Найти точку опоры

Предприниматели вместе с экспертами СОФПП ищут способы сохранить бизнес и новые возможности для роста.

Читать на monocle.ru

В марте 2022 года Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП) запустил в собственной студии SofpLive серию антикризисных прямых эфиров. Они посвящены поиску решений наиболее острых проблем, которые возникли у представителей малого и среднего бизнеса в текущей экономической ситуации. Эксперты в формате онлайн разбирались, как обеспечить финансовую и информационную безопасность компаний, выполнять ранее заключенные экспортные и госконтракты, приспосабливать новые соцсети для потребностей продвижения бизнеса.

Выстроить алгоритм

— Малый и средний бизнес в очередной раз столкнулся с серьезными вызовами. Предприниматели только оправились от последствий пандемии ковида и снова начинают испытывать еще более высокую нагрузку. Разумеется, каждый из них может рассчитывать и на нашу поддержку, — подчеркнул директор СОФПП Валерий Пиличев.

Экспертами онлайн-эфиров выступают банкиры, аудиторы, консалтеры, практикующие юристы, специалисты в области налогообложения, ИТ, интернет- и международной торговли. «Ситуация меняется стремительно, но мы стараемся вместе разобраться в происходящем, помочь бизнесу выстроить алгоритмы действий по самым разным направлениям», — поясняет задачу заместитель директора фонда Анна Вяткина.

— У нас более тысячи клиентов. Состояние у всех напряженное, вопросов больше, чем ответов. Но в текущей ситуации бизнес работает, пытается справляться с новыми, только что возникшими сложными задачами, а мы стараемся им помочь, — рассказала основатель и директор аудиторской группы «Капитал» Ирина Екимовских. — Особенно их волнуют возросшие ставки по кредитам, ведь при 30% годовых и выше EBITDA у бизнеса должна быть больше 40%. А в моей практике в последние два-три года такое встречалось крайне редко.

Наиболее правильная стратегия для предпринимателей сегодня — перейти в особый режим, чтобы сохранить себя, клиентов и компанию

По ее мнению, наиболее правильная стратегия для предпринимателей сегодня — перейти в особый режим, чтобы сохранить себя, клиентов и компанию. Во-первых, планировать краткосрочно: не более чем на месяц, с недельными итерациями, при этом своевременно корректировать «в том числе свои вчерашние решения». Во-вторых, сократить все траты, какие возможно. Оставить она рекомендует только те расходы, которые позволят сохранить клиентов и выручку: острые платежи, связанные с дееспособностью компании (налоги, зарплата, кредиты), платежи, связанные с производственным процессом (оплата важных услуг и поставок), а также инфраструктурные траты, от которых невозможно отказаться (например, аренда или коммунальные услуги). Все, что находится за пределами этих приоритетов, — комфорт, корпоративная культура и так далее — она рекомендует сейчас заморозить.

Не паниковать

Резкий рост цен на импортные товары, падение курса рубля, отказ иностранных компаний на поставку товаров в Россию поставили представителей малого и среднего бизнеса перед выбором: исполнять контракты в убыток или пытаться хоть как-то изменить заложенные в них условия. Как отмечает член Общественного совета при Свердловском УФАС России Александр Киреев, больше всего вопросов возникает о том, как теперь выполнять госконтракты, заключенные по 44-ФЗ и 223-ФЗ с государственными, муниципальными заказчиками и компаниями с госучастием. В отличие от коммерческих договоров, их условия изменить практически невозможно.

— Да, на федеральном уровне госзаказчикам дана рекомендация идти навстречу парт­нерам и менять условия контракта.

У них есть право пойти вам навстречу, но они не обязаны это делать, — напоминает эксперт по закупкам уполномоченного по правам предпринимателей Свердловской области Сергей Костин. — Более того, повышение цен, курса доллара, закрытие границы, введение санкций и отказ импортных производителей отгружать продукцию в Россию не являются ЧС или форс-мажором. В нашем государстве это считается предпринимательскими рисками поставщика. На уровне законодательства у нас не приято ни одного документа, говорящего об обратном. А значит, ни одни заказчик с вами не согласится.

По мнению юристов, у предпринимателей есть только три выхода. Первый — исполнять контракт в убыток. Второй — не исполнять его и ждать, когда заказчик расторгнет его в одностороннем порядке, начислит штрафные санкции, пени и раскроет банковскую гарантию поставщика. Третий, и, как они считают, единственно верный, — грамотно проанализировать свой контракт и попробовать самим расторгнуть его в одностороннем порядке. «Только так можно зафиксировать убытки, чтобы они дальше не копились как снежный ком и бизнес не уходил во все больший минус, — поясняет Александр Киреев. — Но в этом случае нужно быть готовым предъявить веские основания. Иначе суд встанет на сторону заказчика, и тогда ФАС включит компанию в Реестр недобросовестных поставщиков».

Ирина Екимовских рекомендует предпринимателям в любом случае не паниковать:

— Нужно иметь четкий план действий на короткий отрезок времени. Влиять только на то, на что вы можете. И это правильно, если вы действуете из стратегии сохранить себя, компанию и клиентов. Если вы раньше не формировали финансовые резервы, то в «мирное время» необходимо будет этим заняться. Так как именно они позволяют в период турбулентности делать шаги по росту, переделу или захвату рынков.