Рынок юридических услуг, пережив ковидный кризис, подготовился к удовлетворению запросов бизнеса, связанных с санкционным законодательством
Аналитический центр «Эксперт» подготовил рейтинг* юридических компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2021 года. В очередном исследовании приняли участие десять компаний с совокупной выручкой 485,8 млн рублей (что на 4% меньше выручки годом ранее).
В этом году список участников исследования обновился наполовину, но костяк сохранился: на пять компаний, участвующих в пяти волнах и более, пришлось 63,7% суммарной выручки рейтинга.
Четверть совокупной выручки участников исследования — доля лидера и одновременно дебютанта рейтинга Enforce Law Company. Занимающие вторую и третью позиции юридическая компания «ЭНСО» и ГК «Налоги и финансовое право» (они сохранили позиции в рейтинге по сравнению с прошлым годом) формируют еще 43% совокупной выручки.
Наиболее динамичной компанией стал также дебютант рейтинга — «Юридическая фирма Лесников, Ильичёв и Партнёры»: за год выручку от юридических услуг она нарастила в 2,5 раза. Четыре компании списка показали снижение выручки.
Доля юридических услуг в структуре суммарной выручки участников рейтинга составила 96%, годом ранее — 93%. Впервые за долгое время лидирующую позицию среди юридических практик заняло корпоративное право (к этому виду услуг относятся консультирование, сопровождение создания, реорганизации и ликвидации предприятий, реорганизации органов управления, разработка учредительных документов, сопровождение лицензирования видов деятельности, правовой анализ). Практика держит 25,3% совокупной выручки от юридических услуг. Раньше лидировали разрешение споров и налоговое право, сейчас на эти практики пришлось 17,6% и 13,3% совокупной выручки от юруслуг соответственно. В пятерку ведущих практик также вошли услуги банкротства (17,5%), коммерческое и хозяйственное право (7,2%). По пяти этим практикам выручка за прошлый год показала отрицательную динамику.
Число клиентов у участников исследования по сравнению с 2020 годом выросло на 5% и почти достигло 3,5 тысячи. В разрезе сегментов ситуация разнонаправленная: количество корпоративных клиентов сократилось на 10%, в то время как число частных клиентов выросло на 34%. При этом корпоративные клиенты формируют 77,7% выручки участников рейтинга.
Несмотря на небольшое снижение совокупной выручки, число юристов, обеспечивающих оказание услуг участников рейтинга, составило в 2021 году 149 человек, что на девять больше значений предыдущего года.
Снижение динамики отрасли в целом участники исследования связывают с последствиями ковидного кризиса.
— Пандемия отразилась на работе бизнеса и жизни граждан. Стоимость жизни в стране растет, а размер заработных плат уменьшается, к тому же падает выручка компаний, ориентированных на внутренний потребительский спрос, — говорит управляющий партнер юридической компании «ЭНСО» Алексей Головченко.
— Пандемия и локдаун стали испытанием для всех, в том числе и для юридических фирм, — соглашается управляющий партнер юридической фирмы «Лесников, Ильичёв и Партнёры» Петр Лесников.
В то же время ковидный кризис запустил процессы цифровизации юридического бизнеса. По словам управляющего партнера юридической компании «Гаврюшкин и Партнеры» Сергея Гаврюшкина, в практику вошло проведение онлайн-заседаний, дистанционное ознакомление с материалами дела и т.д.
— В период пандемии произошло тотальное внедрение в юридическую деятельность новых технологий, методов получения, хранения, обработки и передачи правовой информации, — рассказывает руководитель приоритетных проектов Enforce Law Company Александра Соловьева. — Все это существенно облегчает текущую деятельность, увеличивает скорость и качество услуг.
При этом, по ее мнению, несмотря на возможность стандартизовать работу, у клиентов увеличилась потребность в персонализации: «Если услуга нетиповая, то клиент требует индивидуального подхода и нестандартных решений. Профессия юриста уже давно перестала ограничиваться только правовым сопровождением, современный юрист практически становится бизнес-консультантом».
Как это обычно случается в кризис, поддержку спросу на юридические услуги оказали негативные тенденции в экономике, в частности вырос запрос на сопровождение процедур банкротства.
Алексей Головченко фиксирует рост числа банкротств в сегментах малого и среднего бизнеса, а также активное слияние и поглощение компаний в связи с турбулентностью рынка: «Стало больше корпоративных споров, процедур по взысканию долгов».
Генеральный директор «Компании АС» Оксана Бунина говорит об ужесточении администрирования со стороны ФНС и контролирующих органов, что также мотивируют компании обращаться за помощью к специалистам.
На эту же тенденцию обращает внимание директор консалтинговой группы «ЛАЛ» Макс Гусер: «Усиление государственного контроля повлекло за собой увеличение количества административных споров».
Кризисные явления заставляют компании работать над издержками, и одним из способов их снижения может стать передача некоторых функций на аутсорсинг. По наблюдениям Александры Соловьевой, в 2021 году расширилось внедрение аутсорсинговой модели юридического обслуживания: «Для обеспечения юридической поддержки в вопросах, выходящих за пределы текущей деятельности, в юридические компании зачастую обращаются даже те клиенты, в штате у которых есть юристы».
Алексей Головченко видит аналогичные тенденции: «Кризис, спровоцированный пандемией, привел к тому, что многие компании отказались от штатных юристов и воспользовались услугой абонентского юридического обслуживания».
При этом запрос на качество растет. Александра Соловьева: «От юристов требуется высокий уровень экспертизы в изменяющемся законодательстве о государственном контроле и надзоре».
На таком витке развития отрасль встретила новый экономический кризис, связанный с введением санкций. После событий февраля 2022 года спрос на юридические услуги увеличился.
— Произошло много изменений в законодательстве и в экономической ситуации в целом, в связи с чем в режиме правовой и экономической неопределенности компаниям стала необходима дополнительная юридическая помощь, — считает Александра Соловьева.
— У клиентов уже появилось много вопросов, связанных с параллельным импортом, импортозамещением, блокировкой социальных сетей, продвижением товаров на маркетплейсах и т.д., — говорит Сергей Гаврюшкин, компания которого специализируется на защите интеллектуальной собственности.
По мнению Александры Соловьевой, сейчас на первый план выходят услуги, связанные с санкционным законодательством: «Компаниям нужна оценка рисков работы с контрагентами из иностранных государств, способы реструктуризации бизнеса, в том числе “миграция” бизнеса в другие страны. С учетом ухода крупных игроков, рассматривающих возможность возврата в Россию при определенных условиях, актуальным является заключение опционов, требующих предварительного проведения процедур due diligence в кратчайшие сроки».
По словам Макса Гусера, в его компанию уже неоднократно обращались по вопросам, связанным с международным правом, в частности с юридическими аспектами открытия бизнеса и приобретения недвижимости в других странах. Кроме того, он видит основания для ужесточения контроля со стороны государства, а значит, бизнесу снова потребуется помощь специалистов.
Петр Лесников отмечает, что «необходимость пополнения федерального бюджета, невзирая на обвал импорта, являющегося основным источником таможенных платежей, приведет к увеличению количества таможенных проверок и кратному росту решений по доначислению таможенных платежей».
Санкционный кризис окажет существенное влияние на рынок юридических услуг, видит перспективу управляющий партнер юридической группы «Правомир» Екатерина Швефель: «Сейчас огромный пласт бизнес-процессов переориентируется на новые схемы поставок, это новые контракты, открытие филиалов и юридических лиц в дружественных государствах и их сопровождение».
— Вырастет количество сделок по слиянию и поглощению компаний, требующих юридической поддержки, но при этом теряют актуальность практики, ориентированные на иностранных клиентов, — прогнозирует Алексей Головченко.
Таким образом, спрос на юридические услуги не уменьшится, скорее всего, он перераспределится в иные сферы, исходя из изменившихся потребностей участников рынка. Это поддержит отрасль, однако набрать быстрые темпы будет сложно, так как кроме внешних факторов на игроков давят давние неразрешенные специфичные проблемы.
Петр Лесников относит к ним необходимость судебной реформы, Алексей Головченко серьезной проблемой считает высокую нагрузку на судебную систему.
Развитие рынка юридических услуг тормозят и субъективные обстоятельства, подчеркивает Макс Гусер: «Это недоверие к судебным и государственным органам в части объективности, нежелание затягивать процесс на годы, поэтому многие и не обращаются за помощью к посредникам».
Тем не менее участники исследования не видят оснований для провала доходов в текущем году. Директор консалтинговой компании «ЮКЕЙ» Татьяна Милицина рассчитывает удержать показатели на уровне 2021 года, Алексей Головченко ориентируется на стабильный рост выручки, Оксана Бунина планирует завершить год с 20-процентным приростом с учетом роста цен.
Александра Соловьева также рассчитывает на положительную динамику по итогам текущего года: «С каждым годом наша компания развивается, география, количество и направленность проектов расширяются, что положительно сказывается на выручке компании в целом. Этот год не станет исключением».
По словам Петра Лесникова, в его компании за первое полугодие доход уже сравнялся с показателем предыдущего года: «Поэтому можно с уверенностью прогнозировать продолжающуюся тенденцию к двукратному увеличению выручки к концу года».