… мы поможем найти ему рыночную нишу, запустить бизнес и сделать его успешным
24 бизнес-проекта созданы в малых городах Свердловской области по единственной в России программе Business-Data. Инициатор — Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП). Проект занял первое место в треке «Новые идеи для бизнеса» конкурса «Сильные идеи для нового времени» Агентства стратегических инициатив, а также вошел в топ-100 лучших идей России. Аналогов в других регионах нет. Суть — в поиске свободных рыночных ниш для запуска предприятий. Основа для аналитики — платежные транзакции жителей. Всего за время реализации проекта в семи городах проанализировано более 197 млн транзакций 420 тыс. пользователей карт. Исследование платежных данных позволяет выявить нереализованный спрос: какими услугами пользуется население, как далеко от места жительства (соответственно, каких услуг не хватает дома), какая доля трат осуществляется за пределами района, города. Незаполненные ниши плюс подходящие франшизы (а в каталоге фонда более 150 брендов), заем на сумму до 5 млн рублей под процент, равный ключевой ставке Центробанка. В итоге — новый бизнес, обеспеченный спросом.
— Фонд определяет незанятые ниши, помогает предпринимателям выбрать франшизу, организационно-правовую форму, разобраться с налогообложением, при необходимости обучает и оказывает финансовую поддержку, — рассказал директор СОФПП Валерий Пиличев.
До конца 2021 года в рамках Business-Data откроются бизнесы в Каменске-Уральском, Нижнем Тагиле и Краснотурьинске. Там появятся новый фитнес-клуб, кафе, пиццерия и детский центр. А в 2022 году проект будет реализован в семи городах. Новые инструменты развития малого и среднего бизнеса «Э-У» обсудил с Валерием Пиличевым.
— Валерий Валерьевич, в основе Business-Data — запросы предпринимателей на перезапуск бизнеса, новые направления?
— Представьте себе небольшой город. Есть предприниматель, который хочет что-то открыть, но не знает, что именно. Не знает, какие направления ему осваивать. У него есть коммерческое помещение на первом этаже. Предположим, раньше там располагался небольшой магазин продуктов. Его пришлось закрыть, потому что рядом появился федеральный ритейлер. Бизнесмен приходит к нам и говорит: «Я не могу конкурировать. У меня есть помещение, я хочу чем-то заняться. Что мне делать?». Мы предлагаем магазин франшиз, который существует с 2019 года. Предприниматель спрашивает: «Что мне открыть в этой точке — пекарню, химчистку?». И вот тогда мы анализируем неудовлетворенный спрос. Например, если жители одного района пользуются химчисткой в другом районе города, значит, в их локации не хватает химчистки. Если там ее открыть, есть большая вероятность, что эти люди пойдут именно к тебе. Есть работающие франшизы, ты можешь взять заем и запустить бизнес.
— Большая часть проектов связана с фастфудом. В любом городе можно провести исследование?
— В основном это, конечно, фастфуд, причем нишевый. Например, азиатский или итальянский. Но есть и образовательные проекты. Например, логические школы, робототехника и т.п. Анализ транзакций не во всех городах можно сделать. Так, в моногородах население привыкло снимать всю зарплату в банкомате и расплачиваться наличкой.
— Свободные ниши можно без исследования определить?
— Проект не ограничивается цепочкой — исследование рынка, франшиза, заем, бизнес. Тем более где-то эти свободные ниши очевидны. Например, во многих небольших городах не хватает кофеен, а спрос есть.
И франшиза абсолютно необязательна. Некоторые предприниматели приходят со своими бизнес-идеями. Кто-то мечтал кафе открыть, где в меню преобладает курица. Пожалуйста, реализуйте. У нас для вас есть комплекс мер поддержки.
— Ниша свободна, спрос есть, предприниматель имеется, поддержка в наличии. Чтобы замкнулась цепочка, должно быть еще платежеспособное население.
— Конечно, платежеспособность населения — отдельная тема. Но пока мы запускали бизнесы в относительно крупных городах: Асбесте, Богдановиче, Каменске-Уральском, Новоуральске, Первоуральске, Нижнем Тагиле и Краснотурьинске. Наибольшее число проектов запустили в Первоуральске (семь предприятий) и Каменске-Уральском (пять). В среднем на подготовку одного проекта уходит три-четыре месяца. Последний пример — барбершоп «Алебарда» и азиатское бистро «Вкус улиц» в Первоуральске.
— Назовите самые востребованные франшизы.
— «Алебарда», «Мякушка», «Алгоритмика», «33 пингвина», «ItalianPizza».
— Продолжается реализация эксперимента по применению нового налогового режима для самозанятых. Зарегистрировано около 108 тыс. плательщиков НПД. Поставленный на федеральном уровне KPI перевыполнен. Нарисуйте портрет свердловского самозанятого.
— В области более 100 тыс. самозанятых. С начала 2021 года их количество удвоилось. Наиболее популярные виды деятельности: перевозка пассажиров и грузов (7,7%), доставка на дом (2,7%), маркетинг и реклама (2,5%), ремонт (2%), аренда квартир (1,8%), торговля произведенным товаром (1,7%), обучение и репетиторство (1,6%). По сути, есть три крупные группы самозанятых. Первая — перевозчики. Они, как правило, заключают соглашение с агрегатором и работают как самозанятые. Эти предприниматели составили костяк первой волны, когда в 2020 году в качестве самозанятых зарегистрировались 15 — 20 тыс. человек. Вторая группа — «пассивные бизнесмены». Это те, кто, например, сдает какую-либо недвижимость в аренду. И если раньше это был большой «серый» рынок, то теперь они могут делать это абсолютно легально. Третья группа активно продвигает себя в соцсетях. Она активизировалась после COVID-19. Это визажисты, фотографы, кулинары, копирайтеры, мастера по ремонту и т.д. Пандемия подстегнула взрывной рост количества самозанятых.
— А минусы есть у этого явления?
— Не поверите, но нам стали говорить, что мы излишне продвигаем самозанятость. От этого, например, пострадала индустрия красоты. Мастера стали уходить из студий и самостоятельно оказывать услуги, для них самозанятость оказалась выгоднее. Соответственно, владельцы студий не очень этим довольны (см. об этом «Списать на COVID не получится», с. ??. — «Э-У»). Но бизнес — это бизнес, человек всегда выбирает то, что для него лучше, удобнее. Вполне естественно, что мастера воспользовались тем инструментом, который им предложило государство.
— Какая поддержка сегодня необходима плательщикам НПД — образовательная, финансовая?
— Во-первых, это образовательные программы, мастер-классы. Например, мы учим работать с маркетплейсами, с помощью которых самозанятые могут реализовать свою продукцию. Учим продвигать товары в социальных сетях. Во-вторых, льготное финансирование. Например, специальный заем «Самозанятым». Сумма — от 100 до 500 тыс. рублей, срок — от 3 до 24 месяцев, ставка — 7,5%. Обеспечение: поручительство, залог. Они на равных условиях с ИП или ООО могут претендовать и на другие финансовые продукты. В-третьих, информационная и консультационная поддержка. В 2021 году мы провели для предпринимателей 2974 консультации. Плюс бесплатные вебинары, форумы и т.п. В-четвертых, помощь в организации продаж. Хороший пример — кейсы с МЕГА Екатеринбург (бутик уральских дизайнеров МЕГА-стартап, Ярмарка детских товаров и услуг, «Рождественский бутик» и т.д).
— В 2021 году Фонд выдал максимальный за все время существования организации объем поручительств по кредитам, что позволило предпринимателям привлечь более 7 млрд рублей банковских займов. Как эти высокие показатели можно объяснить? Сколько банков-партнеров у фонда?
— Сыграли три фактора. Первый — докапитализации фонда из регионального бюджета в 2020 году. Соответственно, у нас увеличился лимит, который мы можем использовать. Второй — активная позиция банковского сообщества. Сегодня у фонда 26 банков-партнеров. Третий — мы перенастроили свои системы, выстроили новый формат взаимодействия с бизнесом с помощью сервисных цифровых решений.
— Фонд также выдал более 700 займов на сумму 1,4 млрд рублей. На кого прежде всего ориентирована эта мера поддержки, какие сферы? Каков портрет основного заемщика? Усредненная сумма?
— Сферы — любые. 40% МСП — это торговля, еще 40% — производство. И 20% — услуги. В линейке фонда девять займов, выбрать можно под любую ситуацию: для старта, развития проектов, закупочной деятельности, преодоления последствий кризиса. Большей популярностью пользуются займы на пополнение оборотных средств, приобретение оборудования, недвижимости или транспорта. Сумма займа до 5 млн рублей, срок до 24 месяцев, ставка ниже уровня инфляции (как правило, привязана к ключевой ставке Банка России, для моногородов: 0,5 ставки). Средняя сумма займа — около 2 млн рублей.
Основной заемщик — малый предприниматель из небольшого населенного пункта, для которого 3 — 5 млн рублей для оборотки, чтобы пополнить склад или закрыть кассовый разрыв, это существенная сумма.
В некоторых территориях вообще нет банков или их очень мало. Есть нюансы при оценке таких заемщиков. И в этом смысле фонд берет на себя социальную функцию, поддерживая предпринимателей, которые не могут взять заем, там, где живут и работают. Здесь мы с банками не конкурируем, мы, скорее, закрываем образовавшуюся нишу.
— СОФПП запустил новую услугу — содействие в выпуске облигаций. Фонд только консультирует бизнес или сопровождает его на всех этапах выпуска облигаций? Сколько выпусков вы помогли организовать?
— Фонд и консультирует, и выступает посредником при подготовке эмиссии облигаций. Помогаем проходить собеседование, готовим документы, занимаемся продвижением. То есть когда компании выпускают облигации, мы их рекламируем. Задача фонда — не только займы выдавать, но и придумывать новые инструменты, которые органично впишутся в рынок.
Успешно завершены два выпуска: управляющей компании образовательных организаций «4К», эмитирующей коммерческие облигации на сумму 1 млрд рублей, и инжиниринговой компании «Реиннольц» с выпуском биржевых облигаций на 1,5 млрд рублей. Готовится выпуск еще двух компаний: предприятия химической промышленности и ИТ-компании. Параметры можем сообщить только после выпуска. В работе заявки еще около десяти компаний из разных отраслей: ИТ, новые материалы, медицинские услуги.
— Растет интерес бизнеса к альтернативным источникам финансирования. Как развивается первая инвестиционная платформа в стране, созданная региональным институтом развития — СОФПП?
— Краудинвестинговой платформе «ВДело» больше года. Она выполняет роль онлайн-посредника между инвесторами и заемщиками, позволяет им оперативно найти друг друга и оформить свои отношения в правовом поле. В 2021 году на платформе зарегистрировано и подтверждено более 900 пользователей, размещено свыше 600 проектов, на сегодня профинансировано 319 проектов на сумму 525 млн рублей. По объему финансирования проектов «ВДело» входит в топ-5 крупнейших инвестиционных платформ в России (всего на сегодня в России 45 платформ).
Наша основная задача — обеспечить информацией потенциальных инвесторов, чтобы не боялись вкладываться в проекты. Мы используем опыт СОФПП по экспертизе проектов. За 20 лет накоплена большая база данных. Привлекать средства могут индивидуальные предприниматели и юрлица, зарегистрированные и ведущие деятельность в Свердловской области. Период инвестирования — от 20 дней до 12 месяцев. Размер инвестиций — от 5 тыс. рублей до 1 млрд рублей. Деньги перечисляются на номинальный счет платформы и переводятся заемщику только в случае, если проект наберет нужный размер финансирования.
— И в этом, и в прошлом году пользовались популярностью эфиры Sofp Live, экспертов смотрят не только свердловские предприниматели, но и соседи. Какие темы в топе по количеству просмотров?
— За год мы провели более 90 эфиров нашей студии. Количество просмотров «в прямом эфире» — более 60 тысяч, с учетом «допросмотров» в соцсетях — более 150 тысяч.
В топе — темы с разъяснением по работе бизнеса в условиях повышенной готовности: обязательная вакцинация, QR-коды.
— Продолжает работать горячая линия СОФПП?
— Работает без выходных. С начала года — уже более 25 тыс. обращений. Основные темы обращений: финансовая поддержка (займы фонда) и разъяснения по порядку работы бизнеса в условиях антиковидных ограничений. Много вопросов по разъяснению законодательства, в том числе трудового. Специально подключили к работе на «горячей линии» семь юристов.