Экология социальности

Новая интерпретация ESG-концепции и перспективы российской благотворительности

Читать на monocle.ru

Будущее ESG-повестки, ее социальной составляющей в условиях новой реальности, стало одной из самых дискуссионных тем ежегодной конференции «Эксперт-Урала» по развитию благотворительности*. ESG остается в приоритете российских компаний: многие продолжают реализацию, например, социальных программ, нацеленных на сохранение здоровья и благополучие сотрудников. Но в текущих условиях бизнес вынужден их корректировать, разбираясь, насколько актуально по-прежнему опираться на существующие международные критерии и в какой мере можно создавать собственные стандарты, являющиеся частью ESG-инфраструктуры. Один из главных вопросов, буквально повисших в воздухе, — как стремиться к устойчивому развитию, когда внешние стимулы серьезно поменялись, а финансовые ресурсы сократились. Ответ на него позволит не просто определить отдельные задачи в рамках ESG, но сформулировать новые векторы в сфере устойчивого развития.

И еще один ключевой вопрос, как встроить в ESG-проекты важнейшего партнера бизнеса — некоммерческий сектор.

Фреймворк, а не обертка

Анализ приверженности компаний ESG-стандартам поднимает несколько острых вопросов: ESG — это новый формат отчетности, «обертка» для инвесторов или реальный набор инструментов трансформации? Компании действительно меняются или только рапортуют об этом в документах?

— Больше 80% компаний не меняют стратегию в реальности, они лишь подстраивают отчеты под ESG-стандарты. Об этом говорят исследования, как и международные, так и наши, — констатирует директор центра исследований филантропии и социальных программ бизнеса Института экономики и управления (ИнЭУ) УрФУ Елена Чернышкова. — Компаний, которые не просто заявляют о приверженности ESG-повестке, не просто пишут об этом в отчетах, а действительно меняют суть деятельности, меньшинство.

По мнению генерального директора RAEX-Europe Светланы Гришанковой, ESG — это не обертка, а скорее фреймворк, новый взгляд, новый формат оценки всех сфер деятельности компании: «Это не какой-то отдельный вагончик, который можно “доцепить”. В результате перестроения работы в соответствии с ESG-принципами вы лучше понимаете свои процессы и можете сделать их более эффективными».

— Цели устойчивого развития и ESG — некая элитарная повестка, повестка лидеров. Однако если изначально компании были заинтересованы лишь в привлечении международного капитала, то сейчас используют этот инструмент для стратегического планирования и коррекции своей деятельности. И в этом случае проникновение ESG-принципов в бизнес заметно на всех уровнях компании. И это не только, например, про социальные проекты, но и про то, каким образом они отвечают задачам развития бизнеса, — говорит заместитель директора Ассоциации грантодающих организаций «Форум Доноров» Алина Шенфельдт.

— Конечно, конъюнктура меняется, но большинство крупных компаний, с которыми мы общались при подготовке исследования «ESG — три буквы, которые меняют мир», сохраняют ориентацию на ESG, — соглашается начальник отдела новых технологий государственного и муниципального управления Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Илья Ведерин. — Многие из них подтверждают, что изначально использовали ЕSG-инструменты для привлечения дополнительного финансирования из-за рубежа, но сейчас наступил такой этап, когда приверженность ЕSG-принципам работает на развитие компании и воспринимается как собственная ценность. Еще один тренд — доминирование S-повестки. До сегодняшнего дня основной была климатическая повестка.

Большинство участников дискуссии отметили, что компании, которые до внедрения ESG-принципов заявляли о социальной ответственности, не склонны сворачивать благотворительные и волонтерские программы, так как понимают их значимость для дальнейшего развития бизнеса.

Председатель комитета по социальному партнерству, исполнительный вице-президент Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) Татьяна Кансафарова убеждена, например, что ESG-подход к ведению бизнеса остается одним из ключевых критериев эффективного развития компаний региона:

— Предприятия, которые входят в состав СОСПП, всегда придерживались принципов социальной ответственности. Без этого устойчивое развитие невозможно. Да, ограничения сказались на бизнесе, но вопросы поддержки устойчивости трудовых коллективов, ментального здоровья сотрудников никуда не делись. Это важнейший аспект деятельности компаний, который трансформируется в конкретные социальные программы. Во главе угла человек как сотрудник предприятия, как житель территории, на которой оно расположено.

Татьяна Кансафарова говорит о тенденции развития долгосрочных программ: «Событийная благотворительность остается, но бизнес активно вкладывается в долгосрочные проекты. Так, группа компаний СКБ Контур учредила премию свердловским школьникам за успехи на Всероссийской олимпиаде по математике и информатике и Математической олимпиаде им. Леонарда Эйлера, а Трубная металлургическая компания успешно реализует профориентационные проекты для детей. И таких примеров много. Есть эффективные программы по развитию предпринимательских инициатив, территорий присутствия предприятий».

Отличными кейсами и практиками могут похвастаться несколько компаний, имеющих производственные мощности на Урале (см. «Как будоражить среду и тиражировать лучшие проекты», «Опыт должен быть позитивным»). В их числе Группа «Свеза», которая разрабатывает комплексные прог­раммы развития территорий присутствия (у нее семь заводов в шести субъектах РФ).

— Мы проанализировали проблемы, существующие на территориях присутствия компании (в основном небольших населенных пунктах), и как они отражаются или будут отражаться на ее деятельности. Главная — постоянный отток трудоспособного населения. Решение именно этой задачи мы поставили себе в долгосрочную перспективу. Такая же задача стоит перед местными и региональными органами власти, бизнесом, широкой общественностью, наши оценки ситуации совпадают, поэтому мы пришли к идее объединения усилий. Ключевой инструмент — программы развития территорий. Проект социально-экономического развития уже успешно реализуется в Мантурово Костромской области, это большой перечень мероприятий по улучшению качества жизни населения общей стоимостью более

5 млрд рублей. В 2022 году подобная программа стартовала в поселке Уральский Пермского края, где у «Свезы» расположено одно из крупнейших предприятий. Это трехлетняя программа с возможностью пролонгации, — рассказал руководитель программ развития регионов Группы «Свеза» Максим Одинцов.

По его словам, на реализации программ практически не сказалась нынешняя ситуация, все стороны, подписавшиеся под документами, выполняют обязательства.

Риски собственного ЕSG

Илья Ведерин считает, что все компании так или иначе финансируют социальные проекты, но называют это по-разному: «Кто-то — расходами на благотворительность, кто-то — социальными инвестициями, кто-то вообще финансированием национальных проектов. Каждая компания понимает под социальными проектами что-то свое. Поэтому и важен системный подход к оценке социальной деятельности бизнеса. Мы должны говорить на одном языке, иметь возможность сопоставить отчеты разных компаний, а компании — объективно оценивать сами себя. В этом смысле ЕSG-стандарты позволяют оценивать деятельность бизнеса согласно общепринятым критериям и соизмерять эти оценки».

— ESG — не просто аббревиатура, это сложный математический аппарат. Фреймворки ESG разработаны именно для того, чтобы все двигались в нужном направлении, вносили свой вклад в решение глобальных проблем — климатических, социальных, многих других. Они помогают международному сотрудничеству, оценке международных сделок, способствуют повышению уровня жизни, — обозначила позицию Светлана Гришанкова. — Самый большой риск в том, что в условиях санкций российская ESG-повестка пойдет своим путем, будут разработаны собственные стандарты с учетом ограничений и с ограниченным видением. Эти стандарты будут несопоставимы с международными, и рано или поздно компаниям придется адаптировать их для иностранных пользователей.

Илья Ведерин подтверждает, что для транспарентной картины необходимо применять унифицированные показатели: «Сейчас рейтинговые агентства вынуждены работать с большим количеством разных данных. Надеюсь, законопроект об обязательной нефинансовой отчетности, около пяти лет назад разработанный Минэкономразвития, будет принят. Сейчас он в очередной раз находится на рассмотрении в правительстве. Этот документ при включении в него ряда дополнений может улучшить качество данных, публикуемых в нефинансовых отчетах, а также подвигнет компании на использование показателей, которые будут комплексно отражать результаты их деятельности по вопросам социальной ответственности и устойчивого развития».

— Нефинансовая отчетность действительно очень важна. Не знаю, как лучше ее вводить — в добровольном или в добровольно-принудительном формате. В остальном мире работает добровольный принцип, хотя для крупных компаний в ряде стран действует и принудительный формат, — рассказала Светлана Гришанкова. — По оценке РСПП, нужна нефинансовая отчетность минимум 700 компаний, и нам тоже так кажется. Однако по нашему опыту работы с российскими компаниями, а мы методику ESG-рейтингов разработали в 2017 году и готовим рэнкинги с 2018 года, число компаний с доступной для просмотра нефинансовой отчетностью, к сожалению, значительно меньше. В нашем рэнкинге около 160 компаний. Чем ниже предприятие по списку, тем хуже качество нефинансовой отчетности. Как правило, это разрозненные и частичные данные на сайтах. Мы мониторим участников рэнкинга каждый месяц и с ужасом отмечаем, что некоторые из них вообще перестали раскрывать данные об устойчивом развитии, однако если такие раскрытия были, то некоторые из них по-прежнему доступны в реестре РСПП.

Светлана Гришанкова считает, что ESG-трансформация в России замедлится:

«В условиях санкций у компаний ограничен доступ к технологиям. Даже тот бизнес, который понимает, как проводить ESG-трансформацию, не обладает необходимым для этого инструментарием».

— Мы проанализировали нефинансовую отчетность 25 крупнейших по выручке российских компаний и пришли к выводу, что в отчетах превалируют данные о текущих мероприятиях и недостает информации о запланированных событиях, — указал на еще одну проблему Илья Ведерин. — Как тогда сопоставить, что компания запланировала и что она в реальности сделала? Отследить согласованность целей и мероприятий по их достижению, а также результативность деятельности компании позволит сохранение ретроспективы публикуемых отчетов на протяжении последних пяти лет. Именно это нужно, чтобы посмотреть, что компания ставила себе целью по всем трем направлениям ЕSG пять лет назад и чего она в итоге достигла.

«S» на первом месте

— Вероятно, мы увидим некую трансформацию ESG-повестки в России и даже переоценку критериев, но бизнес, заинтересованный в развитии, никогда не откажется от принципов устойчивого развития, — убеждена Татьяна Кансафарова.

— У бизнеса действительно нет единых подходов к позиционированию, например, своих социальных программ, но самое главное, что он не намерен их сворачивать и по-прежнему будет играть весомую роль в благотворительности, — рассуждает Алина Шенфельдт.

Эксперты считают, что повестка устойчивого развития в современных реалиях будет только усиливаться, причем с акцентом на социальные — S — задачи. «На первое место вместо “Е” выходит “S”, мы это видим по проектам членов Форума Доноров», — констатирует Алина Шенфельдт. По данным исследования АЦ «Эксперт», корпоративная благотворительность и волонтерство становятся инструментами психологической поддержки сотрудников, повышают их личную эффективность.

— Мы можем говорить о новой интерпретации ESG-концепции, которую я условно назвала «экология социальности». В ESG речь идет о создании благоприятной среды для жизни и работы человека, обладающей определенными качественными характеристиками. И эти качественные характеристики связаны с экологией человека.

А один из важнейших сегодня запросов в обществе — сохранение экологии социальной среды, здоровых отношений в семьях, местных сообществах, в коллективах. В такой интерпретации новые смыслы приобретает корпоративное волонтерство. Это эффективный инструмент сохранения социально-психологического благополучия, — объясняет заведующая кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления ИнЭУ УрФУ Мария Певная.

— В условиях VUCA-мира (Volatility, Uncertainty, Complexity, Ambiguity — нестабильность неопределенность, сложность, неоднозначность. — «Э-У») экологические, социальные и культурные проекты, в которые вовлечены персонал предприятий и молодежь, потенциальные сотрудники, дети работников, — это настоящее и будущее бизнеса. Именно семейное волонтерство и межпоколенное взаимодействие

будут определять и уже определяют устойчивость бизнеса, — убеждена Мария Певная. — Реализация таких проектов в рамках ESG-концепции позволит сохранить ту самую экологию социальности. Это уже работает, например, на предприятии Группы Синара Первоуральском новотрубном заводе (ПНТЗ), где действующий актив корпоративных волонтеров разработал несколько кейсов. Один из них укладывается в прог­рамму наставничества «Точка опоры», которую реализует корпорация. Сотрудники предприятия предложили проводить

экскурсии, сделав акцент на вовлечении в проект родителей школьников. Именно эти работники ПНТЗ проводят ознакомительные экскурсии на производственных площадках и мастер-классы. Вот вам и межпоколенная связь, и профориентационная работа, которая жизненно важна для бизнеса, решающего кадровые задачи. Есть и другие кейсы, например, благотворительные ярмарки, в которых как профессиональные организаторы социальных проектов задействованы НКО.

Обречены на партнерство

Какова роль НКО в новых реалиях? По мнению Алины Шенфельдт, именно НКО являются носителями экспертизы для бизнеса, которая особенно востребована в период изменений: «Это очень эффективные парт­неры. И они активно обновляют свой инструментарий. Так, Форум Доноров реализует проект «Маршрут № 17» (название отсылает к 17-й цели устойчивого развития ООН — развитие эффективного партнерства. — «Э-У»), который поддерживается Фондом президентских грантов. Он направлен на стимулирование партнерства между донорскими организациями и НКО. В рамках проекта будут запущены онлайн-курсы и индивидуальные практикумы для НКО по достижению целей развития и выстраиванию партнерств с донорскими организациями».

— Профессионализация управления социальными проектами — очень важный тренд. Мы привыкли думать, что, с одной стороны, именно бизнес обладает эффективным менеджментом, а с другой — именно НКО умеют формулировать и реализовывать социальные цели как основные для своих проектов. У компаний складывается определенный когнитивный диссонанс, они должны смотреть на проекты с точки зрения стратегии бизнеса и множества других бизнес-критериев, оставаясь при этом социально ответственными. НКО же могут позволить себе сосредоточиться на главном. Кроме того, у них издержки на выполнение проектов могут быть меньше. Это немаловажно, когда мы оцениваем эффективность проделанной работы. Поэтому часто большие компании передают социальные задачи внешним исполнителям — профессиональным НКО, — объясняет Елена Чернышкова.

— Бизнес — это не про социальные проекты, это про другое, его ключевая задача — зарабатывать деньги. ESG-отчет можно подготовить и без некоммерческих организаций, но реальные социальные изменения без профессиональных НКО осуществить невозможно, — говорит о неизбежности парт­нерства директор Благотворительного фонда развития филантропии (внесен в реестр НКО, выполняющих функции «иностранного агента») Мария Черток.

Однако бизнес считает, что найти НКО-партнеров не так просто, особенно, если речь идет о небольших населенных пунк­тах. По словам Максима Одинцова, в Екатеринбурге с помощью НКО можно реализовать любой проект, но стоит вам уехать на 200 — 400 километров и ситуация изменится: «Как привлечь некоммерческие организации к проектам в малых городах и поселках? Мы начали проводить собственные конкурсные отборы социальных инициатив. Это сделано для того, чтобы стимулировать местное население, в том числе НКО, к решению насущных социальных вопросов. Уже есть хорошие примеры в Вологодской области и других регионах».

— Ни бизнес, ни государство с социальной повесткой без некоммерческих организаций не справятся. Мы в хорошем смысле обречены на партнерство. Без многовекторного сотрудничества не получится сохранить «экологию социальности» и эффективно развивать благотворительность, — итожит советник генерального директора Фонда президентских грантов Игорь Соболев. 

* Организаторы конференции «Благотворительность на Урале: партнерство бизнеса, государства и некоммерческого сектора. Принципы устойчивого инвестирования и ESG» — журнал «Эксперт-Урал» и аналитический центр «Эксперт», соорганизатор — Институт экономики и управления УрФУ. Партнером проекта выступила Группа Синара, партнером конференции — СКБ Контур. В рамках конференции также состоялся круглый стол «Некоммерческий сектор на Урале: векторы развития». Материал о его итогах будет опубликован на сайте журнала «Эксперт-Урал».

ESG включает три принципа: ответственное отношение к окружающей среде (E — environment); социальную ответственность (S — social); высокое качество корпоративного управления (G — governance).    

Как будоражить среду и тиражировать лучшие проекты

Вовлеченность в социальные проекты компаний большого количества людей — сотрудников, их детей, внешних стейкхолдеров — один из ключевых трендов времени, считает президент Благотворительного фонда «Синара» Наталья Левицкая

— Социальные проекты компании, ключевые инициативы по развитию территорий присутствия — это сформулированная и осознанная позиция. Более того, для достаточно большого числа предприятий — это один из ключевых блоков стратегии в области устойчивого развития. Его реализация обеспечивается за счет вовлечения в мероприятия компании не только сотрудников и членов их семей, других жителей территорий, но и некоммерческих организаций, предприятий-партнеров, поставщиков и потребителей. Таким образом формируются тесные, долгосрочные связи с местными сообществами и решаются важнейшие социальные задачи. Здесь нужно упомянуть о двух ключевых моментах, которые особенно актуальны для компаний, представленных на различных территориях. Первый — масштабирование. Должен быть системный подход, а не разовые действия. Второй — возможность тиражирования лучших практик.

— Отличный пример в этом смысле проект «Лига управленцев», который БФ «Синара» реализует вместе с Корпоративным университетом ТМК2U с 2019 года.

— Проект направлен на развитие социальной инициативности. Мы создаем условия для всех, кто готов и стремится совершенствовать свои города. Участники проходят образовательный марафон, разработанный при поддержке Корпоративного университета ТМК2U. Активные горожане учатся проектной деятельности, получая необходимый инструментарий, развивают в территории поле некоммерческого сектора, на который фонд впоследствии сам же и опирается. «Лига управленцев» трансформируется каждый год. В 2022 году охватили уже пять территорий, помимо обучения участников провели с ними форсайт-сессии, которые позволили им сформулировать идеи для их собственных проектов. Лучшие проекты получили грантовое финансирование. Часть инициатив благодаря своей проработанности смогут получить поддержку из других источников. Это важный показатель эффективности «Лиги управленцев». Нам удается «будоражить» среду на местах и способствовать реализации проектов НКО.

 — Как вам удалось вовлечь активистов в проект по обустройству вело- и пешеходной тропы «Веселые горы»?

— Его цель — создание в охранной зоне Висимского заповедника необходимых условий для появления нового туристического маршрута протяженностью 52 км. На самом деле, очень много людей любят туризм. В ТМК и Группе Синара существует много туристических отрядов. Это важный элемент командообразования. И мы подумали, почему бы нам не трансформировать увлечение сотрудников в позитивный и социальный проект. И теперь туристы-волонтеры помогают провести ревизию старых дорог и разведать новые маршруты, а позднее смогут подключиться к обустройству и маркировке троп. В итоге фонд поддержал интересный качественный экопроект, позволяющий объединить усилия инициативной группы из некоммерческого сектора и корпоративных волонтеров. Это полезный опыт для фонда, а маршрут в «Веселых горах» станет частью Большой Уральской тропы, по которой пройдут тысячи начинающих туристов — это очень вдохновляет.

— Как вы взаимодействуете с НКО?

— Грантовый конкурс — этот формат, который мы внедрили еще в 2007 году, благодаря ему мы можем активно взаимодействовать с местным сообществом. Это как раз то, что вписывается в ESG-повестку. Мы постоянно занимаемся развитием грантового конкурса, внедрили и совершенствуем цифровую платформу, привлекаем независимых экспертов для оценки, и все вместе работаем над тем, чтобы улучшить взаимодействие с различными сообществами на территориях присутствия компании.

 — Волонтеры ТМК и Группы Синара раскрасили стены в детском отделении Свердловского областного противотуберкулезного диспансера. Почему беретесь за такие проекты? Это долгосрочные истории?

— Это как раз один из примеров вовлеченности. Большинство сотрудников, которые пришли раскрашивать стены, далеко не художники, но понимают, что их участие может быть полезным. К тому же все мы вспомнили, как рисовали в детстве, и получили массу положительных эмоций. Участники проекта начали друг с другом общаться не только по работе. Сотрудники на других предприятиях, увидев результат, захотели реализовать такой же проект, в результате фонд организует раскрашивание стен в детской поликлинике в Полевском. Это к вопросу о тиражируемости. Все инициативы, направленные на развитие активности сотрудников, это работа вдолгую. Не стоит ждать отдачи моментально. Но она обязательно будет, если вы работаете системно, ставите интересные задачи и предлагаете проекты с понятным результатом.

Опыт должен быть позитивным

ЕSG — это комплексный подход к развитию бизнеса, улучшению окружающей и социальной среды через все виды деятельности, в которые нужно вовлекать разные целевые аудитории — от сотрудников до клиентов и партнеров, убеждена советник генерального директора по социальной ответственности Группы компаний СКБ Контур Светлана Скользкова

— Мы на своем опыте знаем, что жизнь по ESG-принципам не предполагает быстрого эффекта, но в долгосрочной перспективе при реализации правильной стратегии оказывает существенное влияние на компанию, ее окружение и силу бренда, способствует снижению издержек и формированию дополнительной прибыли. Нам важно, чтобы опыт взаимодействия клиента, сотрудника, парт­нера с компанией в любой точке касания был позитивным. Это часть ДНК нашей компании, которая с самого начала стремится повышать общее качество жизни.

— У СКБ Контур есть опыт, когда внутренние продукты, идеи, истории выходили во внешнюю среду и способствовали развитию общества?

— Конечно. Например, наши сервисы для безбумажного документооборота. Их создали наши сотрудники, сейчас ими пользуются многие клиенты компании и тем самым участвуют в сохранении лесного массива страны — это значимый вклад в экологию. Другой пример — сервис видео­конференций «Контур.Толк». Мы создавали его для продуктивной командной работы внутри компании, для коммуникаций между сотрудниками, которые находятся в разных городах, а иногда и за пределами страны. Благодаря ему мы снизили издержки на командировки, нагрузку на экологию, но при этом качество общения осталось высоким. А сейчас сервис вышел за пределы компании и стал коммерческим продуктом, достойной альтернативой иностранному софту.

— Вы разделяете социальную ответственность (личную и корпоративную) и благотворительность?

— В нашей компании это три разных направления. Для корпоративной социальной ответственности главная проблема, требующая решения, — риски, которые создает ИТ-отрасль для окружающего мира. В личной социальной ответственности мы ориентируемся на личные потребности каждого конкретного человека. Благотворительные проекты, в которых участвует компания, акцентированы на развитии интеллектуальной среды и качества жизни людей.

— Риск номер один для ИТ-отрасли — дефицит кадров, задача — повышение профессиональных компетенций. Как вы ее решаете?

— Мы всегда особое внимание уделяли образованию, причем на всех уровнях. Это и школьное, и вузовское образование, и профпереподготовка через повышение квалификации. Сотрудничаем с Уральским федеральным университетом в подготовке бакалавров и магистров, поддерживаем отдельные школьные проекты.

В 2021 году СКБ Контур учредил премию школьникам региона за успехи на Всероссийской олимпиаде по математике и информатике и Математической олимпиаде им. Леонарда Эйлера. Эта премия нацелена на то, чтобы мотивировать талантливых ребят на более высокие результаты, представляя область.

Мы постоянно думаем, как создать условия для профессионального роста учителей, которые помогают ученикам прийти к таким успехам. Поэтому работаем над организацией мероприятий для профессионального сообщества, поддерживаем внедрение передовых методик школьного преподавания.

— Волонтерские проекты компании — это только про экологию или есть другие направления?

— Экология — важная, но не единственная составляющая. Мы действительно нацелены на сбережение окружающей среды, например, весной высадили 1,3 тыс. деревьев в городах России. Однако у нас в активе еще много других направлений. Так, для нашей компании близко интеллектуальное волонтерство. Сейчас мы повышаем цифровую грамотность людей в возрасте.

— С НКО нужно взаимодействовать?

— Мне кажется, бизнес не всегда понимает, насколько полезно дружить с некоммерческими организациями. А такое сотрудничество позволяет создавать нестандартные формы развития личной и командной эффективности корпоративных и управленческих компетенций.