Якорный резидент площадки «Уктус» особой экономической зоны (ОЭЗ) «Титановая долина» Уральский завод гражданской авиации (УЗГА, Екатеринбург, с 2018 года занимается локализацией высокотехнологичного производства малой авиатехники) приступил к стендовым испытаниям газогенератора турбовального авиадвигателя ВК-800С (мощность — 800 л.с.), сообщили в департаменте информполитики Свердловской области. Двигатель разработан специально для замены турбовинтового General Electric H80-200, которым до событий 24 февраля собирались оснащать легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал».
По информации УЗГА, выполнены «холодные» прокрутки и «горячие» запуски, в ходе которых газогенератор выведен на рабочий режим: «Испытания подтверждают работоспособность изделия и его агрегатов, правильность выбранных конструктивных решений и высокую сходимость получаемых данных с расчетными».
Первый этап испытаний, предполагающий отработку на различных режимах работы и уровнях нагрузки, рассчитан на месяц. Затем газогенератор будет разобран для установки дополнительных датчиков, которые позволят получать детальную информацию о параметрах работы и состоянии узлов в режиме реального времени. Программа испытаний ВК-800 также предполагает постановку на специализированные стенды для проведения изолированных испытаний таких узлов, как камера сгорания и компрессор двигателя. Для выполнения этих работ будет задействована уникальная стендовая база Центрального института авиационного моторостроения им. П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского»).
Приступить к стендовым испытаниям опытного ВК-800 целиком планируется до конца 2022 года. Предсерийный образец планируется получить в марте 2023 года. Сертификация двигателя намечена на конец 2024 года.
Сейчас управляющая компания ОЭЗ заканчивает строительство здания инженерно-технических служб и приступает к возведению каркаса производственного корпуса для УЗГА. На создание дополнительных мощностей завода на площадке «Уктус» из федерального бюджета выделен инфраструктурный кредит в размере 1 млрд рублей. Заявку на предоставление льготного финансирования в мае этого года одобрил президиум правительственной комиссии по региональному развитию в РФ под руководством вице-премьера Марата Хуснуллина. Первый этап проекта реализован. Второй предполагает начало серийного производства авиационной техники собственной разработки. В новых цехах будут собирать турбовинтовой региональный самолет ТВРС-44 «Ладога» и ЛМС-901 «Байкал». Соответствующий контракт ранее заключили Минпромторг РФ и УЗГА.
Здание инженерно-технических служб площадью 1,4 тыс. кв. метров планируется ввести в эксплуатацию в четвертом квартале 2022 года. Сейчас здесь начались укладка утеплителя и монтаж вентилируемого фасада. Внутри здания осуществляется установка оборудования систем вентиляции.
Для универсального производственного корпуса площадью 6,3 тыс. кв. метров закончены фундаментные работы, начата установка опорных колонн, также прокладываются сети ливневой канализации. Его сдадут в эксплуатацию во втором квартале 2023 года.
Всего планируется построить три производственных здания и ангар для наземных испытаний авиатехники. Производственный комплекс в целом будет введен в эксплуатацию в 2024 году. Здесь создадут 1,2 тыс. новых рабочих мест.
Напомним, УЗГА выиграл конкурс Минпромторга РФ на подготовку к серийному производству самолетов «Байкал». Завод за 3,5 млрд рублей обязался провести опытно-конструкторские работы, в рамках которых будут изготовлены опытные образцы самолета, системы автоматического управления и парашютно-спасательной системы. По итогам этих работ УЗГА должен будет сертифицировать ЛМС-901 для серийного производства. Завершить работы планируется до середины ноября 2024 года.
В начале августа УЗГА заключил предварительный договор на поставку десяти ЛМС-901 «Байкал» авиакомпании «КрасАвиа» в 2025 — 2029 годах. В конце августа УЗГА и авиакомпания «Аэросервис» подписали предварительный договор на поставку семи легких многоцелевых самолетов «Байкал» для Забайкалья. Поставки намечены на 2025 — 2028 годы. Всего к 2030 году может быть выпущено до 140 самолетов ТВРС-44 «Ладога» и 154 самолета «Байкал».
Легкий многоцелевой самолет (ЛМС-901) «Байкал» разработан компанией «Байкал-Инжиниринг», дочерней компанией Уральского завода гражданской авиации в рамках контракта с Минпромторгом как перспективный самолет местных воздушных линий. Призван заменить в эксплуатации самолеты Ан-2. Способен решать широкий круг задач, в том числе в условиях слаборазвитой аэродромной инфраструктуры