Корпоративные магистерские программы как эффективный механизм решения кадровых вопросов и конкретных производственных задач
Совместные образовательные программы, взаимодействие высшей школы и бизнеса — ответ на запрос реального сектора экономики по подготовке специалистов под конкретные индустрии и их потребности.
У такого формата несколько преимуществ. Первое — студенты работают над реальными бизнес-проектами под руководством менеджеров действующих предприятий. Второе — они получают актуальные компетенции, востребованные рынком труда именно сейчас. Третье — бизнес готовит для себя потенциальные кадры, сокращая затраты на HR и допобучение новых сотрудников. Крупные российские компании уже оценили эти преимущества, но корпоративные магистратуры во многих вузах пока не прижились. Одна из причин — неготовность университетов трансформироваться и развивать партнерские отношения с бизнесом. Чтобы доказать эффективность совместных программ, «Э-У» обратился к практикам Уральского федерального университета, одного из лидеров по подготовке квалифицированных кадров.
— Корпоративная и академическая составляющая усиливают друг друга: у рынка есть запрос на конкретные знания и навыки, у университета — самые совершенные образовательные технологии, глобальные возможности сотрудничества с российскими и иностранными экспертами в любой предметной области. Для Института экономики и управления (ИнЭУ) УрФУ примерами коллабораций являются магистерские программы «Управление металлургическим предприятием» (совместно с ТМК), «Финансы в цифровой экономике» (совместно с Группой Синара), а также программы под руководством топ-менеджеров крупных холдингов, такие как «HR-стратегия развития организации». Магистратуры доступны не только для сотрудников этих корпораций, поступить может любой, причем для успешно сдавших экзамены абитуриентов есть грантовая поддержка, компенсирующая часть затрат на обучение, — объясняет директор ИнЭУ УрФУ Дмитрий Толмачев.
Как бизнес и вуз выстраивают отношения ради достижения общего результата?
По словам Дмитрия Толмачева, особенность корпоративных магистратур в том, что слушатели могут получать реальные кейсы от корпоративного сектора и консультироваться с ведущими специалистами предприятий: практики выступают менторами и наставниками для студентов, отдельные модули и целые курсы читают даже топ-менеджеры:
— Программы обеспечивают значительную долю прикладных учебных дисциплин при сохранении высокого уровня академического преподавания. Такая среда создает оптимальные условия не только для профессионального роста, но и для нетворкинга. Корпоративные образовательные программы становятся инструментом решения задач, стоящих перед партнером, в том числе в качественной подготовке кадрового резерва. Карьерные траектории наших выпускников — особая гордость ИнЭУ УрФУ.
— Наличие у любой образовательной программы бизнес- и академических партнеров — это тренд развития высшего образования. Можно выделить уровни такого взаимодействия. Корпоративные магистерские программы стоят на вершине этой классификации. В УрФУ существует целый ряд таких программ с Росатомом, Сбером, «Контуром», и их количество каждый год увеличивается, — подчеркивает проректор по развитию образовательной деятельности УрФУ Николай Хлебников. — Такие программы изначально разрабатываются совместно с партнерами под задачи не только текущего кадрового обеспечения, но и развития, поскольку другой тренд, развиваемый в УрФУ, — это построение образовательного процесса на основе практической, проектной, исследовательской или предпринимательской деятельности.
По его словам, взаимодействие с партнерами ведется на разных уровнях: самый простой — верификация содержания курсов; следующий — разработка курсов и их проведение сотрудниками компании; наиболее значимый — когда партнер предлагает спектр задач для магистерских работ.
— Корпоративные магистерские программы бывают разных видов. Университет разрабатывает программу обучения под запрос компании, преподаватели обучают ее сотрудников необходимым навыкам.
В каком-то смысле это повышение квалификации или переподготовка кадров. Или — университет и компании совместно разрабатывают программу и обучают будущие кадры под запросы компании и рынка. Наша компания сотрудничает с университетом по второму варианту, — делится куратор программы магистратуры «Цифровая гуманитаристика» Уральского гуманитарного института УрФУ и «Контура» Наталья Лозовная. — Мы запустили ее два года назад, участвуем в составлении учебного плана, большую часть курсов ведут эксперты «Контура».
Сбербанк совместно с Институтом радиоэлектроники и информационных технологий УрФУ реализует магистерскую программу «Прикладной анализ данных» — она внесена в реестр аккредитованных образовательных программ в сфере искусственного интеллекта:
— Наша программа формируется исходя из актуальной повестки в сфере образования и запроса студентов. Когда мы понимаем, что можем дать необходимые знания и поделиться опытом, то дополнительно подкрепляем теоретическую базу передовыми разработками и практическими навыками специалистов Сбербанка. Мы работаем в партнерстве с университетом, чтобы совместить методологические компетенции и многолетний опыт преподавателей с прикладными знаниями и навыками, имеющимися у компании, — рассказывает исполнительный директор по исследованию данных Регионального центра компетенций по аналитике Сбербанка Олег Артюгин.
Одна из особенностей корпоративной магистратуры — возможность быстро корректировать содержание, реагируя на изменения в производственных и бизнес-процессах.
— В магистратуре учатся в среднем 2,5 года. При текущей скорости изменений внешней среды и бизнес-процессов кто-то считает так тратиться на развитие компетенций непозволительной роскошью. На деле это золотое время и для студента, и для работодателя, ведь все без исключения магистратуры ИнЭУ, даже очные, заточены под совмещение работы и учебы. Тесная интеграция с предприятиями-трендсеттерами позволяет нам быстро внедрять в учебный процесс практики и технологии, которые будут масштабироваться другими игроками рынка через год-два. Поэтому наши корпоративные программы самые живые и адаптивные, — комментирует Дмитрий Толмачев.
По мнению Олега Артюгина, программы должны модернизироваться в процессе обучения: «Современный мир быстро меняется, и чтобы оставаться в курсе всех изменений, нужно отслеживать все современные тенденции, происходящие на рынке. Учитывая эти факторы, мы добавили в свою программу блок по soft-skills и проектный практикум. Студенты уже высоко оценили внесенные в программу изменения».
Корпоративная и академическая составляющая усиливают друг друга: у рынка есть запрос на конкретные знания и навыки, у университета — самые совершенные образовательные технологии, глобальные возможности сотрудничества с российскими и иностранными экспертами в любой предметной области
По словам Натальи Лозовной, содержание и методики преподавания в «Цифровой гуманитаристике» обновляются каждый год:
— Экспериментируем, чтобы выстроить лучшую программу обучения, связи между предметами. Нам важно показать, как инструменты анализа данных, изученные на одном предмете, можно применять в рамках других дисциплин. Сейчас магистратура переходит на проектное обучение, а это значит, что учебный план будет меняться, появятся проектные практикумы, которые студенты будут выполнять как в рамках учебных дисциплин, так и в реальных рабочих проектах от разных компаний. Например, в сфере ИT, проектах, связанных с искусством и наукой, в музеях, в госкомпаниях. Это возможность для студентов попробовать себя в разных ролях — аналитика данных, продакт-менеджера, системного аналитика или бизнес-аналитика, получить дополнительные навыки работы в команде на реальных рабочих задачах.
Еще одна важная особенность — магистратура существенно ускоряет поиск и адаптацию сотрудников.
— В «Контуре» много должностей, к работе на которых в вузах обычно не готовят: продуктовые аналитики, ивент-менеджеры, специалисты по работе с брендом работодателя, продуктовые маркетологи, продакт-менеджеры и т.п. Профессионалов в этих сферах на рынке немного. Поэтому мы сами доучиваем и прокачиваем специалистов, которые будут решать сложные задачи на стыке нескольких направлений, придумывать решения для нестандартных ситуаций. Магистратура поможет не пропустить мимо талантливых ребят и сократить период их адаптации в компании. В итоге мы получим человека, который уже знает «Контур», понимает, как тут все устроено и владеет практическим комплексом знаний, — констатирует Наталья Лозовная. — Работая со студентами, мы повышаем узнаваемость бренда, делимся своей экспертностью.
А еще приносим пользу ИT-сообществу — компетенции выпускников востребованы в индустрии. В процессе обучения студенты проходят все этапы работы: от постановки гипотез, сбора и хранения данных до статистического анализа, интерпретации, визуализации и продвижения. Все эти знания они смогут применить как у нас, так и за пределами компании, что важно для развития региона.
— Мы готовим специалистов в области разработки приложений, машинного обучения и анализа данных. Во время учебы студенты погружаются в корпоративную культуру, знакомятся с ценностями компании, сталкиваются с реальными кейсами, ищут решение на практике. Это позволяет им осознанно подойти к выбору будущего места работы, а также познакомиться с потенциальными руководителями и работодателями. Наш комплексный подход к обучению был важным фактором при принятии решения об аккредитации программы, — отмечает Олег Артюгин.
— С помощью магистерских программ мы очень серьезно прокачиваем наших резервистов, чтобы они могли сделать следующий шаг в карьере — это помогает бизнесу оперативно закрывать управленческие позиции из своих ресурсов. К тому же, выпускники таких программ могут решать качественно более сложные задачи, реализовывать проекты, повышающие эффективность бизнеса, — приводит аргументы исполнительный руководитель корпоративного университета ТМК2U Мария Ворсина.
Новый поворот в магистратуре — онлайн-программы.
— Этот формат набирает популярность, но надо понимать, что онлайн, дистант или открытое образование — это типы образовательных технологий, у которых есть границы применимости. Они значительно расширяют гибкость образовательного процесса, когда студент может многое делать самостоятельно, в удобное время, в своем ритме. Но ничто не заменит человеческую коммуникацию и опыт практической деятельности, — акцентирует Николай Хлебников. — Поэтому даже в формате онлайн-магистратуры университет старается обеспечить наличие практической работы и действующих экспертов, хотя бы в дистанционном формате. В качестве примеров можно привести такие программы, как «Умный регион: устойчивое развитие в цифровой экономике» (реализуется на платформе Курсера), «Инженерия машинного обучения» совместно со SkillFactory.
Взаимодействие с партнерами ведется на разных уровнях: самый простой — верификация содержания курсов; следующий — разработка курсов и их проведение сотрудниками компании; наиболее значимый — когда партнер предлагает спектр задач для магистерских работ
— При всей любви классической высшей школы к аудиторным лекциям, онлайн открывает практические безграничные возможности для образования, и ИнЭУ ими активно пользуется. В 2021 году мы набрали первый поток полностью дистанционной магистратуры «Умный регион: устойчивое развитие в цифровой экономике» при поддержке мощных партнеров — Корпоративной академии «Росатома», МТС, SAP СНГ. На программу про инфраструктуру и все, что с ней связано, поступили 20 человек из различных уголков России. Для нас чрезвычайно важно быть в постоянном контакте с первыми слушателями: получать обратную связь и по выбранным технологиям обучения (преимущественно это известная на образовательном рынке платформа COURSERA), и по наполнению курсов, и по степени включенности научных руководителей и команды технической поддержки. По итогам первого семестра ребята довольны. Мы им очень благодарны за отзывы, позволяющие ИнЭУ совершенствоваться: в режиме реального времени в общем чате мы открыто и искренне обсуждаем и технические моменты, и содержательные аспекты. Это очень ценно, ведь те, кто будут поступать в 2022 году, получат еще более качественный образовательный продукт, — итожит Дмитрий Толмачев.
Какие усилия по актуализации, привлечению партнеров и продвижению магистратуры предпринимает Уральский федеральный университет, рассказывает проректор по развитию образовательной деятельности УрФУ Николай Хлебников
— В России до сих пор сохраняется скепсис в отношении магистратуры. Хотя именно эта ступень обучения позволяет студенту углубить знания, полученные в бакалавриате. Почему считается, что магистратура нужна только для академической карьеры, а на рынке труда ее выпускники не обладают дополнительными преимуществами? Как изменить это мнение?
— Это следствие исторического процесса развития высшего образования в России. Магистратура только проходит процесс становления как образовательного продукта. Есть спрос на сокращение времени обучения, но при этом — на формирование конкретного набора компетенций. Популярность магистратуры будет расти. Поэтому мы взяли на себя обязательства в рамках программы «Приоритет 2030» фактически удвоить количество магистрантов до 2030 года. В первую очередь наши усилия направлены на позиционирование магистратуры УрФУ как образовательного продукта. Это означает, что абитуриент должен понимать, какие практические карьерные последствия ждут его после магистратуры. Другое важное направление — развитие коммуникации и обратной связи со студентами. Мы признаем, что тут у нас есть что улучшать и работаем с этим.
Мнение о востребованности и успешности на рынке труда выпускников магистратуры можно изменить, только продемонстрировав такие истории успеха. Именно поэтому в рамках кампании по продвижению магистратуры мы собираем отзывы выпускников и публикуем их на страницах программ в соцсетях и на сайтах институтов и университета.
— Какие направления востребованы в магистратуре? Как часто эти направления должны актуализироваться?
— Если вопрос задан с позиции статистики, ответ — социогуманитарные, экономические направления возглавляют рейтинги набора на контракт, подтягиваются ИТ-направления.
Если подобный вопрос задает абитуриент, я бы сформулировал его так: «Кем я хочу быть? Какие компетенции востребованы на рынке труда?». Абитуриент должен понимать, куда он стремится, какой жизненный сценарий намерен развивать. Хочет он продолжить специализацию или сменить направление деятельности вплоть до исследовательской или предпринимательства? Мы для упрощения выделяем несколько образовательных моделей или траекторий в магистратуре: специализация, переквалификация, исследования, предпринимательство.
В ответ на ваш второй вопрос скажу: скорость технологических и социокультурных изменений сегодня только увеличивается, задача актуализации образовательной программы — это ответственность ее руководителя. Университет здесь действует путем установки собственного образовательного стандарта.
— Магистратура позволяет сменить вектор профессионального развития. Почему студенты все чаще меняют специальность при поступлении в магистратуру?
— Это также обусловлено скоростью изменений в нашем мире. Раньше у человека, условно, была роскошь выбрать одну профессию на всю жизнь. Теперь единственное, что точно определено, — изменение деятельности, технологий. Такова наша реальность. Поэтому появляется понимание необходимости «пожизненного образования». Сейчас нужно обладать проектным подходом, желанием развиваться и готовностью «учиться учиться». Исторически из производства за счет автоматизации и цифровизации востребованность кадров мигрирует в «сервисы для человека», начиная от медицины до креативных профессий. При этом цифровизация стала базовой, сквозной технологией которая востребована везде: от творчества до высокотехнологичной исследовательской деятельности.
Как разрабатываются образовательные программы, объясняет исполнительный руководитель корпоративного университета ТМК2U Мария Ворсина
— В УрФУ успешно работают совместные с ТМК магистерские программы. Какие задачи бизнес решает с помощью магистратуры?
— Корпоративные магистерские программы — это самый удобный для компании способ комплексного развития компетенций, обеспечивающий серьезный качественный прирост знаний и прикладных навыков. Корпоративный университет ТМК2U разработал совместно с УрФУ две магистратуры — «Управление металлургическим предприятием» и «HR стратегии развития организации». Еще одна программа — «Финансы в цифровой экономике» — создана в трехстороннем сотрудничестве с Группой Синара и УрФУ. Для нас важен прикладной характер обучения, поэтому мы взаимодействуем с вузом на всех этапах.
— Как именно взаимодействуете? Как создаются и корректируются программы в процессе обучения?
— Мы прорабатываем тематический план и содержание каждого модуля, обсуждаем с преподавателями, какие акценты важно сделать в той или иной дисциплине, создаем кейсы для практических занятий, а наши топ-менеджеры участвуют в защите итоговых дипломных работ. И, конечно, вносим корректировки в программы, исходя из полученной от участников и преподавателей обратной связи, а также следуя за стратегическими изменениями, происходящими в бизнесе.
— Каковы, с вашей точки зрения, преимущества корпоративных программ?
— Магистратура позволяет не только углубить полученные в бакалавриате знания, но и получить совершенно новые, ведь очень часто в магистратуру поступают не вчерашние бакалавры, а люди, уже имеющие за плечами большой опыт работы, и осознавшие, что для карьерного развития им необходим новый пул академических знаний. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда сотрудник весь свой карьерный путь прокладывает совсем не в том направлении, по которому он четыре года или пять лет учился в вузе. Магистратура дает простор для развития, и если раньше получать второе высшее отваживались немногие после 50 лет, то сейчас ситуация меняется. Ведь за два года можно абсолютно осознанно получить образование, которое позволит профессионально заниматься выбранным делом.
Какие задачи ставит и что дает магистратура студентам и бизнесу, рассказывает директор по управлению персоналом Группы Синара Николай Колбин
— В чем цель магистерских программ для бизнеса?
— Любая обучающая корпоративная программа создается под определенные задачи бизнеса и вместе с бизнесом. И основная цель такой учебы — достижение результатов по поставленным целевым задачам. То есть на выходе мы получаем выпускника, обладающего нужными нам знаниями и компетенциями.
В частности, корпоративная магистерская программа «Финансы в цифровой экономике» разработана в ответ на вызовы текущего времени. Направления, связанные с цифровизацией, имеют наибольшую актуальность в современной бизнес-среде, где социальная и экономическая деятельность наполнены цифровыми технологиями, продуктами, услугами. Чтобы бизнес оставался конкурентоспособным и эффективным, сотрудники компании должны обладать знаниями и навыками, необходимыми для выполнения профессиональных задач в области финансов и инвестиций в условиях быстро развивающейся цифровой экономики. Обучение наших работников в магистратуре «Финансы в цифровой экономике» закроет эти потребности. Такие программы могут корректироваться, откликаясь на изменения и потребность бизнеса. Это однозначно гибкий инструмент, созданный в современной Agile-философии.
— Что магистратура дает студентам?
— При обучении в магистратуре студент приобретает ряд преимуществ. Углубленные знания, эффективное сочетание теоретической и практической подготовки позволяют усилить его потенциал, превратив в настоящего профессионала своего дела. Степень магистра дает молодому специалисту возможность уверенно чувствовать себя в жизни, найти высокооплачиваемую работу, обеспечивает базу для профессионального и дальнейшего карьерного роста. Учеба в магистратуре развивает узкопрофильные и аналитические компетенции, готовит фундамент для научной или управленческой карьеры. Высококвалифицированные кадры с магистерским уровнем образования требуются не только в вузах в качестве преподавателей или в исследовательских организациях, но и в реальном бизнесе, в компаниях и организациях самых разных сфер деятельности и форм собственности.