На российском рынке сантехнического оборудования назревают перемены. Смесители стали объектом обязательной декларации, а значит, поставщикам придется пересмотреть свои взгляды на их качество
Правительство РФ утвердило новый «Единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия», который затрагивает 67 групп товаров. В него впервые включена санитарно-техническая водоразборная арматура — краны и смесители. С 1 сентября 2023 года их декларирование становится обязательным. А значит, с полок магазинов должен будет уйти некачественный, а порой и опасный для жизни товар — негерметичный и не отвечающий санитарным требованиям. У производителей и поставщиков продукции пока есть время, чтобы подготовиться.
Российский рынок смесителей живет в общем тренде рынка сантехнического оборудования (включает в себя все, начиная от санфаянса и заканчивая трубопроводной арматурой и радиаторами отопления).
С началом пандемии коронавирусной инфекции оба заметно оживились. Как отмечают в BusinesStat, в период самоизоляции многие россияне активно занялись ремонтом квартир, дачных участков, капитальным строительством. Также в условиях экономической нестабильности часть населения предпочла инвестировать собственные средства в недвижимость. Программы льготной ипотеки и материнского капитала стимулировали спрос на жилье, что также положительно сказалось на рынке бытовой сантехники в целом и смесителей в частности.
— Динамика российского рынка сантехники положительная, в стоимостном выражении он растет, что связано с повышением цен на металл и ростом логистических издержек. В 2021 году в стране было продано около 20 — 30 млн смесителей. Оценки расходятся, так как игроки рынка отмечают наличие большого объема неверно задекларированных поставок. «Неверные» поставки при анализе внешнеторговых потоков нельзя увидеть, однако перекрестные оценки дают основание полагать, что в стране продается больше продукции, чем поставляется и производится официально, — рассказывает руководитель проектов инвестиционно-аналитического агентства «Профессиональные комплексные решения» (ПКР) Екатерина Смазная. — В деньгах объем продаж оценивается в 50 — 60 млрд рублей. Это усредненная оценка, так как цены дилеров, розничных точек и прямых поставок застройщикам и подрядчикам значительно разнятся.
Каждый третий смеситель на рынке — изделие ненадлежащего качества. Корпус может быть сделан из цинковых сплавов или латунного сырья, не предназначенных для применения на питьевом водопроводе
По оценкам ПКР, оснований для сокращения объема рынка нет. Строительство и ремонты продолжаются, переориентирование доходов населения на увеличение комфорта домов, дач и других объектов сохраняется, цены на сырье и материалы, а следовательно, и на готовую продукцию растут. Подъем цен в условиях снижения покупательной способности населения увел спрос в более низкие ценовые сегменты. «Самый востребованный сейчас — средненизкий», — отмечает Екатерина Смазная.
Российский рынок перенасыщен различными игроками и торговыми марками (доли даже у самых крупных компаний не более 5 — 10%), однако в нашу страну смесители в большинстве своем импортируются. Основные поставщики (63%) — Китай, Германия, и Беларусь.
Участники рынка отмечают, что производство в России — это, скорее, сборка товара из привозных комплектующих.
— Трудно назвать это действительно отечественным производством, — говорит председатель Ассоциации производителей и поставщиков сантехники (АППСан) Игорь Георги. — Основная деталь смесителя — его корпус. И на территории РФ нашей ассоциации не известно ни одного производства, где бы они отливались. Есть компании, которые заявляют, что делают это, но нам пока не удалось попасть ни на одно из таких якобы существующих производств. Насколько мы понимаем, они импортируют корпус, ручки, картриджи, а в России производят конечную сборку: просто прикручивают ручку или маховик изделия.
По оценкам АППСан, более трети рынка приходится на изделия ненадлежащего качества. Например, их корпуса сделаны из цинковых сплавов или некачественного латунного сырья, которые не предназначены для применения на питьевом водопроводе и не соответствуют требованиям санитарно-гигиенических норм. При этом находится такая продукция как раз в наиболее востребованном низком ценовом сегменте. «Граждане, имеющие невысокий доход, оказываются под самым большим ударом», — отмечает Игорь Георги.
Поэтому не так давно АППСан подготовила в сотрудничестве с экспертным сообществом новые ГОСТы на санитарно-техническую водоразборную арматуру и методы ее испытаний, которые вступают в силу с 1 июня 2022 года. В частности претерпели существенные изменения требования к гигиеническим характеристикам изделий. С одной стороны, новая редакция никак не ограничивает производителей в использовании материалов при производстве смесителей. С другой, предъявляет требование соответствия водной вытяжки из изделия действующим нормам СанПиН. Таким образом, по мнению АППСан, должны обеспечиваться и безопасность изделия для потребителя, и возможность использовать в производстве инновационные материалы и технологии, позволяющие сохранять качество питьевой воды и улучшать потребительские свойства изделия.
Пока эти требования носят лишь добровольный характер. Но после внесения смесителей в перечень продукции, которая подлежит обязательному декларированию на территории РФ, с 1 сентября 2023 года они должны будут пройти испытание в аккредитованной лаборатории на территории РФ и получить декларацию о соответствии. Только после этого их можно будет продавать хоть на полках, хоть в интернет-магазинах.
Как отметили в одной из крупных компаний по оптовой поставке сантехники, на рынок действительно попадало много некачественного товара, в том числе благодаря упрощенной сертификации, которую «достаточно легко приобрести». Хорошо, если в итоге нововведений потребители как на рынке B2С, так и на рынке B2B получат качественный продукт. Возможно, на какое-то время это приведет к дефициту смесителей на внутреннем рынке. Надеемся, до кризиса не дойдет: на волне пандемии производители активно вкладываются в развитие технологической базы, вряд ли кто-то захочет свернуть уже действующее производство.
Рост цен на сантехническую продукцию и ее комплектующие на фоне сохраняющегося дефицита продолжится, а значит, для поставщиков и потребителей пришло время для поиска нестандартных подходов при реализации проектов, считает коммерческий директор компании «Сантехкомплект-Урал» Никита Рыков
— Насколько сильным оказалось влияние пандемии COVID-19 на рынок сантехоборудования?
— Уже второй год подряд мы ощущаем серьезный дефицит продукции. В период локдаунов производители как самого сантехнического оборудования, так и комплектующих для него приостанавливали выпуск компонентов. А спрос во всем мире продолжил расти. И мощности как в России, так и в мире в целом не успевают справляться с увеличивающимися запросами. На перебои с поставками наложился логистический коллапс в Китае. Для российских производителей сантехники перебои с импортом стали толчком к развитию: они начинают инвестировать в новые мощности, создавать дополнительные линии на своих производственных площадках. Но этого все равно недостаточно. Кроме того, есть доля продуктов, которые в России пока не производятся, в частности, отдельные компоненты автоматики. В этом секторе мы целиком и полностью зависим от внешней конъюнктуры рынка.
Пока спрос стабильно растет во всех сегментах рынка. Так, со стороны строительного сектора мы наблюдаем его как минимум на уровне 8 — 10%. Спада активности нет. Судя по обратной связи от крупных промышленных компаний, они активно согласовывают новые инвестиционные проекты и заходят в 2022 год с четким пониманием, что и где будут строить.
— Как возникший дефицит отражается на бизнесе поставщиков и потребителей сантехники?
— Ряд поставщиков на этом фоне активно повышают цены, чтобы уравновесить баланс между собственными мощностями и внешним спросом. Есть и такие, кто действует откровенно спекулятивно.
Для строительного сектора дефицит в поставках сантехоборудования — это пробуксовка по срокам, причем не только на этапе отделки. Так, в прошлом году у ряда производителей возник дефицит полимерных трубопроводных систем, а это фактически кровеносная система любого здания. Конечно, застройщики находят выход из ситуации, но от них это требует в одном случае дополнительных вложений, в другом — нестандартного подхода, а значит, времени.
— Какие варианты решения проблемы вы предлагаете?
— Мы работаем с застройщиками, с крупными партнерами в промышленности, в сфере эксплуатации зданий. Понимая, что в том или ином сегменте назревает дефицит, мы заранее информируем об этом наших партнеров, заключаем совместные договоренности: где-то нужно зафиксировать цену, где-то подать заранее квоты на производство, чтобы предупредить возникновение дефицита в том или ином проекте заказчика. Мы проводим очень кропотливую работу с участниками рынка, ведь на этапе реализации проекта что-то поменять бывает уже очень сложно: технические характеристики оборудования и комплектующих взаимосвязаны, просто заменить одно изделие другим, более дешевым или просто имеющимся в наличии, не всегда возможно.
Один из трендов рынка — комплексный подход к поставке сантехнического оборудования, модульность инженерных решений. Учитывая скорость, с которой сегодня развивается рынок, эти направления будут пользоваться все большим спросом. Мы, например, выступаем на рынке не только как мультибрендовый поставщик отдельных изделий, но и как проектировщик, в частности блочно-модульных изделий для тепловодоснабжения зданий. Это позволяет нам как экспертам быстро пересматривать компоненты оборудования, входящего в наш проект, ускорять принятие решений при поставках, комплектации того или иного оборудования.
Кроме того, мы развиваем отдел по работе с проектными организациями: его сотрудники могут оперативно оценить варианты замены в случае дефицита, чтобы застройщик как можно быстрее мог получить ответы и не останавливал работу. Причем стараемся не только уйти от дефицитной позиции, но и оптимизировать затраты партнера на волне повышения цен.
— Что происходит с ценами на сантехоборудование?
— Помимо пандемии важное влияние на рынок оказала внутриотраслевая инфляция. По нашей оценке, в 2021 году она была, мягко говоря, велика — в целом по рынку около 25%. По отдельным секторам, например стальным трубопроводам, рост просто запредельный, когда в июле — августе прошлого года металл и металлопрокат, стальной лист подорожали в два раза по отношению к началу года. Полипропиленовые трубы из-за скачков цен на сырье тоже сильно подорожали, и в целом по году по этому сегменту сантехническая инфляция получилась около 39%.
Это привело к росту себестоимости как уже реализующихся контрактов, так и запланированных проектов, потянуло за собой пробуксовку финансирования строительства и ремонта объектов. Проблему особенно остро мы ощутили в прошлом году: сильно росла оборачиваемость дебиторки отгрузок товара с отсрочкой платежа. Не во всех контрактах инвесторы могли максимально быстро перестроиться и компенсировать нам повышение цен.
По нашим оценкам, в 2022 году рост цен в нашей товарной группе продолжится, хотя возможно, уже и не так резко, как в прошлом. Осознавая, что инвесторы не могут оперативно реагировать на скачки цен, поставщики начинают более аккуратно работать с отгрузками в отсрочку и в целом с дебиторской задолженностью. И это тоже может вызвать некоторое замедление в стройке.
— Выход есть?
— Сейчас мы работаем над этим вопросом. Чтобы и дальше обеспечивать сервис по отсрочке платежа, работаем с рынком, объясняем заказчикам, какие риски есть, стараемся тщательно проработать всевозможные схемы финансирования заказов, согласовываем их с производителем продукции, чтобы все участники проекта были к ним готовы. Кроме того, считаем одной из основных задач для себя как экспертов проводить техническое обучение участников рынка, чтобы наши потребители понимали, какие параметры продукта определяют его качество, какие товары и с какими техническими характеристиками возможны в качестве альтернативных вариантов. Чтобы наши клиенты и партнеры делали осознанный выбор и по цене, и по качеству.
— Каковы перспективы рынка?
— Мы понимаем, что сегодня очень много зависит от ситуации с кредитованием как населения, так и бизнеса. Строительный сектор — это серьезный паровоз экономики, потому что вокруг него развивается очень много смежных отраслей. И от того, насколько вырастет ставка ЦБ РФ, будет зависеть способность населения и бизнеса покупать и строить недвижимость, а значит, и динамика потребления сантехники.