В Югре проходит первый международный фестиваль креативных индустрий
2 декабря в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре завершит работу первый международный фестиваль креативных индустрий «Creametria».
ООН объявила 2021 год Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития. По оценкам экспертов, объем мирового рынка креативных индустрий составляет сегодня около 104,2 млрд долларов, более 25 стран мира ставят себе приоритетом развитие этого сектора, разрабатывают специальные программы.
Россия присоединяется к глобальному тренду. По расчетам Агентства стратегических инициатив (АСИ), доля креативного сегмента оценивается в 4,37% ВВП страны, в натуральном выражении это более 4,8 трлн рублей. При этом появилась группа активных регионов, разворачивающих системные меры поддержки и продвижения продуктов местных креативных индустрий на российском и международных рынках. В число таких территорий, по оценке АСИ, входит и Ханты-Мансийский автономный округ.
Еще в 2018 году в округе принята Концепция развития территориального брендинга и маркетинга, создана Ассоциация креативного класса Югры, а в 2020 году регион первым в России принял закон о креативных индустриях. В апреле этого года на XIV генеральной ассамблее «Северного форума» Югра представила новую рабочую группу по развитию креативных индустрий. Поэтому выбор Югры для проведения международного фестиваля Creametria закономерен. В рамках такого формата есть возможность объединить лидеров и экспертов креативной сферы, представителей власти, предпринимателей, мастеров своего дела.
В ходе дискуссий можно подготовить решения, которые помогут поддержать творческие проекты и настроят механизмы взаимодействия между представителями творческих команд.
Программа фестиваля была сформирована из более чем 30 мероприятий, которые прошли в офлайн- и онлайн-форматах на площадках Ханты-Мансийска, Нижневартовска, Сургута, Нягани.
— Это комплексный проект, реализуемый правительством автономного округа в сфере культуры, искусства, экономики. Фестивалю присвоены эгиды Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, «Северного форума» и председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021 — 2023 годах, Universal University, — подчеркнула актуальность проекта в своих соцсетях губернатор Югры Наталья Комарова.
Знаковое мероприятие фестиваля — заседание рабочей группы по развитию креативных индустрий при международной организации северных регионов «Северный форум». Группа сформировала план продвижения этнокультурных региональных брендов, гастрономии, креативного туризма, киноиндустрии, направленной на популяризацию культуры народов Арктики и Севера, кинотуризма.
Туризм — одно из ключевых направлений креативной экономики. Гости и эксперты фестиваля оценили потенциал сектора в ходе традиционного форума «ЮграТур-2021». В этом году акцент дискуссий форума был сделан на сотрудничестве с ближайшими регионами УрФО по межрегиональным турам и маршрутам выходного дня. Участники форума рассмотрели векторы развития туристской отрасли в новых условиях, практику создания и продвижения межрегиональных турпродуктов.
Двигатель любой индустрии — предприниматель, поэтому особый интерес вызвал слет креативных предпринимателей Югры, организованный при поддержке социальной платформы Фонда «Росконгресс» — Фонда «Инносоциум». На слете состоялся разбор кейсов успешных бизнес-проектов в сфере креативных индустрий. В числе главных вопросов участники дискуссии обозначили проблемы эффективной монетизации локальной идентичности Югры, повышение прибыльности регионального продакшена и коммуникаций.
Как подчеркнула программный директор Фонда «Инносоциум» Анна Сорокина, креативные индустрии все чаще выступают в привязке к культурному наследию и традициям регионов.
По мнению заместителя директора Фонда «Росконгресс» Елены Марининой, региональные форумы очень важны для успешного развития творческого предпринимательства:
— Если креативный кластер формируется на основе исторически сложившихся творческих сообществ, в производстве новых уникальных продуктов используются традиционные локальные компетенции. В таком объединении традиций с инновациями формируется единое поле для развития креативного предпринимательства на территориях традиционного природопользования.
По итогам рабочей группы сформулированы предложения в дорожную карту по реализации концепции развития креативных индустрий России. Как подчеркнула Наталья Комарова, приоритетная задача при разработке предложений — создать для людей условия, при которых они смогут реализовать свой потенциал, монетизировать его, увеличить долю креативного предпринимательства во всех секторах экономики.
В итоговую резолюцию рабочей группы участники внесли предложения о необходимости проведения исследования наиболее востребованных профессий в сфере креативных индустрий, анализа образовательных программ в вузах на предмет их актуальности, формирования программ финансирования креативных индустрий. Кроме того, есть целесообразность создания рабочей группы при Росстате и организации системной работы Минкультуры России, АСИ, Росстата, РАНХиГС и экспертного сообщества по выработке методик определения границ креативной экономики. Особое внимание необходимо уделить брендированию территорий с целью привлечения инвесторов и развития туризма.
Пандемия показала значимость информационных технологий и их способность в корне менять экономику. Правительство Югры давно делает ставку на этот сектор. При индустриальном партнерстве с компаниями базовых отраслей в регионе создается кластер информационных технологий. Поэтому в программу фестиваля органично вписался шестой окружной конкурс для разработчиков мобильных приложений и веб-сервисов «Югорский хакатон. Хантатон-2021». Марафон для программистов, нацеленный на стимулирование новых идей, прошел в творческой атмосфере. В ходе хакатона с командами работали наставники-менторы. Кроме того, для участников были организованы обучающие треки от экспертного комьюнити проекта. Эксперты рассказали о трендах в сфере бизнес-аналитики и проектирования, об эффективных инструментах анализа данных и динамического анализа кода в программном обеспечении. Не исключено, что цифровые прототипы, созданные участниками, уже в скором времени перерастут в перспективные стартапы.
— В ближайшее время нас ждут серьезные изменения структуры экономики, перераспределение добавленной стоимости в пользу экономики знаний, — отметила значимость фестиваля в современной экономической повестке заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Гульназ Кадырова. — Отдельные страны уже изменили свои подходы к образованию, подготовке кадров. На первое место выходят навыки эмоционального интеллекта, потому что креативный работник является человеком, способным к активной деятельности, продуктивному воображению, творческому, свободному преобразованию реальности на основе модели желаемого будущего.
Таким образом, международный фестиваль креативных индустрии? стал фундаментом, открывающим творческим индустриям Югры возможности для роста в новом технологичном мире.