Компетенции Синары — для страны и регионов

Российский многоотраслевой холдинг готов к реализации новых масштабных проектов, основанных на собственных высокотехнологичных инновациях

Читать на monocle.ru

В интервью журналу «Эксперт-Урал» генеральный директор Группы Синара Михаил Ходоровский рассказал о новейших разработках «Уральских локомотивов», планах модернизации в российских городах систем общественного транспорта, открытии нового направления — промышленного девелопмента, а также о новых продуктах банковской группы компании.

— Михаил Яковлевич, Группа Синара входит в число российских компаний, чья деятельность затрагивает разные отрасли экономики и существенно меняет жизнь в регионах присутствия. Какова сегодня география интересов компании?

— Группа Синара — компания федерального масштаба. Несмотря на уральскую «прописку», многие наши бизнес-единицы расположены далеко за пределами Урала. Мы работаем в 51 регионе РФ, хотя исторически наиболее масштабные проекты группы в области транспортного машиностроения, девелопмента, финансовые услуги локационно сконцентрированы в центральной части страны и на Урале. Компания объединяет 45 предприятий, где трудится более 32 тыс. сотрудников. Группа Синара входит по разным рейтингам в топ-100 крупнейших частных компаний России, ежегодно демонстрирует серьезные темпы развития бизнесов.

— Транспортная отрасль переживает сегодня период трансформаций. Как ваша компания, являясь одним из лидеров рынка, развивается в сегодняшних условиях и какие разработки ведет?

— Наш машиностроительный дивизион «Синара — Транспортные Машины» (СТМ), созданный в 2007 году, постоянно развивается, а за прошедшие три года был серьезно диверсифицирован.

Появились новые компании, в том числе занимающиеся развитием городского транспорта и концессионным управлением, производством компонентов тяговых электродвигателей для подвижного состава, сервисом железнодорожных путей. Расширил компетенции Центр инновационного развития СТМ, который вместе с инжиниринговыми подразделениями предприятий осуществляет разработки инновационных моделей техники, ее постановкой на производство и сертификацией.

Так, на заводе «Уральские локомотивы», широко известном как производитель электровозов постоянного и переменного тока и скоростных электропоездов «Ласточка», в начале года был представлен новейший локомотив 3ЭС8, который получил название «Малахит». При создании этой машины стояла задача не только достичь повышенных тяговых характеристик с учетом новых требований РЖД по цифровизации, энергоэффективности, но и максимально использовать отечественную компонентную базу. Это удалось сделать — «Малахит» полностью состоит из отечественных комплектующих. В рамках реализации проекта впервые в России компанией «Тяговые компоненты», входящей в Группу Синара, была решена задача создания отечественного тягового оборудования: асинхронных двигателей и преобразователей. Асинхронный двигатели 3ЭС8 существенно повышают эксплуатационные характеристики машины, ее надежность и безопасность в условиях интенсивной работы. До конца 2022 года будут завершены испытания и сертификация «Малахита». На этой платформе разрабатывается линейка новых локомотивов с различными характеристиками, в том числе для скоростных контейнерных перевозок.

Продолжается разработка модификаций скоростного электропоезда, в том числе для дальнего следования и в двухуровневой компоновке.

В профессиональной среде хорошо известны наши маневровые тепловозы, которые поставляются как РЖД, так и крупным промышленным предприятиям. В настоящее время по заказу РЖД реализуется проект создания магистрального тепловоза для неэлектрифицированных участков БАМа и Транссиба.

Если говорить о направлениях, где Группа Синара занимает лидирующие позиции, то это производство электровозов постоянного тока, мы первыми выпустили скоростной российский электропоезд, занимаем около 85% отечественного рынка путевого машиностроения, удерживаем первое место в промышленном сегменте локомотивов.

Концессии в интересах пассажиров

— В последнее время компания активно участвует в модернизации общественного транспорта, каких результатов удалось достичь в этом направлении?

— Группа Синара одна из первых в стране начала реализацию концессионных программ по городскому общественному транспорту. Сегодня в активной фазе реализация проектов по поставке трамваев и троллейбусов, по развитию сопутствующей инфраструктуры в Таганроге и Челябинске.

«Таганрогский трамвай» — это первый в России концессионный проект по созданию новой и модернизации имеющейся трамвайной инфраструктуры, которая охватывает всю сеть городского электротранспорта. По условиям контракта компания реконструирует 45 км путей, модернизирует и устанавливает 100 остановочных павильонов, осуществляет капитальный ремонт депо, диспетчерского пункта и восьми тяговых подстанций, а также полностью обновляет трамвайный парк города. Соответствующие соглашение по созданию инфраструктуры городского трамвая были заключены в мае 2021 года, модернизация будет завершена до конца текущего года. А далее специалисты компании «Синара — Городские транспортные решения Таганрог» будут заниматься обслуживанием трамваев и сопутствующей инфраструктуры, а также организацией пассажирских перевозок.

В Челябинске речь идет о развитии троллейбусного транспорта. Здесь необходимо обновить контактную сеть, подстанции, депо и поставить 168 троллейбусов. Уже проведены инженерные изыскания, которые лягут в основу проектной документации для реконструкции троллейбусной сети и строительства инфраструктуры. Разработаны архитектурные решения по будущему экстерьеру и планировке двух депо: одно на 40 троллейбусов, второе — на 150.

На Петербургском международном экономическом форуме был представлен троллейбус, производство которого с 2023 года будет организовано в Челябинске. А на стенде компании на Иннопроме состоится премьера низкопольного элект­робуса «Синара». Модель обладает рядом преимуществ: это самая большая пассажировместимость в своем классе (90 человек), уникальный запас хода (150 км), низкий удельный расход энергии (0,6 — 1,45 кВт•ч/км).

— Планируете ли вы заключать концессионные соглашения в других городах?

— Мы готовы к производству городского пассажирского транспорта всего спектра и для любого региона. В июне на ПМЭФ-2022 администрация Краснодарского края и Группа Синара заключили соглашение о взаимодействии по воп­росам социально-экономического развития. В том числе в рамках этого соглашения предусмотрена совместная работа по проектам модернизации транспортной инфраструктуры и обновления городского общественного транспорта в Краснодаре.

Время строить

— Как развиваются девелоперские проекты Группы?

— Общая площадь реализованных проектов в девелопменте превышает 1,1 млн кв. метров. Сейчас в портфеле проектов еще 1,4 млн кв. метров. Компания не только строит жилье комфорт-класса, но и возводит уникальные, знаковые для регионов проекты, такие как МВЦ «Екатеринбург-Экспо» и конгресс-центр, «Екатеринбург-Арена», реновация объекта культурного наследия в Екатеринбурге, где разместился «Синара Центр». Сейчас «Синара-Девелопмент» выполняет функции ген­подрядчика по строительству комплекса объектов для проведения спортивных состязаний самого высокого уровня. Общая площадь возводимых объектов — а это Дворец водных видов спорта, общественный и медицинский центры, пять комплексов общежитий, — превышает 307 тыс. кв. мет­ров. Все работы идут в графике, объекты будут построены в установленные сроки.

«Синара-Девелопмент» в текущем году рассматривает возможность развития нового направления — промышленного девелопмента. Речь идет о строительстве или реновации индустриальных зданий под любые производственные требования. Компания имеет соответствующие компетенции, которые сформированы в том числе на промышленных объектах Группы Синара, и готова их реализовать в проектах других заказчиков.

— Какие еще проекты появились у компании?

— Среди перспективных направлений можно выделить проекты, обеспечивающие сложные комплексные поставки для строительства и обслуживания крупных технологических объектов.

Кроме того, в контуре Группы Синара появилась компания «КриоГаз» развивающая бизнес по производству и поставке технических газов: кислорода, азота и аргона. Ее производственные площадки расположены в Центральном, Северо-Западном, Южном, Уральском и Сибирском федеральных округах, а поставки продукции осуществляются крупным металлургическим и химическим комбинатам.

— Банковская группа компании — один из лидеров цифровых решений в финансовой отрасли. Какие разработки компания ведет в этом секторе?

— Финансовое направление — традиционно важный и успешный для Группы Синара бизнес. В банковскую группу компании входят Банк Синара (ранее СКБ-банк), Газэнергобанк, информационно-технологическая компания SKB_Lab, Инвестиционный Банк Синара и сервис для предпринимателей Делобанк. Банковская группа участвует во всех технологических инновациях Банка России и стала пионером в запуске проекта «Цифровой профиль» и Системы быстрых платежей. Из последних актуальных разработок — сервис NFC СБП, который был создан как альтернатива ушедшим из России ApplePay и GooglePay. С его помощью покупатели получат возможность оплачивать, а продавцы принимать бесконтактную оплату. Презентация сервиса NFC СБП пройдет в рамках Иннопрома, и уже этим летом он будет доступен для всех желающих.