Максимум усилий властей направлен на поддержку экспортеров и развитие импортозамещения, рассказал глава республики Александр Бречалов
— Александр Владимирович, как санкции ЕС и США сказались на развитии региона, его ключевых отраслях?
— С учетом высокого уровня неопределенности спрогнозировать точно масштабы снижения экономики достаточно сложно. Тем не менее основные тенденции уже сложились. Это рост инфляционных процессов и спад в промышленном производстве и ВРП. Все зависит от того, насколько быстро экономика сможет перестроиться на новые экономические условия.
Основные проблемы, отмечаемые предприятиями, — рост цен на сырье, комплектующие, материалы. Кроме того, санкционные ограничения привели к разрыву логистических цепочек, возник высокий уровень риска отказа от поставки иностранными поставщиками, а также риск срыва доставки комплектующих и сырья, связанных с задержкой грузов на границах, снижением предложений от автоперевозчиков. В перспективе также возможны проблемы с техническим обслуживанием импортного оборудования.
В связи с этим меры, принимаемые правительством республики, направлены прежде всего на то, чтобы ограничить масштабы экономического спада и поддержать в текущей ситуации как бизнес, так и граждан. Пока в реальности мы не наблюдаем ни закрытия производств, ни массовых
сокращений. По официальным данным на 15 апреля, количество вакансий почти в три раза превышает количество безработных: на 17 тыс. вакансий у нас приходится чуть больше 6 тыс. безработных.
— Из региона ушли западные компании? Насколько это болезненно для республики?
— В Удмуртии работает несколько зарубежных ИТ-компаний, они продолжают деятельность. Большинство отечественных компаний изначально были сфокусированы на разработку продуктовых решений для российского рынка и стран СНГ, поэтому сейчас у них есть возможность для интенсивного роста и развития своих продуктов. Есть отдельные случаи временной релокации сотрудников в другие страны, но в первую очередь тех, чья деятельность была связана с получением валютной выручки.
— Как вы оцениваете шансы удмуртских предприятий занять освободившиеся ниши на рынках?
— У нас есть большой задел для импортозамещения и все условия, чтобы активно работать в этом направлении. Приведу несколько примеров. Сарапульский радиозавод запустил проект изготовления волоконно-оптического сенсора — сейчас он на стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. У Камбарского машиностроительного завода — пилотный проект производства криогенных резервуаров для хранения и транспортировки жидкого аргона, азота и кислорода, применяемых в фармацевтической, химической и нефтяной отраслях. Оборудование со сваркой сплавов на основе никеля — крайне востребованный товар, ранее подобное приобреталось в Европе, США и Китае. Сейчас мы начали делать его в Удмуртии. На Ижевском мотозаводе «Аксион-Холдинг» на стадии опытно-конструкторских работ проекты по производству инкубатора для новорожденных, аппарата ИВЛ для интенсивной неонатальной терапии, инфузионного насоса, многопараметрического монитора пациента.
— Готов ли республиканский бизнес оперативно перенаправить экспортные потоки с Запада на Восток?
— Мы очень стараемся помочь бизнесу переориентироваться на страны не только Востока, но и Африки, а также на арабские страны. Говорить о 100% готовности пока рано, компании только начинают прорабатывать аналитику, изучать возможности адаптировать продукт под требования нового рынка, знакомиться с коммерческими предложениями.
— Какая поддержка нужна экспортерам?
— Запросы экспортеров мы готовы отрабатывать в ручном режиме. Собственно, этим и занимается республиканский Центр поддержки экспорта Корпорации развития Удмуртии. Особое внимание уделяется сопровождению экспортного контракта, эта услуга наиболее полно закрывает потребности экспортеров: аудит, оценка рисков, полный цикл сопровождения контракта от заключения до исполнения обязательств. Также проводится организация бизнес-миссий и реверсных бизнес-миссий: они также переориентируются с европейских стран на страны СНГ и Китай. Проводится аналитика по поиску и подбору иностранных покупателей, возможен доступ к их запросам. Более того, по запросу наших предпринимателей возможно проведение маркетинговых исследований рынков. Как и в пандемийные времена, актуальной считается возможность выхода на зарубежные маркетплейсы. Если говорить про быстрые решения, то это размещение товара, например, на коллективном аккаунте Alibaba. У нас есть собственный маркетплейс — UDM.Market. В прошлом году при нашей поддержке на всех маркетплейсах, включая UDM.Market, были размещены 3,4 тыс. товаров от 450 продавцов. Из недавних примеров: благодаря UDM.Market чай из Удмуртии отправился в Австралию.
У нас сильные экспортеры и очень сильная команда, которая экспорт поддерживает. Несмотря на сложнейшие прошлые годы, в 2021 году экспорт Удмуртии увеличился на 21% и составил 599 млн долларов. Объем несырьевого неэнергетического экспорта без учета ОПК показал рекордные 330 млн долларов.