Роботы, мобильные приложения, чат-боты и нейросети — в Екатеринбурге прошел пятый CorpSpace среди стартаперов, предлагающих крупному бизнесу уникальные разработки и решения
З декабря в Екатеринбурге завершился пятый сет CorpSpace. Мероприятие стало традиционным для уральского бизнес-сообщества, что не удивительно: это уникальная площадка, где крупный бизнес может найти новые технологии и эффективные решения, а стартапы — коммерциализировать разработки. Проект в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» реализуют Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП) и министерство инвестиций и развития Свердловской области. Как отметила глава
Мининвеста Виктория Казакова, CorpSpace — отличный старт для сотрудничества компаний, которые в реальной жизни пересекаются с трудом: «Суть мероприятия в том, чтобы подружить крупный бизнес, которому всегда важно быть в авангарде и внедрять современные технологии, с малым, который готов предложить технологические решения задач крупных компаний, но подчас не понимает, насколько продукт нужен крупному клиенту».
По статистике СОФПП, компаний, предлагающих инновации, в регионе около 5 — 10%.
«Основная трудность всех стартаперов — представить идею корпорациям. Большинство компаний, занимающихся разработками технологий, закрываются именно из-за того, что не находят покупателей», — рассказал директор по развитию бизнеса DataDarvin Даниил Хрусталев. По его словам, в прошлом году компания приняла участие в CorpSpace, после чего ей удалось заключить договоры на реализацию нескольких проектов с такими крупными партнерами, как «Сима-Ленд» и «Галамарт».
«Именно благодаря CorpSpace мы начали работать с застройщиком “Брусника”, то есть получили реальный заказ от крупного клиента», — отмечает и участник прошлого CorpSpace генеральный директор компании «Схемотехника-Центр» Алексей Ткалич.
— В этом проекте мы делаем упор на инновационность, на новые продукты и решения. Мы видим свою миссию в том, чтобы помочь небольшим технологическим компаниям донести идеи до крупных корпораций. Это взаимовыгодное сотрудничество: у первых появится шанс получить важного клиента, вторые решат свои проблемы. Мы надеемся, что при помощи глобальных партнеров эти небольшие предприятия выстрелят, поднимутся, станут средними, а затем крупными, — отметил директор СОФПП Валерий Пиличев.
С начала 2020 года в CorpSpace приняли участие уже 60 малых инновационных компаний, 35 инновационных стартапов нашли заказчиков в строительной отрасли, логистике, сфере телекоммуникаций и непродуктовом ритейле. Десять решений уже внедрены, в том числе в таких крупных компаниях, как «Брусника», Атомстройкомплекс, «Жизнь Март».
На этот раз CorpSpace представил проекты в сфере ритейла. Партнером проекта и заказчиком свежих и инновационных идей стала торговая сеть «Пятерочка», входящая в холдинг X5 Retail Group. Представители сети рассказали организаторам, в каких направлениях они хотели бы ввести инновации, поделились проблемами. В итоге было сформировано пять тем для поиска взаимных контактов: работа с персоналом, маркетинговые инструменты, оптимизация логистики, возвращаемость клиентов и антиCOVID.
— Когда конкуренты наступают на пятки, это мотивирует тебя двигаться вперед, искать новые пути. Ведь цель компании — не подняться на гору, а как можно дольше удерживаться на ней. Поэтому мы ищем уникальные решения не только внутри, но и во внешней среде, — пояснил директор макрорегиона Урал торговой сети «Пятерочка» Роман Степанов. — Свердловская область славится командами разработчиков: нам интересен их нестандартный подход.
Всего на конкурс поступило более 40 заявок от авторов «умных» решений. Но установочную сессию и все отборочные этапы прошли только восемь проектов — проработанные, находящиеся на стадии не ниже минимально жизнеспособного продукта и максимально готовые к внедрению. Спектр решений — от автоматизации набора сотрудников и роботов-барменов до бесконтактных технологий и выявления антимасочников с помощью нейросети.
Какой он — супермаркет будущего?
Большинство представленных проектов связаны с управлением персоналом. Проблема массового подбора продавцов, кассиров, грузчиков в ритейле стоит особенно остро. «Зачастую наш рекрутер оказывается пятым или шестым, кто позвонил кандидату буквально в первые 15 минут после размещения его резюме», — рассказывает директор департамента по управлению персоналом торговой сети «Пятерочки» Вероника Коптелова. Страдают все: кандидат не получает своевременного отклика, рекрутер выгорает в бесконечном поиске, бизнес теряет из-за текучки кадров.
Представитель ООО «Айдиа» Илья Петров предложил решать проблему с помощью лидогенерации:
— Совместно с агентством «Flate-диджитал» мы разработали автоматизированную систему для поиска кандидатов
«Рекрут». Соискатель кликает на размещаемую в соцсетях рекламу, активирует диалог с чат-ботом и проходит скрининг-интервью по заданным параметрам. В итоге рекрутер получает десятки анкет с ответами на вопросы, которые интересуют компанию. И лишь после этого достойные кандидаты попадают на живого кадровика.
CorpSpace — отличный старт для сотрудничества компаний, которые в реальной жизни пересекаются с трудом
Таким способом несколько компаний в сфере телекоммуникаций и доставки уже смогли набрать почти 2 тыс. сотрудников. Идея нашла отклик и у жюри. Правда, компании потребуется совместить приложение с уже внедренной у ритейлера системой по работе с массовым персоналом.
Как удержать новичков и снизить текучку кадров, знают владелицы консалтингового агентства для ритейл-бизнеса Team.Gear Екатерина Козорезова и Наталья Исакова, прежде сами активно занимавшиеся рекрутментом.
— Год назад мы провели исследование, опросив более 140 бизнесов на тему проблем с адаптацией, — поясняет Екатерина Козорезова. — Многие розничные сети жалуются, что процент закрепляемости новых кадров очень низкий, еще меньше тех, кто вообще смог пройти стажировку. Это подтолкнуло нас к созданию собственной максимально автоматизированной программы для легкой и эффективной адаптации сотрудников розницы, в основе которой мобильное приложение «Быстрый старт».
Приложение доступно всем участникам процесса, в нем зашиты все материалы, необходимые новому сотруднику, чтобы за две недели успешно войти в процесс. Каждый день открывается новый блок: задачи для новичка и инструкции для его наставника, а также простые тесты на закрепление материала и новостная лента или чат от отдела HR. Автоматизация программы исключает человеческий фактор и позволяет стандартизировать систему по всей сети. Ее уже внедрили в таких сетях, как «Гулливер», «Капика», «Корейская косметика». В результате доля новичков, которые уволились, не закончив стажировку, сократилась в ряде случаев с 50% до 20%.
Представители «Пятерочки» заявили, что готовы посмотреть, как это работает в конкретном магазине, пообщаться с персоналом и после продолжить разговор.
— Одно дело, когда вся компания состоит из 200 человек, и совсем другое, когда только в одном макрорегионе у тебя 17 — 19 тыс. человек, и этот показатель меняется каждую секунду, — заметил Роман Степанов. — Тем более что основная причина ухода новичков не в том, что что-то не получается, а в том, что их просто нагрузили и не дали возможности научиться работать хорошо. И наша задача, возможно, вместе с вами, — найти способ регулировать нагрузку, особенно когда новички приходят в высокий сезон.
Для рационализации рабочего времени и управления персоналом, работающим в магазинах на аутсорсинге, владелец и руководитель компании Evotech Владимир Шлеев предложил внедрить специальное модульное приложение. Ролевой доступ к нему может быть одновременно у HR-специалистов, директоров магазинов и директоров компаний, предлагающих персонал на аутсорсинге. В режиме реального времени они могут видеть текущую ситуацию по загрузке рабочих мест в торговой точке (как возникающие, так и уже закрытые тайм-слоты), давать онлайн-заявки на поиск сотрудников и практически мгновенно откликаться на них. Система в автоматическом режиме анализирует ситуацию и создает модель для формирования оптимального графика работы персонала каждой бизнес-единицы. Подобные решения уже внедрены в сети «Кировский» и службе доставки воды «Новокурьинская».
Представители ритейлера признались, что им очень помог бы опыт и знания компании, так как ИT-специалистов такого уровня на рынке крайне мало. Но в случае масштабирования системы на всю торговую сеть необходимо, чтобы поставщик программного решения взял на себя техническую поддержку в круглосуточном режиме и по всей стране.
Компания «Спутник-Техника» представила приложение B2Field по управлению выездными сотрудниками — курьерами и водителями. Программа контролирует по GPS передвижение работника, есть статусы, которые сообщают, чем он занят в данный момент, а также планировщик с задачами для каждого «полевого» сотрудника и аналитика. Здесь оказалось, что проблема контроля за удаленным персоналом в компании уже решена. Однако члены жюри отметили, что было бы интересно видоизменить программу, обратив внимание, например, на работу выездных HR-тренеров, инженеров по безопасности и эксплуатации: вопрос об эффективности их работы в «полях» стоит остро.
Видоизменить услугу под запросы «Пятерочки» ее представители рекомендовали и команде «Топсто Менеджмент», которая предложила сервис прохождения технического осмотра всех категорий транспортных средств в режиме одного окна по всей России. «Я не буду обращаться к одним за техобслуживанием, к другим — за запчастями, к третьим — за техосмотром и документами. Если машины будут проходить это все за одно утро в одном месте, это и будет для нас режим одного окна», — пояснил Роман Степанов.
Руководитель разработчика Геннадий Безносов заверил, что это вполне возможно, так как их станции техосмотра располагаются на площадках действующих автокомплексов.
Во второй части мероприятия предприниматели обсуждали, как создать точки притяжения в магазинах, чтобы покупатели возвращались в них снова и снова. Директор компании Botlegger Дмитрий Усяев предложил дополнить торговые залы «Пятерочек» роботами-барменами — комплексами Cubic стоимостью около 2 млн рублей каждый. Робот может делать мороженое, продавать готовую еду и напитки. Такой «бариста» уже сейчас разливает кофе в ТЦ «Алатырь», чем производит wow-эффект на посетителей, особенно на детей.
Но членов жюри в первую очередь интересовали метрики эффективности и окупаемости проекта: в ритейле окупаться должен каждый квадратный метр торговой площади, а wow-эффект, по оценкам, проходит за год.
Компания «Пина ТВ» порекомендовала использовать для привлечения клиентов интерактивные видеотехнологии: размещать в торговых залах умные экраны со множеством сервисов и функций. Директор компании Сергей Семейшев рассказал, что они способны помочь клиенту выбрать продукты, сделать селфи и разместить его в соцсетях. Компания взамен получает не только положительные отклики от посетителей, но и данные для аналитики и маркетинга. Он предложил «Пятерочке» разместить на экране готовые рецепты с корзиной покупок, которую можно сразу заказать с доставкой на дом или забрать самостоятельно. Представители торговой сети тут же начали накидывать и вместе с разработчиками докручивать идеи, чтобы решить задачи и возвращаемости клиентов, и увеличения среднего чека, и аналитики.
Столь же бурное обсуждение вызвал проект екатеринбургской компании «Недремлющее око», которая уже третий раз участвует в CorpSpace. Ее руководитель Леонид Стариков предложил оснастить магазины умной системой видеонаблюдения, совмещенной с устройствами датааналитики и нейросетями. Она может распознавать лица и подавать сигнал, если в магазине появится «клептоман» из черного списка, а также отслеживать поведение покупателей и персонала, контролировать речь кассира, вовремя выявлять опустевшие полки.
Членов жюри заинтересовало, можно ли таким образом выявлять частоту посещения клиентов в каждом магазине, создавать психологический и гендерный портрет покупателя, определять и предугадывать скорость образования очередей на кассах, отслеживать в зале клиента без защитной маски и напомнить ему, чтоб он надел ее. Ритейлеры признались, что им очень интересны разработки, связанные с нейросетями, а большие данные уже позволяют управлять поведением покупателя
— Все проекты очень крутые, — резюмировал Роман Степанов. — Мы рассмотрим идеи, которые можно применить конкретно в нашей компании. Важнейшие критерии внедрения инноваций — скорость, цена, качество и эффект. Лучшие проекты — те, которые помогут повысить эффективность бизнес-процессов или увеличить стоимость продаж, отберем и продолжим сотрудничество.
Как отмечают участники встречи, они получили отличную возможность представить продукт и понять, в каком направлении им развиваться, чтобы работать с такой крупной сетью.
— Это был, пожалуй, самый крутой питч, в котором я участвовал, потому что прямо во время выступления мы немного поштурмили, выдвинули несколько гипотез и придумали, как их можно проверить с помощью наших нейросетей, — признался Леонид Стариков.
Все понимают, что крупная компания редко сразу покупает готовый продукт, в любом случае его нужно дорабатывать. Тем не менее с помощью подобных мероприятий можно завязать эффективную коммуникацию с топ-менеджерами и управленцами крупных компаний.