Пандемийные ограничения положительно сказались на убыточности автострахования. Отложенный спрос на каско и индивидуализация тарифов ОСАГО делают оба вида привлекательными для страховщиков
Сборы страховых премий по каско по итогам девяти месяцев 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года поднялись на 20%. Динамика превзошла пики 2010 — 2011 годов. Каковы причины и продолжится ли рост?
Рынок страхования в целом (без учета страхования жизни) вырос по итогам девяти месяцев (официальных данных за весь год еще нет) на 17%. При этом годом ранее рост составил всего 3% (с учетом инфляции это падение). Причина понятна — пандемия. Во втором квартале-2020 вследствие существенных антиковидных ограничений и неопределенности произошло сжатие всех рынков, в том числе продаж новых автомобилей, в целом за год рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 9%.
А для рынка каско — продажи новых авто главный драйвер роста.
В 2021 году авторынок показал рост на 4%. Но при этом средняя цена на автомобиль выросла на 20% — сказался дефицит комплектующих и самих авто вследствие пандемии. Соответственно подорожали и полисы каско. Другие факторы роста — взлет стоимости запчастей и ремонта.
В 2020 году был положительный эффект от пандемии: сократилось число страховых случаев как по каско, так и по ОСАГО. В 2021 году аварийность выросла, но все же она ниже допандемийной
Увеличились страховые суммы и премии по ранее заключенным договорам. Рынок смещается в премиальный сегмент, в связи с чем пользуются спросом дополнительные опции — вызов аварийного комиссара, эвакуация, страхование шин и дисков, оплата такси или каршеринга на время ремонта авто.
Но есть и сдерживающие факторы роста премий — снижается аварийность.
В 2020 году был положительный эффект от пандемии: сократилось число страховых случаев как по каско, так и по ОСАГО.
В 2021 году аварийность выросла, но все же она ниже допандемийной. К страховым случаям по каско относятся и угоны, а поскольку зачастую машины угоняли в сопредельные страны, коронавирусные ограничения снизили и эти риски. Телеметрия и различного рода франшизы также позволяют экономить на полисах, например, при пробеге до 5 тыс. километров за год.
Конкуренция среди компаний выдавливает с рынка малых игроков, за пределами первой двадцатки крупнейших суммарно 50 компаний показали не рост, а падение сбора премий — на 7% по итогам девяти месяцев.
Эксперты прогнозируют рост рынка каско в 2022 году, но уже не такой бурный: при росте рынка новых авто на 4% сбор премий каско вырастет на 9%.
С рынка ОСАГО по-прежнему уходят игроки: в 2020 году ЦБ отозвал лицензию у «НСГ-Росэнерго», в 2021-м у «АСКО-Страхования», головной офис которой располагался в Челябинске (11 и 7 место по величине сборов премий соответственно). Причина — недостаточность капитала, которая грозила интересам страхователей. У компаний были общие черты: доля ОСАГО в общем объеме премий превышала 80%, обе продавали дополнительные полисы типа «защита от отсутствия ОСАГО у виновника», «ОСАГО наоборот» (по сути, дешевые полисы каско). Более крупных игроков, занимающихся только ОСАГО, на осталось.
Рынок ОСАГО показал рост по итогам девяти месяцев около 5% (годом ранее — 6%). Надо отметить, что предыдущие три года объем сборов не рос, а падал. Причина — снижение средней премии вследствие реформы ОСАГО (на первом этапе были пересмотрены коэффициенты «возраст-стаж», «бонус-малус» и расширены границы тарифного коридора).
— Основной вектор индивидуализации направлен на то, чтобы для опытного добросовестного автовладельца стоимость полиса оставалась такой же либо снижалась. Для тех, кто ездит аккуратно, не попадает в ДТП, не нарушает правила дорожного движения, страховые компании готовы предоставлять льготные условия, они конкурируют за таких клиентов. Для автовладельцев, которые попадают в аварии по своей вине, нарушают ПДД, водят агрессивно, полис подорожает, — объясняет исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.
В 2022 году произошло изменение территориальных коэффициентов. С апреля ожидается еще одно изменение коэффициентов «возраст-стаж» и «бонус-малус». Пока в качестве проекта рассматриваются две существенные поправки в закон об ОСАГО: увеличение лимитов возмещения за ущерб жизни и здоровью до 2 млн рублей (в силу унификации с другими страховыми сегментами) и отказ от учета износа при расчете стоимости ремонта.
Первое нововведение, по прогнозам, увеличит стоимость полиса на 600 — 700 рублей (см. «ОСАГО подорожает, каско останется прибыльным»), считают аналитики. Второе вызовет более существенный рост, так как средний возраст автомобиля в России, по данным «Автостата», составляет более 13 лет, и даже в Москве этот показатель превышает десять лет. При нынешних темпах продаж автопарк обновится за 20 лет.
— прогнозирует директор по рейтингам страховых компаний агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР) Евгений Шарапов
— По нашим оценкам, по итогам 2021 года объем страховых премий в сегменте ОСАГО вырастет на 6,5%, а в текущем году рост составит 5%. Среди главных факторов, оказывающих влияние на тарифы, — инфляционный рост средней выплаты и снижающаяся частотность страховых событий. В 2022 году, по нашим прогнозам, частотность будет ниже уровня 2019 года. Расширение тарифного коридора (возможность двигать цену полиса вверх и вниз, указ ЦБ об этом вышел в конце 2021 года. — «Э-У») окажет балансирующий эффект и позволит приблизить перераспределение страховой премии между страхователями в зависимости от риска, который соответствует степени опасности их вождения. Одновременно с этим конкурентная борьба будет оказывать сдерживающее влияние на рост средней премии. Как известно, в 2021 году широко обсуждалось изменение закона об ОСАГО, увеличивающее объем страхового возмещения при ущербе жизни и здоровью застрахованных. Но вряд ли это изменение будет принято одновременно с отменой учета износа деталей при определении ущерба имуществу. По нашим прогнозам, первая часть изменений, увеличивающая лимит выплат по возмещению вреда жизни и здоровью, с высокой вероятностью будет принята в конце 2022 года, а их влияние рынок ощутит лишь в 2023 году.
За последние годы страховые выплаты по ОСАГО в случае причинения вреда жизни и здоровью находились на уровне 8 — 9 млрд рублей. Если увеличить лимиты в четыре раза, совокупный объем подскочит на 24 — 27 млрд рублей, что в пересчете на один полис составит 600 — 700 рублей, так как ежегодно заключается около 40 млн договоров страхования. Итоговое увеличение должно также учитывать расходы на ведение дела и прибыль страховщика. Кроме того, возможен прирост размеров выплат и в результате активизации в сегменте ОСАГО страховых мошенников, соответственно, увеличится и денежный поток по ложным страховым случаям.
В сегменте автокаско, по нашим прогнозам, страховые премии в 2022 году вырастут на 9% против 17% по итогам 2021 года. Поддержку сегменту окажут прогнозируемый рост продаж новых автомобилей и увеличение их стоимости вследствие инфляции. По оценкам Ассоциации европейского бизнеса, количество проданных в 2022 году легковых и легких коммерческих автомобилей на 3,3% превысит показатели 2021 года. Сегмент автокаско — один из самых конкурентных на рынке страхования, убыточность здесь (отношение состоявшихся убытков к заработанной премии) растет вслед за инфляцией, но все еще остается меньше 50%. Рост аквизиционных (ради привлечения клиентов) расходов более чем на 36% по итогам 2021 года подтверждает готовность компаний к высоким затратам на эти цели. Сейчас этот вид страхования прибылен для страховщиков.
В 2022 году давление на сегмент автокаско окажет ряд факторов: снижающийся уровень покупательной способности населения, растущая популярность полисов с усеченным набором покрываемых рисков, скидки, предлагаемые страховщиками на фоне усилившейся конкуренции и низкого уровня аварийности.