Отечественный двигатель для трамваев

Создание отечественного производства в Сарапуле позволит заместить до 50% импорта и укомплектовать до 250 трамваев в год
Читать на monocle.ru

Сарапульский электрогенераторный завод (СЭГЗ, Сарапул, Удмуртия) открыл участок по производству тяжелых тяговых электродвигателей для низкопольных трамваев, что позволит заместить на российском рынке продукцию европейских производителей. Двигатель ДАТ-72 разработан специалистами СЭГЗ и производится из российских материалов. На первоначальном этапе планируется выпуск 1 тыс. изделий в год. Объем инвестиций 268,6 млн рублей, из которых 200 млн рублей — льготный кредит Фонда развития промышленности по программе «Конверсия», остальное — собственные средства предприятия. Как рассказал генеральный директор предприятия Алексей Беляев, в короткий срок «с нуля была разработана конструкторская документация, с помощью технической службы мы быстро изготовили образцы и поставили их на испытания».

До последнего времени 75% тяговых электродвигателей для российских низкопольных трамваев закупались в Чехии и Австрии. Основным заказчиком ДАТ-72 стал крупнейший производитель пассажирского электротранспорта ПК «Транспортные системы» («ПК ТС»). При разработке новых низкопольных трамваев предприятие искало поставщиков тяговых двигателей в России и Европе, в частности в Австрии. Произвести мощный, но при этом компактный электродвигатель в итоге смогли на СЭГЗ. «Первые наши трамваи были с импортными двигателями. Сейчас это российский двигатель, который гораздо лучше, надежнее, качественнее, с улучшенными параметрами», — рассказал заместитель директора по развитию продукта «ПК ТС» Сергей Иванов.

Ключевыми преимуществами сарапульского двигателя являются повышенный срок службы, более низкая цена по сравнению с импортными аналогами при сопоставимых технических характеристиках. Кроме того, важным плюсом станет наличие защиты подшипниковых узлов от электроэрозии. Это характерная для элект­ротранспорта проблема, которая может приводить к выходу двигателя из строя.

Выручка от реализации проекта составит более 500 млн рублей в год. На новом участке созданы 150 рабочих мест.

Трамваи серий 71-931М «Витязь» и 71-911ЕМ «Львенок», на которые устанавливается новый электродвигатель, эксплуатируются в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Улан-Удэ, Череповце, Ульяновске, Ижевске и Красноярске.

По данным Индекса ВЭБ.РФ, средний возраст трамвайного парка в крупнейших городах страны составляет около 26 лет. Его обновление будет производиться в рамках федеральной программы модернизации городского электротранспорта с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов, средств Фонда национального благосостояния, финансирования ВЭБ.РФ и частных инвесторов-концессионеров. Одна из целей программы — обновить не менее 1500 трамвайных вагонов.