Челябинский предприниматель Степан Родионов построил востребованную бизнесом платформу для управления финансами в России, а новый стартап выводит на американский рынок
Моя компания занимается проектированием, установкой и обслуживанием охранных систем. Нам важно знать, какую прибыль компания получает не в целом за отчетный период, а по каждому выполненному проекту. Ни одна программа не могла решить проблему сведения в один отчет всего потока денежных поступлений из разных источников, а мы работаем с четырьмя банками и принимаем платежи разными способами, как безналичным, так и наличным. Помог в этом только сервис Adesk», — рассказывает менеджер компании «УС Безопасность» Наталья Степанова о продукте челябинского стартапа Степана Родионова. Основателю Adesk эти потребности бизнеса хорошо понятны: испытано на себе. В 2015 году он создал первую компанию Antida, которая занимается разработкой программного обеспечения: «Нам нужно было выстроить продажи, обратную связь с клиентами, правильно управлять финансами, персоналом. Это все довольно сложно для программистов, мы решили попробовать процесс автоматизировать и создали для себя специальный продукт».
Степан Родионов закрыл с помощью сервиса многие вопросы управления своей компанией и решил предложить продукт рынку. В целом обратная связь оказалась положительной, но скоро стало очевидно: продукт многокомпонентный, в него зашито слишком много разнообразных функций и его сложно внедрять, потому что каждая компания устроена по-своему. Тогда Степан пришел к выводу: «Чтобы создать классный нишевый продукт, нужно сконцентрироваться на одном направлении. Мы выбрали финансовую часть. Так и получилась платформа, которая помогает компаниям следить за финансовым здоровьем бизнеса в режиме реального времени».
Рынок продукт принял, сейчас у компании сотни клиентов, среди них образовательная платформа GeekBrains, бренд одежды Павла Воли VolyaWear, агентство Creative. С 2019 года Adesk ежегодно демонстрирует троекратный рост выручки.
Идея привлечения экспертизы для управления финансами не нова, интернет забит рекламой о консалтинговых услугах такого рода. Отличие сервиса Adesk в том, что в его основе — технологическая составляющая, а не рекомендации консультантов. Решать сложные бизнес-задачи с помощью технологий — такой подход проверен многолетней практикой, подчеркивает Степан Родионов:
— Занимаясь разработкой в Antida, мы получили глубокую техническую экспертизу. Выполнили очень много проектов, позволяющих клиентам больше зарабатывать, например, создали ипотечные платформы для компании ЦИАН.
Adesk построен на основе разных технологий, в том числе с использованием модели искусственного интеллекта. Это позволяет автоматически распределять денежный поток, решать много других задач. Потребность в этом у предпринимателей есть, уверен Степан, он сам прошел все предпринимательские горки управления бизнесом: «Иногда вроде бы оборот есть, деньги на счета поступают, а где прибыль? Многие предприниматели с этим сталкиваются. Основная сложность в том, что нужно под контролем держать все движение денег, а в ручном режиме это не получается. Чаще всего предприниматель начинает подходить к этому с помощью Excel, но в этом случае много рутинной работы и велик риск допустить ошибку, а на ее исправление приходится тратить еще больше времени. Из-за этого создается ощущение, что финансы — это дремучая область. Поэтому рынку нужен был очень простой продукт. И такое ощущение, что мы его нашли».
На платформе Adesk клиент может видеть аналитику по движению денег, точку рентабельности, изменение во времени структуры расходов компании. По словам Степана, это позволяет отследить аномалии и нестыковки:
— Иногда наши клиенты чувствуют, что растет какая-то статья расходов, и, увидев аналитику, получают ответ, за счет чего это происходит. Причем это все представлено визуально, предпринимателю легко вникнуть, не требуется специальных знаний. Недавно мы вышли на еще одну интересную функцию: наш сервис может отследить корреляцию между выручкой компании и расходами на фонд оплаты труда. Это позволяет понять, тех ли специалистов вы привлекаете в компанию, насколько эти люди дают рост. В целом у потребителей сервиса сокращается время на ведение учета, а значит, освобождаются ресурсы для занятия бизнесом.
Родионов говорит, что этого инструмента пока нет ни у кого на рынке, но думает, что его скоро скопируют.
Управление персоналом — вообще сложная тема: «Есть у нас, например, кейсы, когда клиенты находят сотрудников, которые крадут у них деньги, и обнаружить это позволяет только наш сервис», — рассказывает Степан.
В плотном взаимодействии с клиентами родилась идея и для нового стартапа:
— Раcтущим компаниям приходится нанимать новый персонал, и у действующих сотрудников уходит много времени, чтобы ввести в курс выполнения обязанностей новичков. Мы создаем инструмент, который позволяет визуально описать бизнес-процесс и облегчить введение нового сотрудника в должность. Система сама в нужный момент раскидывает задачи, аккумулирует результаты выполнения этих задач, а руководителю показывает, что происходит в компании с процессами.
Так получился сервис Pneumatic. Его предприниматель сразу выводит на американский рынок. Считает, что стартап не будет востребован в России. Кроме того, говорит Родионов, «у моего компаньона Антона Зайдлера, с которым мы его делаем, уже есть удачный опыт создания международных проектов, да и у меня есть амбиции попробовать сделать что-то большое на международном рынке».
В США уже зарегистрировали компанию, привлекли под идею 600 тыс. долларов инвестиций от бизнес-ангелов. И это первые заемные ресурсы в компаниях Родионова, все предыдущие он начинал на свои деньги и развивал за счет выручки.
Программированием школьник из Миасса Степан Родионов увлекся в 13 лет, а в 14 сделал игру, которую опубликовали в известном журнале «Игромания»:
— Очень многие тогда про меня узнали, однажды я открыл почту и обнаружил пятьдесят писем от незнакомых людей, которые спрашивали у меня, когда выйдет следующая версия игры.
Тогда и стало очевидно, с чем связать будущее. Степан поступил на математический факультет Челябинского государственного университета, со второго курса занимался разработкой ПО. Через три года после окончания университета решил создать компанию Аntida:
— У меня было 5 тыс. рублей, на которые я закупил контекстную рекламу и получил первый заказ на разработку мобильного приложения за 30 тыс. рублей, второй заказ принес мне 200 тыс. рублей, за третий я получил уже 700 тыс. рублей.
Первые заказы Степан выполнял на балконе своей квартиры. Как только работы стало больше, решил расширяться. Делал это аккуратно и постепенно: «Я нанимал сотрудников, только когда поступала предоплата за заказ. Первый офис мы сняли через некоторое время в бизнес-инкубаторе, и это сильно помогло на раннем этапе, потому что условия аренды были льготные».
На деньги, вырученные от реализации заказов Аntida, Степан начал тестировать разные идеи для стратапов. Их было около десятка, в том числе немало интересных, но их рынок не принял. Например, так и не взлетел сервис на доставке бутилированной воды по подписке, который очень нравился самому Степану:
— Мы вложили в этот проект примерно 350 тыс. рублей, сделали MVP (Minimum Viable Product, минимально жизнеспособный продукт. — «Э-У»). Но на дворе был 2016 год, когда проникновение безналичных расчетов было еще очень слабым, да и поставщики воды не были готовы, у них на тот момент и мобильных приложений-то не было, поэтому им наше предложение показалось странным.
Тогда выстрелил только Adesk. Суммарно в реализацию проекта Степан инвестировал около 12 млн рублей, в конечном итоге сервис оценили не только потребители, но и венчурный рынок. Сейчас Родионов как раз завершает переговоры с частным инвестором: «Это основатель известной ИТ-компании, он посмотрел наш продукт и готов вкладывать в его развитие».
На стартапах Степан, как многие успешные технологические предприниматели, прочувтсвовал все реперные бизнес-точки: идея, команда, знание рынка. По его мнению, важно еще и понять, когда проект состоялся:
— В теории есть стадия Рroduct Market Fit — соответствие продукта ожиданиям целевой аудитории. Это означает, что продукт нашел точку соприкосновения с рынком. Но каждый эту стадию определяет по-своему. Мне показалось, что этот момент наступил, когда мы набрали
30 платящих клиентов: эти люди попробовали продукт, остались с нами и готовы были за него платить, значит, мы приносим им пользу.
Чтобы компания в целом была успешна, важно, чтобы продукт нравился не только основателю:
— Подход должен быть прагматичный, ты должен понимать, для кого ты это делаешь, почему и зачем, и трезво оценивать свои силы. У меня и сейчас много идей, но я их не запускаю, потому что понимаю, что в силу разных причин они не состоятся: где-то рынка недостаточно, где-то законодательные проблемы не дадут вырасти. И конечно, нужно терпение.
К развитию проектов за счет инвестиционных раундов Родионов относится осторожно:
— Это очень ответственный шаг, он должен быть максимально просчитан. У нас же иногда такой способ развития стартапов считается легким. Люди наслушались историй из Кремниевой долины и думают, что инвестор дает им денег, чтобы всем было хорошо. Фактически же основатели устраиваются на работу к инвесторам и обязаны эти деньги отдать в определенный момент.
На первых порах не хватало многих компетенций, приходилось учиться на ходу:
— У нас были хорошие технологические навыки, но мы плохо разбирались в маркетинге. А зря. Поэтому мой совет начинающим — как можно раньше обращать внимание на продажи и попытаться сразу выстроить это направление.
А вот к такому распространенному ограничителю роста ИТ-компаний, как недостаток разработчиков, Родионов оказался готов:
— Мы рано поняли, что нужно заниматься развитием сообщества, и с 2017 года начали организовывать митапы, конференции, школы для программистов направления Python. Этот высокоуровневый язык программирования — одна из наших ключевых технологий. Мы понимали, что нам постоянно нужны будут люди, которые работают в этой нише, и их взращиванием нужно заниматься самим.
Благодаря этому челябинской компании удавалось обеспечивать приток новых кадров и удерживать лучших. Новые условия найма, появившиеся во время пандемии, привели к изменению конкурентной среды:
— У нас есть клиенты из Москвы, которые раньше даже не рассматривали удаленную работу специалистов из регионов, им было проще купить наш продукт, а мы формировали для обслуживания их потребностей команды в регионе. Сейчас, когда все ушли на удаленку, некоторым клиентам стало проще найти людей в регионах, и эта модель уже не работает. Конечно, начали расти заработные платы, потому что разработчики в регионах получают все больше предложений из Москвы и Питера, каких-то специалистов им удается переманивать.
Но пандемия способствует росту запроса на новые технологические решения, а значит, появятся ниши для реализации идей и проектов:
— COVID сильно подстегнул сферу электронной коммерции, она будет стремительно расти. Лично мне очень интересно наблюдать за блокчейн-технологиями, мы даже подумывали о том, чтобы внедрить некоторые решения на их основе в нашем продукте. Мне кажется, мир достигнет прорыва в области создания и продвижения самоуправляемых автомобилей, а это очень сильно может изменить жизнь людей в будущем. Перспективными мне представляются и биотехнологии.
Последний год Родионов прожил в США: готовил к запуску новый стартап Pneumatic, наблюдал за развитием индустрии информационных технологий:
— В США меня поразило, например, отношение государства и общества к вопросам информационной безопасности. Там постоянно новые законы в этой области принимаются, а потенциальные клиенты все время на эту тему задают много вопросов. Все очень серьезно относятся к безопасности своих данных. В России пока мы такого градуса беспокойства не ощущаем.
Новые идеи у Родионова есть, но следуя своей бизнес-модели, он предпочитает не делать поспешных и рискованных движений. На этот год у предпринимателя четкие и прагматичные цели — сосредоточиться на росте:
— В нашем Adesk нам нужно увеличить базу подписчиков — это главное, есть еще и несколько смежных задач. В части развития Pneumatic мы хотим попробовать податься в акселератор Y Combinator, это лучший акселератор в Силиконовой долине. Мы считаем, что это поможет нам найти Рroduct Market Fit и сразу начать правильно развивать продукт на международном рынке.
Сам Степан мечтает создать продукт, заметный на мировом рынке, который помогал бы многим людям:
— Я все еще увлечен программированием, получаю колоссальное удовольствие от процесса, во мне до сих пор живет 13-летний мальчишка. Но будучи предпринимателем, создавая компании, я научился получать совсем другие эмоции. Ты получаешь удовлетворение, когда удается создать продукт, вокруг которого задействовано много разных людей, и их усилия удается соединить под одним вектором. Особенный кайф — когда клиенты дают обратную положительную связь.