В связи с увеличением числа студентов и решением задачи обучения в условиях повышенной мобильности обучающихся в Уральском федеральном университете развивают аудитории для гибридного формата обучения. При этом здесь работают над тем, чтобы гибридный формат обучения был удобным как для преподавателей, так и для студентов, а специальное оборудование не нарушало привычный процесс обучения, давая дополнительные возможности для коммуникации. Кроме того, для учащихся, подключенных онлайн, должны быть доступны те же функции, как и при дистанционном обучении.
Как сообщили в университетской пресс-службе, в УрФУ уже более 30 кабинетов общего пользования оснащены специальными управляемыми камерами и микрофонами, в том числе римские аудитории. Всего на эти меры направлено 32 млн рублей.
«В УрФУ существует вектор на внедрение гибридного формата обучения. Он подразумевает, что часть студентов занимается очно, а часть находится удаленно, работая в режиме видеоконференц-связи или смотря онлайн-трансляцию, — рассказал директор центра новых образовательных технологий и аудиовизуальных средств обучения УрФУ Андрей Савельев. — Для преподавателя в гибридном формате все должно быть приближено к обычным, очным занятиям. Студенту тоже должно быть комфортно, и неважно — находится он дома или очно на занятии. Он должен хорошо видеть, слышать преподавателя, видеть презентационный контент и иметь возможность задать вопрос голосом и получить ответ. Это не просто онлайн-занятие, к которому все привыкли за время дистанционного обучения, а полноценная пара в гибридном формате».
«Человек, у которого есть новые идеи, будет считаться чудаком, до тех пор, пока его идеи не будут иметь успех»
Марк Твен (1835 — 1910 гг.), американский писатель, журналист, общественный деятель
Оснащение аудиторий под гибридную модель обучения проходит в плановом режиме по двум направлениям: оборудование общего аудиторного фонда и в каждом институте индивидуально. Существует единая программа по оснащению аудиторий общего фонда, а в институтах этот процесс во многом определяется возможностями их бюджета.
При этом как преподавателям, так и техническим специалистам институтов и подразделений, ответственных за сопровождение учебного процесса в общем аудиторном фонде, необходимо дополнительное обучение. В ближайшее время состоятся курсы для обучения преподавателей по вопросам использования оборудования.
Гибридный формат предполагает не просто онлайн-трансляцию, а полноценную конференц-связь.
В УрФУ постарались сделать так, чтобы оборудование не отвлекало преподавателей и было простым в использовании. Так, выбор режима вывода изображения с камеры или управление микрофоном осуществляется со стационарной кнопочной панели управления, установленной на столе или трибуне преподавателя.
Камеры с функцией зума фиксируются на противоположной от доски стене, а массив микрофонов устанавливается на стене рядом с доской или подвешивается на потолок. Преподаватель может выбрать формат изображения с камеры: крупный план за столом или трибуной, общий план с презентацией, общий план доски. Для трансляции звука из аудитории используются микрофонные массивы, они позволяют отказаться от радиомикрофонов и не мешают преподавателю свободно перемещаться вдоль доски. Помимо основного оснащения дополнительно устанавливается монитор, который обращен в сторону преподавателя, чтобы он мог видеть студентов, занимающихся онлайн, и очную аудиторию. Также преподаватель может демонстрировать для удаленной аудитории изображение с документ-камеры.