Почему бизнес выстроился в очередь на участие в нацпроекте

Вложения государства в национальный проект «Производительность труда» уже окупились четырехкратно. Компании смогли четко отличить профанацию от реальной эффективности

Эксперты ФЦК помогли Челябинскому механическому заводу стать дипломантом премии правительства РФ в области качества
Читать на monocle.ru

Сегодня мы находимся в эпицентре событий, которые оказывают сильнейшее влия­ние не только на российскую экономику, но и на весь мировой рынок. Бескомпромиссные условия обязывают бизнес молниеносно реагировать на малейшие изменения, эффективно распределять имеющиеся ресурсы и рационально управлять своим временем. Кризис — это всегда проверка на прочность, профессиональный вызов для управленцев и предпринимателей.

Национальный проект «Производительность труда» реализуется уже четыре года. За это время многие компании поняли, что он не содержит пустых лозунгов на обветшалых стенах заводских цехов, а представляет собой реальную возможность быстрого повышения производительности труда, причем без значительных дополнительных вложений. В настоя­щее время нацпроект помогает тысячам компаний наращивать производство востребованной продукции, занимать освобождающиеся ниши и ускорять актуальное ныне импортозамещение.

Методика изменения сознания

Стартовавший в 2018 году нацпроект «Производительность труда» стал одним из важнейших драйверов развития российской экономики. Согласно правительственному плану, к концу этого года к участию в нацпроекте должно быть вовлечено 3600 предприятий. По факту участников уже более 4,1 тысячи из 78 регионов страны, подано еще около 2 тыс. заявок.

— Сейчас уже можно говорить о показателях эффективности нацпроекта. Половина из 4 тысяч предприятий, которые в нем участвуют, смогла увеличить на треть скорость производства и на 50% выработку продукции. То есть имеется статистически доказанная связь участия в нацпроекте с улучшением показателей предприятия, в том числе финансовых. Благодаря этому компании увеличили свой доход на 61 млрд рублей. Это в четыре раза больше, чем федеральный бюджет за это время вложил в нацпроект. С точки зрения прямых затрат и полученных результатов мы видим, что проект давно окупился. Это один из ярких нацпроектов, где все показатели идут с опережением, — заявил на прошедшем в октябре в Сочи IV федеральном форуме «Производительность 360» глава Минэкономразвития России Максим Решетников. — С чем связываем такую динамику? Во-первых, с высоким запросом на участие в проекте со стороны бизнеса. Во-вторых, с развитой инфраструктурой проекта. В-третьих, с поддержкой самих регионов. Субъекты РФ, видя эффект от проекта, помогают наращивать темпы и по большому счету являются драйверами этого нацпроекта. Это видно по тем дополнительным мерам, которые запускают регионы плюсом к федеральным мерам поддержки. Например, предоставляют субсидии на приобретение оборудования именно в увязке с национальным проектом. Многие субъекты РФ финансируют региональные фонды развития промышленности также с учетом результатов нацпроекта.

Среди успешных регионов министр выделил и ряд уральских: Челябинскую, Свердловскую области, Пермский край, Башкирию.

Высокий запрос отечественного бизнеса на участие в проекте связан с весьма впечатляющими результатами. В среднем по стране мероприятия нацпроекта «Производительность труда», реализуемые на предприятиях-участниках, позволяют в полтора раза снизить время выпуска продукции и производственные запасы, в два раза увеличить объемы производства. Согласно официальной статистике, прирост производительности труда на предприятиях-участниках за 2021 год составил 24%. Но здесь важны не только сами по себе впечатляющие цифры.

Применение инструментов бережливого производства — не разовое мероприятие, оно предполагает формирование на предприятии культуры постоянных улучшений, по сути — изменение сознания коллектива в целом и каждого сотрудника, от токаря до генерального директора, в отдельности. Обучение инструментам и методикам бережливого производства уже прошли более 66 тыс. работников предприятий и представителей региональных команд, подготовлено более 2,3 тыс. внут­ренних тренеров.

Бизнес своевременно разглядел, что в условиях санкций участие в нацпроекте — это реальный инструмент, который позволяет кратно повысить и внутреннюю гибкость, и внутреннюю устойчивость предприятий, помогает решать актуальные задачи, связанные с производственными цепочками, насыщением рынка российской продукцией, особенно после ухода иностранных компаний. И — важный момент — нарастить экспорт продукции в адрес растущих экономик восточных стран.

Результат — перевыполнение плана по охвату предприятий-участников проекта. Например, в Удмуртии оно на данный момент составляет 135%. «В процесс повышения производительности труда вовлечено 69 средних и крупных организаций региона из шести отраслей: строительства, транспорта, сельского хозяйства, обрабатывающего производства и торговли. С начала 2022 года в нацпроект вступило еще восемь предприятий республики, — сообщил первый зампредседателя правительства Удмуртии Константин Сунцов. — При этом план до конца 2024 года — 79 предприятий республики, вовлеченных в национальный проект через получение адресной поддержки».

Под развитой инфраструктурой проекта прежде всего подразумевается активная работа на предприятиях привлеченных экспертов. Это около 800 сотрудников федерального и региональных центров компетенций, которые ежедневно повышают эффективность и конкурентоспособность отечественных предприятий более чем 600 видов деятельности. Созданный одновременно со стартом нацпроекта «Производительность труда» Федеральный центр компетенций (ФЦК) предлагает услуги управленческого, производственного и ИТ-консалтинга. Еще одно направление — Академия производительности, которая готовит экспертов и тренеров по бережливому производству.

Но главное в инфраструктуре проекта — развернутая в стране под кураторством ФЦК сеть из 60 региональных центров компетенций, эксперты которых помогают компаниям избавиться от неэффективных процессов, нарастить объемы производства, а значит, увеличить выручку и прибыль без привлечения дополнительных инвестиций. (Примеры успешных кейсов в отдельных российских регионах — в публикациях далее.)

— Мы уже точно не ставим задачу по вовлечению новых предприятий в нацпроект. Очередь из двух тысяч предприятий, которая стоит на данный момент, — это сарафанное радио, и нам не надо никому ничего доказывать, — отметил на сочинском форуме генеральный директор Федерального центра компетенций Николай Соломон. — За пять лет мы накопили базу из нескольких тысяч реальных кейсов. Сейчас нет ни одного предприятия, которое к нам обратилось, и у нас не нашлось бы аналогичного кейса. Да, это могут быть конкуренты, но мы выполняем требования наших клиентов и строго удерживаем «китайскую стену», чтобы не обмениваться информацией. Мы расширили спектр услуг, потому что бережливое производство касается всей организации, там ключевое слово не «производство», а «бережливое». И даже если вы занимаетесь наведением порядка на кухне, это все еще проект. Поэтому мы сейчас и про стратегию, и про логистику, и про продажи, и про маркетинг, и даже про информационные технологии.

С российского рынка ушло 80% компаний, работающих в сфере управленческого консалтинга. Это международные компании. Поэтому сейчас идет перераспределение нагрузки, уже никто не хочет переплачивать за бренд. Люди мерили результаты работы стоимостью одной страницы отчета. Это формализм. Мы не про отчетность и не очень хороши в презентациях, но готовы помогать в разных направлениях большому кругу компаний.

По словам руководителя ФЦК, в дальнейшем его центр займется более углубленной работой с бизнесом, желающим достичь максимальных результатов во внедрении технологий бережливого производства: «ФЦК превратился в серьезную консалтинговую организацию. И лично мои задачи сейчас заключаются в том, чтобы чуть поменять модель предоставления этих услуг, ориентированную на рынок, на конкретного клиента. Она требует подстройки под ваши запросы, а не стандартного подхода в рамках нацпроекта, где даже мы не можем быть слишком гибкими, потому что отчитываемся за эту субсидию перед государством. Уже сейчас мы имеем большое количество коммерческих клиентов, это колоссальный опыт».

Отлично, но недостаточно

Правительственные чиновники сулят нацпроекту «Производительность труда» большое будущее: под его критерии подпадают до 40 тыс. российских производств. Он уже привнес в ВВП страны более 380 млрд рублей, а к 2024 году экономический эффект может составить внушительные 500 миллиардов. Это добавленная стоимость, которую получают предприятия, устраняя неэффективные процессы.

Вместе с тем на уровне правительства России обсуждаются вопросы внесения изменений в эту программу, в том числе с целью активизации работы в регионах.

— Нацпроект будет совершенствоваться, — заявил Максим Решетников. — Одно из направлений — предоставление регионам бо?льших полномочий для поддержки бизнеса. Всегда был запрос на расширение видов деятельности, чтобы добавить туда новые сферы. Велись дискуссии, в том числе на уровне правительства, надо ли это делать. Были опасения, что фокус проекта может размыться, поэтому важно сохранить именно базовые отрасли промышленности. Сейчас мы нашли компромисс, и субъекты РФ в специальном порядке могут включать в национальный проект системообразующие предприятия, а также компании с выручкой до 400 млн рублей без ограничений по отраслям. При условии, что компании берут на себя обязательства по повышению производительности труда. Также мы подготовили предложения по расширению периметра нацпроекта и его продлению до 2030 года. Важно открыть доступ к национальному проекту для предприятий более широких сфер в массовом порядке. Мы видим большой потенциал в сферах ЖКХ, туризма, санаторно-курортного отдыха, здравоохранения.