские программы, предусматривающие совместное участие в мероприятиях по восстановлению биосферы, выявлению источников загрязнения и очистке сточных вод. Есть идея синхронизировать работу по двум этим программам, подготовив по ним соответствующие «дорожные карты», что, на мой взгляд, абсолютно правильно, — заявил Владимир Путин.
Глава Оренбургской области Денис Паслер рассказал о сотрудничестве в сфере сохранения экосистемы Урала. В конце 2020 года была принята соответствующая программа — первый синхронизированный проект двух государств в области экологии. На ее основе разработана дорожная карта мероприятий по оздоровлению бассейна реки для Оренбуржья, Челябинской области, Башкирии, на территории которых также протекает Урал. В документе учтены предложения ученых и общественников.
«Э-У» обсудил с губернатором реализацию экологической программы и проблемы экономического развития региона.
— Денис Владимирович, проект по сохранению экосистемы реки Урал предполагает строительство очистных сооружений?
— Это прежде всего строительство и модернизация очистных сооружений: основная их часть создана в 70 — 80-е годы и не соответствует современным экологическим стандартам. Из 50 крупных населенных пунктов, расположенных в бассейне реки Урал, в 32 необходима реконструкция или строительство новых очистных сооружений. Это позволит снизить сброс неочищенных стоков более чем на 30%. Второе направление — экологическая расчистка русел. Она будет проводиться в основном в границах населенных пунктов. Всего запланировано расчистить порядка 100 километров русел. Это повысит водность рек и пропуск весеннего паводка. Третья группа мероприятий — создание новых и модернизация существующих гидротехнических сооружений.
Мы уже начали работать по всем заявленным направлениям. Подготовлены проекты реконструкции трех очистных сооружений. Ведутся работы по расчистке русел, строительству и ремонту гидротехнических сооружений, проектные изыскания по берегоукреплению, проводятся экологические акции с участием жителей. Пришло время объединить все мероприятия и планы в рамках единого документа — комплексной программы сохранения и восстановления экосистемы бассейна Урала. Проект распоряжения об утверждении «дорожной карты» находится на рассмотрении в правительстве РФ. Президент РФ уже поддержал инициативы по сохранению и восстановлению экосистемы бассейна трансграничной реки.
— Назовите стоимость программы и сроки ее реализации.
— 24 млрд рублей. Это средства федерального бюджета. Сроки около 3 — 5 лет. Сейчас мы думаем над тем, как провести необходимые работы как можно быстрее.
— Владимир Путин предложил созвать следующий форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана в Оренбурге. Регион готов к проведению этого масштабного мероприятия?
— Мы полностью поддерживаем инициативу сделать Оренбург местом проведения XVIII Форума межрегионального сотрудничества двух стран. На Оренбургскую область как на приграничный субъект РФ приходится самый протяженный участок российско-казахстанской границы — около двух тысяч километров. Активно взаимодействуем с коллегами как в решении не только экологических проблем, но и во многих других сферах — нефтегазовой промышленности, металлургии, сельском хозяйстве и т.д. Товарооборот Оренбургской области с Казахстаном ежегодно растет не менее чем на 10% и по итогам 2021 года ожидается на уровне 250 млн долларов.
— Как вы оцениваете состояние региональной экономики после «ковидных» потрясений? С какими вызовами столкнулся регион?
— Мы столкнулись с теми же вызовами, что и многие другие регионы, страны. Вынужденный режим самоизоляции, ограничение или приостановление работы по отдельным видам деятельности, а также решение о снижении объемов добычи нефти в рамках ОПЕК+ замедлили экономический рост и снизили доходы консолидированного бюджета. Сокращение произошло в промышленном производстве, строительстве, инвестициях, малом и среднем предпринимательстве, упал потребительский спрос.
Пандемия стала сложным испытанием для бизнеса: одни компании ушли с рынка, не выдержав последствий ограничительных мер, отказавшись от модернизации и информатизации, другие нашли возможности для развития и смогли адаптироваться к новым условиям, переформатировать работу. Все больше бизнесменов переносят работу в онлайн-формат и продолжают развиваться. Онлайн дал возможности роста нескольким секторам — торговле, ИТ, логистике.
В условиях пандемии выросли показатели работы транспорта за исключением пассажирских перевозок и АПК. Зарплата поднялась и в номинальном, и в реальном выражении. И несмотря на трудности, по большинству показателей социально-экономического развития у нас тенденции на уровне среднероссийских. Главной задачей на прошлый год для нас было поддержать доходы населения и сохранить бизнес. Неработающие оренбуржцы, временно потерявшие работу, семьи с детьми получали прямые социальные выплаты. То, что эти необходимые меры были приняты своевременно, помогло нам смягчить падение экономики.
Оренбургская область продолжала активно участвовать в реализации 48 региональных проектов 11 национальных проектов. На эти цели направлено 16,1 млрд рублей. Продолжились ремонт и строительство жилья, дорог, объектов социального назначения, обновлялась материально-техническая база школ, больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, детских садов, выполнялись все социальные обязательства перед гражданами. Оренбуржье по освоению средств на реализацию региональных проектов заняло седьмое место в России и первое место в Приволжском федеральном округе. Это отличные показатели.
Конечно, последствия пандемии сказались и на внешней торговле региона. Объем внешнеторгового оборота области в 2020 году составил 2,1 млрд долларов. При этом хозяйствующими субъектами Оренбуржья экспортировано продукции на 1,8 млрд долларов (произошло снижение к уровню 2019 года на 12%). Для региона, основой экспорта которого является продукция топливно-энергетического комплекса, снижение цен на нефть в марте 2020 года также оказало значительное влияние.
Перед нами стоит задача вернуться к докризисным объемам экспорта в 3 млрд долларов, но мы намерены увеличить объем новой несырьевой продукции. Делаем ставку на экспорт продукции АПК и промышленный экспорт, а также экспорт услуг (медицинских, образовательных, туристических), в том числе за счет вовлечения новых предприятий региона в экспортную деятельность.
— Продукция оренбургских производителей экспортируется более чем в 90 стран. Как выводить новых региональных игроков на международные рынки?
— Центр поддержки экспорта разработал коробочные решения, целый комплекс услуг по финансовой и нефинансовой поддержке экспортеров — поиску иностранных покупателей, сопровождению переговорного процесса, организации бизнес-миссий, продвижению товаров за рубеж. Особой популярностью пользуются услуги по размещению на международных электронных торговых площадках, а также адаптации товаров под требования зарубежного рынка. В 2020 году центром было оказано более 1,3 тыс. услуг для 708 организаций МСБ, 62 экспортера заключили контракты на общую сумму 15 млн долларов, при этом 13 компаний ранее экспортную деятельность не вели.
— В сентябре на заседании межправительственной комиссии принято решение о создании в Оренбургской области особой экономической зоны (ОЭЗ). Станет ли новая площадка точкой притяжения инвесторов?
— ОЭЗ промышленно-производственного типа в Оренбуржье мы с самого начала запланировали с расчетом на два крупнейших города — Оренбурга и Орска. Оренбург является административным центром региона, а Орск — его промышленной столицей. Такое аккумулирование возможностей гарантирует резидентам свободный доступ к имеющимся ресурсам, логистике и высококвалифицированным кадрам. Свою роль должно сыграть выгодное географическое положение: через область будет проходить трасса Шелковый путь (Санкт-Петербург — Пекин), рядом граница с Казахстаном.
— Сколько предприятий планируется разместить в ОЭЗ? Каков ожидаемый объем инвестиций? Известны ли якорные резиденты? Какие льготы и инфраструктура им будут предоставлены?
— Уже сейчас восемь предприятий с суммарным объемом инвестиций почти в 9 млрд рублей готовы стать резидентами нашей ОЭЗ. Мы ожидаем, что к 2030 году объем частных инвестиций составит 15,6 млрд рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысят 3,3 млрд рублей.
Выгода от размещения на площадках ОЭЗ понятна любому инвестору. Во-первых, будет создана современная промышленная инфраструктура и обеспечен доступ ко всем коммунальным и энергосетям, подведены железнодорожные и автомобильные пути. Создание всей необходимой инфраструктуры планируем завершить в 2023 году — всего планируется построить и реконструировать больше 30 объектов.
Во-вторых, это налоговые льготы, которые также важны для всех без исключения предприятий. Ставка налога на прибыль в бюджет региона для резидентов ОЭЗ будет нулевой в течение первых пяти календарных лет, начиная с налогового периода, в котором впервые будет получена прибыль. С шестого по десятый календарный год она составит 5%, а затем возрастет до 13,5%. Налог на прибыль в федеральный бюджет — 2%. Ставка транспортного налога для резидентов и управляющей компании особой экономической зоны также будет нулевой на первые десять лет работы.
Кроме того, в соответствии с федеральным законодательством, резиденты на десять лет освобождаются от налога на имущество, на пять лет — от выплаты земельного налога. Для них действуют нулевой таможенный НДС и отмена ввозной пошлины.
— Эффективная работа с инвесторами — это прежде всего специальные условия или персональное взаимодействие с бизнесом, который рассматривает вашу территорию?
— Это комплекс: слаженная работа команды, специальные условия и возможности региона — геополитические, геостратегические, ресурсная база. За два года Оренбуржье значительно улучшило позиции в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности, переместившись с 51 на 16 позицию. Проделана большая работа: проведен аудит всех процессов по привлечению инвестиций, определены сильные стороны и ниши, которые будут интересны инвестору. Составлен реестр инвестплощадок по каждому муниципальному образованию. Мы сосредоточены на привлечении инвесторов, которые будут открывать в регионе перерабатывающие производства. Работаем по принципу: найти вариант взаимодействия, при котором инвестору будет выгодно вкладывать деньги в область, а регион получит интересные и серьезные проекты.
— Назовите самые значимые проекты.
— Только за это лето подписано пять соглашений, которые дадут более 1 тыс. рабочих мест. Например, с компанией «Астон» — о строительстве маслоэкстракционного завода в Бузулуке. Объем инвестиций — 10 млрд рублей. На востоке области, в Светлинском районе, на крупнейшем месторождении каолинов будет создано 700 рабочих мест со стабильной зарплатой и налажено производство продукции с большой добавленной стоимостью. Это стало возможным благодаря соглашению с холдингом Lasselsberger. На новом заводе компания будет производить обогащенный каолин, метакаолин, шамот, кварцевый песок. Суммарная мощность производства — более 2 млн тонн в год. В Новоорском районе создадут предприятие по добыче строительного камня. Проект Уральского горнопромышленного холдинга позволит создать еще 200 рабочих мест на востоке. Рассчитываю, что уже со следующего года предприятие начнет работу в полном объеме.
Активно развиваем и проекты в агропроме. Благодаря субсидированию животноводства у нас появляются перспективные комплексы. Хороший пример — молочно-товарная ферма на 800 голов СПК колхоз «Красногорский» в Саракташском районе. Это местный инвестор, который благодаря помощи правительства открывает далеко не первое производство. В 2019 году предприятие уже открыло молочный комплекс на 600 голов в селе Камышино, в 2020-м — аналогичный комплекс в поселке Новочеркасск. Так что мы работаем не только с внешними инвесторами, но и для своих создаем условия, в которых можно развивать бизнес.
— Нефтяная компания «Новый Поток» реализует два инвестпроекта в Оренбуржье — строительство напорного нефтепровода и установки по переработке попутного нефтяного газа производительностью 90 млн кубометров в год. Какого эффекта вы ждете?
Мы сосредоточены на привлечении инвесторов, которые будут открывать в регионе перерабатывающие производства. Работаем по принципу: найти вариант взаимодействия, при котором инвестору будет выгодно вкладывать деньги в область, а регион получит интересные и серьезные проекты
— Объем инвестиций только в установку переработки ПНГ составит 5 млрд рублей. Для нас принципиально важна реализация современных проектов в сфере добычи и переработки нефти и газа. Углубленная переработка позволит, во-первых, получить продукты с повышенной добавленной стоимостью и создать рабочие места. Во-вторых, полностью перейти от транспортировки нефти автомобильным транспортом к транспортировке посредством трубопровода.
А значит, снизит негативное влияние на экологию, нагрузку на дороги региона, сократит количество переливных терминалов.
— На базе «Газпромнефть-Оренбург» планируется внедрять пилотные проекты по декарбонизации. Сможет ли Оренбургская область стать флагманским регионом по утилизации СО2?
— В области активно ведется работа по декарбонизации промышленного сектора. Мы думаем не только о сиюминутной экологической пользе, но и заглядываем далеко вперед, заботясь о сокращении влияния парникового эффекта. В 2019 году мы проанализировали экологическую повестку и определили декарбонизацию одной из приоритетных точек роста. Заключены соглашения с крупнейшими промышленными компаниями. «Уральская Сталь» направит на природоохранную работу свыше 10 млрд рублей, которые позволят сократить количество вредных выбросов на востоке области. «Сладковско-Заречное» и «Газпром добыча Оренбург» подписали соглашение о поставке и переработке попутного нефтяного газа. Будет построен трубопровод для передачи газа, добытого Сладковкой, на оренбургский газзавод, что позволит загрузить его мощности и снизить воздействие на окружающую среду.
В будущем, когда объемы утилизации CO2 увеличатся, а это обязательно произойдет с учетом трендов декарбонизации, перед нами возникнут дополнительные вызовы.
— В сентябре вы встречались с новыми собственниками оренбургского аэропорта. Каким вы видите будущее воздушной гавани? Каких инвестиций потребует строительство новой инфраструктуры, пассажирского терминала?
— Я лично встречался с руководством компании, которая стала владельцем АО «Международный аэропорт “Оренбург”». Это консорциум с надежным опытом проведения такого рода работ — там умеют работать с инфраструктурой, знают рынок, могут выполнить все взятые обязательства. Компании «АБС» (совместное предприятие УК «Аэропорты регионов» и «Новапорт Холдинг», двух ведущих российских аэропортовых холдингов) предстоит вложить в обновление оренбургских аэропортов не менее 3,6 млрд рублей.
Как и всем оренбуржцам, мне хочется видеть аэропорт имени Юрия Гагарина современным и комфортным транспортным хабом — таким, какой необходим административному центру региона. И речь идет не об изменении формы, а о принципиально новой инфраструктуре: это строительство пассажирского терминала площадью не менее 18 тыс. кв. метров с удобным международным сектором и наличием телетрапов, грузового терминала и новой полосы.
Сроки жесткие — уже через три года проект должен быть реализован. Правительство региона готово оперативно рассматривать все вопросы, которые будут возникать в процессе реализации этого значимого проекта. В обязанности нового собственника входит необходимость погашения задолженности в сумме 1,2 млрд рублей. Ежегодная нагрузка на бюджет региона сократится в итоге на 300 млн рублей — именно столько мы выделяли аэропорту на погашение долгов по лизинговым платежам. При этом новый собственник обязан сохранить не менее 90% персонала.
Обновление ждет и второй аэропорт — в Орске: там мы тоже хотим видеть более современную инфраструктуру (будет установлена багажная карусель, оборудован зал повышенной комфортности, проведена замена мониторов, отремонтированы кровля аэропорта, стены гаражей, инженерные сети и здание гостиницы, построена новая аварийно-спасательная станция).