Инвестиционный ритейл завершает фазу количественного роста. Дальнейшее развитие рынка зависит от способности индустрии научить инвестора работать с рисками и готовности регулятора построить адекватную модель контроля, считает генеральный директор УК «Финам Менеджмент» Александр Бирман
В конце октября, по данным Московской биржи, количество брокерских счетов достигло 24,6 миллиона, количество физлиц, имеющих такие счета, 15 миллионов. Однако только треть этих счетов зафондирована, сообщил на недавно прошедшей уральской конференции Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) ее президент Алексей Тимофеев. Это говорит о том, что глубинные противоречия и проблемы фондового рынка не преодолены, а экономическая ситуация активно порождает новые. Возможности и риски как для частного инвестора, так и для профессионального брокерского сообщества мы обсудили с генеральным директором управляющей компании «Финам Менеджмент», членом правления ФГ «Финам» Александром Бирманом.
— Александр, как вы оцениваете последние тенденции в сегменте розничных инвестиций на фондовом рынке?
— Мы считаем, что пришло время менять приоритеты. В свое время «Финам» был лидером по открытым индивидуальным инвестиционным счетам. Но сейчас нужно бороться за качество, нельзя нагонять людей только ради статистики и победы в рейтингах. Мы анализируем действия конкурентов, и нам кажется, что многие применяют неправильную концепцию позиционирования, заявляя, что инвестиции — это просто. Это ложь, потому что инвестиции связаны с серьезными рисками. Мы же говорим о том, что у «Финам» инвестор — умный.
И мы вкладываемся в его обучение, для этого создали мощнейший учебный центр в России. Кроме того, мы считаем, что нужно поддерживать репутацию профессионального брокера и инвестиционного советника.
— Еще два года назад казалось, что идея создания в России института инвестиционного советника провалилась. Это не так?
— Институт консультантов и раньше был у всех профессиональных участников, просто сейчас это стало отдельным видом деятельности, сейчас он лицензируется. Наверное, решение правильное, потому что инвестиционный консультант — своего рода доктор. К нему приходит «пациент» с определенными вопросами, и нужно предложить финансовый план исходя из целей клиента, ожидаемых финансовых потоков, расходов, необходимости в какой-то момент выйти из активов. Такого рода консультирование создано на базе профессиональных участников, и это работоспособная модель. Но независимых инвестиционных советников, а именно в этом был смысл новации, по-прежнему мало. Для такого института нужна качественная площадка мониторинга. Сегодня человек хорошо выполняет функции независимого инвестиционного советника, а завтра за большое вознаграждение вдруг начинает рекламировать пирамиду и втягивать людей в какие-то сомнительные операции. Здесь требуется разумный контроль, чтобы, с одной стороны, обеспечить качество, с другой — не передавить. И эту задачу невозможно решить одномоментно. Нельзя за два года воспитать 100 тыс. инвестиционных советников, индустрии в зарубежных странах шли к этому десятилетиями. Одно из решений — создание технологичной платформы, как вариант — на базе НАУФОР, объединяющей блогеров, да и просто заинтересованных людей, которые могли бы стать в перспективе инвестиционными советниками. И здесь мы готовы всячески помогать.
Когда заявляют, что нвестиции «это просто», — это ложь, потому что инвестиции связаны с серьезными рискамии
— Технологии сегодня проникают во все сферы, инвестиционную в том числе. Они упрощают доступ, однако нивелируют эффект индивидуального общения. Возможен ли здесь компромисс?
— Мы можем говорить о сложившейся практике в этом направлении: в нашей компании на основе искусственного интеллекта построена платформа диагностики и оценки здоровья финансового портфеля Novoadvisor. Более десяти лет назад мы создали уникальную систему автоследования Comon.ru и постоянно ее совершенствуем. Этот сервис предлагает клиенту, исходя из его профиля, уже сформированные решения, стратегии инвестирования с рассчитанной пропорцией риска. При этом, хотя решения автоматизированные, сохраняется возможность общения с авторами стратегий.
В целом мы видим год к году постоянный рост портфелей на платформе автоследования. И этому есть объяснение: лучшие стратегии или группы стратегий обеспечивают доходность более 200% годовых.
И все это — диверсифицированные инвестиции, их обеспечивает не один автор, идеи которого могут провалиться в какой-то момент, это результат автоматизированных действий линейки авторов, группировки активов и балансировки портфеля.
Между тем живое консультирование необходимо, нам от этого никуда не уйти. Поэтому мы продолжаем содержать физическую сеть офисов по всей стране. Лично я не верю только в искусственный интеллект, только в технологические платформы. Особенно живое общение важно для клиентов с большим объемом средств, они часто хотят посмотреть в глаза людям, которым доверяют свои активы.
— На рынок пришло много неопытных инвесторов, и регулятор пытается оградить их от чрезмерного риска через еще большее разграничение правил для квалифицированных и неквалифицированных инвесторов. Что даст введение процедуры тестирования неквалифицированных инвесторов для доступа к некоторым видам продуктов?
— На мой взгляд, это компромиссное решение, чтобы успокоить самого регулятора. Мы не видим большой опасности: нет сейчас огромного объема претензий от клиентов. Мы в своей компании всегда на берегу договариваемся с клиентом обо всех рисках, а какие-то спорные вопросы регулируем в частном порядке.
— А есть ли массовая проблема с недопониманием рисков?
— Я считаю, она сильно преувеличена. Меня в этой ситуации, пожалуй, больше всего не устраивает модель определения квалификации клиентов по сумме активов. Это очень спорная вещь: если человек заработал большой капитал, допустим, на торговле обувью, и принес эту сумму на биржу, это не значит, что он хорошо разбирается в инструментах фондового рынка. При этом регулятор ему без проблем разрешает покупать сложные продукты.
На мой взгляд, введение тестирования — это надуманная история. Регулятору очень удобно искать решение проблем под фонарем. Можно легко ввести дополнительные ограничения на функции брокеров под контролем НАУФОР. Но у нас и так очень прозрачная деятельность. Бороться надо с тем, что находится на темной стороне улицы, например, с финансовыми пирамидами. Конечно, мы сделали систему тестирования, внедрили ее. Ожидаемо получили от клиентов определенный негатив: примерно 30% клиентов выражают недовольство необходимостью проходить тестирование. И клиентам, и нам очевидно, что это некое формальное требование. В основном большинство клиентов проходят тестирование без проблем, либо в силу опыта и понимания, либо потому, что в случае необходимости ответы всегда можно найти в сети.
— Сейчас со стороны профессионального сообщества много претензий к блогерам, к телеграм-каналам: они предлагают людям не всегда грамотные решения по вложению денег.
— Телеграм-каналы разные. Есть ряд каналов, которым можно доверять, в том числе созданных профессиональными участниками. Но в целом индустрии нужно создавать нормальную систему обучения инвесторов. Сейчас это сделать гораздо проще, потому что информацию можно донести удаленно, а значит, охватить больше людей. Надо объяснить в первую очередь правила управления рисками, потому что люди, получив первый положительный опыт на рынке, готовы идти дальше, наращивая риски, а это не всегда правильно. Нужны совместные усилия всей индустрии. Причем деятельность учебных центров тоже надо контролировать, например, через НАУФОР. Можно ведь очень здорово обучить клиента технике покупки сложного структурного продукта, не объясняя при этом его сути. То же — с криптовалютой, это сейчас серьезный вызов для регулятора и для отрасли в целом. У людей нет понимания сущности этого инструмента. И это тоже нужно объяснять, просто отгородиться не получится. Если ты не можешь побороть какое-то движение, значит, его надо возглавить.
— Массовый инвестор пришел на фондовый рынок во многом из-за низких ставок по депозитам. Сейчас при развороте денежно-кредитной политики не будет ли оттока средств на вклады?
— Вклады, какая бы ставка ни была, должны быть в стратегии инвестора, их необходимо рассматривать как начальную точку управления личным капиталом. В идеале нужно и начинать с того, что четыре-пять своих заработных плат направлять на депозит как подушку безопасности, а дальше уже думать об инвестициях. Это нормальная практика. Мы так клиентам всегда и советуем. Поэтому я не думаю, что тот, кто уже попробовал инвестировать, вернет свои накопления на депозит. Новых инвесторов, возможно, будет меньше, но дело здесь не в ставках, просто у людей не так много финансовых возможностей, в России заработную плату в 500 тыс. рублей получает всего 5 млн человек. Да, мы одномоментно получили взрыв интереса к рынку по разным причинам, сейчас просто увидим более плавный сценарий реализации такого интереса: люди будут без ажиотажа заходить на рынок, а индустрия — больше внимания уделять качеству, а не рапортовать о рекордах и количестве инвесторов.
— До сих пор интерес инвесторов подогревался ростом российского рынка, но коррекция рано или поздно неизбежна. Не получит ли индустрия волну разочарования?
— При текущем подходе скорее да, чем нет. Потому что опять же люди приходили без понимания рисков. Надо всей индустрии просто приложить усилия: во-первых, объяснить людям, во-вторых, предложить защитные продукты, в том числе на случай падения. Есть различные защитные стратегии, которые формируются с учетом как раз возможной коррекции.
— Нужно ли вводить страхование брокерских счетов?
— Я считаю, что нужно. Есть мировой опыт, где эти модели работают, его нужно изучить и перенять.
— Но если будет страховаться потеря средств клиента в случае краха брокера, то добросовестные брокеры начнут платить за недобросовестных.
— Это меньшее зло. Систему нужно ввести хотя бы потому, что это даст ощущение большей защищенности людям.
— Маржа снижается во всех сегментах экономики, в том числе в инвестиционной индустрии. В чем у брокеров ресурс ее поддержания?
— В формировании новых продуктов, новых стратегией. На одном продукте ни один инвестиционный банк не выживет, поэтому нужен массив качественных решений с разными валютами на любую толерантность к риску.
— На чем сегодня строится конкуренция на брокерском рынке?
— Многие играют с комиссиями, но комиссия сейчас не является мерилом. Конкуренция идет в области сервиса: больше инструментов, рынков, разнообразных продуктов и торговых платформ. А основная борьба развернулась не столько за клиента, сколько за умы и таланты сотрудников. Государственные банки с их огромными бюджетами могут перекупать работников, в нашей отрасли сейчас огромный кадровый голод. У «Финама» всегда был имидж кузницы кадров для рынка, и мы продолжаем так работать: привлекаем студентов на стажировку, обучаем их. Это молодая кровь, мы им даем знания, а они нам — интересные идеи.