Мы создали все возможные и максимально быстрые каналы коммуникации с бизнесом, чтобы иметь обратную связь и анализировать состояние МСП, рассказал директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП) Валерий Пиличев
— Валерий Валерьевич, у предпринимательского сообщества есть запрос на общение с институтами власти, развития. Во-первых, чтобы задать вопросы. Во-вторых, чтобы высказать свою позицию. В Свердловской области этот запрос удовлетворяется? Любой представитель МСП может прийти в СОФПП?
— Запрос удовлетворяется. Предприниматели могут задавать вопросы в соцсетях, с помощью «горячей линии», оставлять контакты, предложения. Мы достаточно быстро с ними связываемся. Вопросы бывают разными. На некоторые из них можно оперативно ответить: например, как вывести автомобиль из залога. Другие требуют времени, но мы стараемся реагировать как можно быстрее.
Работу институтов власти может оценить только сам бизнес. Я слышал разные мнения. Многие ведомства отвечают сразу, кто-то закладывает на обработку запроса 30 рабочих дней. СОФПП вынужден часть вопросов, а перечень компетенций у фонда ограничен, передавать в другие структуры, где мы не можем повлиять на скорость ответа.
— Недовольные все равно есть?
— Это нормальная ситуация. Фонд работает с десятками тысяч предпринимателей в год, чтобы все они были удовлетворены — даже математически невозможно. Мы всегда идем навстречу бизнесу, такова наша миссия, но иногда приходится отказывать в выдаче займа, например. Есть вероятность, что предприниматель неадекватно оценит нашу работу. Мы относимся к этому с пониманием. Но, как показывает оценка качества, которую мы регулярно проводим, большинство качеством коммуникации и нашей работы довольно.
— Как в СОФПП, экспертном институте, имеющем базу наработанных практик работы с МСП, оценивают состояние сегмента?
— Помните, как у Станислава Лема в «Непобедимом» — выживают самые приспособленные, наиболее многочисленные и гибкие. Самый мощный робот не в состоянии противостоять рою «мушек». Даже в нестабильной ситуации, когда строить планы практически невозможно, бизнес остается предприимчивым: он будет искать и находить наиболее эффективные варианты деятельности. Это определенное призвание, психотип, если хотите. Предприниматель способен адаптироваться к любым условиям, найти нишу и проявить себя. Это самые активные и изобретательные люди.
Хороший пример — рост числа самозанятых. Сейчас их в Свердловской области — 160 тысяч. А всего в регионе, по последним данным, около 200 тыс. предпринимателей. Целый класс креативных людей.
— Санкции их не останавливают?
— Нет. Например, дизайнер Дмитрий Шишкин на днях открыл в Екатеринбурге магазин одежды. Многие предприниматели, которые заняты в легкой промышленности, рассматривают санкции как возможность роста. Так, еще один наш клиент, производитель спортивной экипировки компания «Дрэгонфлай», тоже в декабре открыла фирменный бутик в торговом центре МЕГА. Аналогичная ситуация складывается с производителями технических устройств. Например, у тех, кто выпускает теплообменники, а раньше их завозили из Европы: заказы есть до 2026 года.
— То есть региональный бизнес прежде всего заточен на удовлетворение внутреннего спроса?
— Так было всегда. Большая часть предпринимателей работает, чтобы удовлетворить запросы жителей конкретных муниципалитетов. Сейчас покупательная способность снижается, но это временно. Экономика идет по синусоиде, без разницы, что послужило причиной падения. Это может быть банкротство ипотечных фондов в США или что-то еще, но потом последуют восстановление и рост.
У нас также достаточно много экспортеров. У тех, кто работает со странами СНГ, все неплохо. Проблемы у МСП, заточенного на Европу. Так или иначе поставки продолжаются, но есть существенные проблемы с оплатой. Приходится задействовать посредников.
Я уверен, что экономическая конъюнктура изменится, мы пройдем нижнюю точку и пойдем вверх, это неизбежно. Именно малый и средний бизнес поможет экономике начать расти. А сейчас его максимально нужно поддержать. В первую очередь льготными займами. Ни в коем случае не субсидированием, а именно займами по льготной ставке.
Мы как работали, так и работаем, хотя докапитализация нашего фонда не предполагается в обозримом будущем.
— Как развивается кластер креативной индустрии «Домна»? Он стал точкой притяжения МСП, готов вместить всех желающих?
— Сейчас запущено порядка тысячи квадратных метров. Еще около 2 тыс. квадратов будут открыты в следующем году. Будет оборудован зал для проведения массовых мероприятий. Но и сейчас «Домна» активно
собирает креативных предпринимателей, предоставляет им возможности для развития, общения, реализации продукции. Кстати, «Домна» — это не единственная точка креативной индустрии. Есть «Лето на заводе» в Сысерти, «Арт-резиденция» в Черноисточинске, «Самородок» в Нижнем Тагиле и т.д. Мы общаемся с кластерами со всей области и даже страны. Например, в конце декабря собрали креативные сообщества в «Домне» для обсуждения планов на будущий год.
— Я помню, что на старте «Домна» прежде всего должна была стать коворкингом. Потом концепция изменилась?
— Этот проект в самом начале развития, его конфигурация постоянно меняется. Да, изначально планировалось создать здесь коворкинг, то есть предоставлять креативному бизнесу рабочие места. Но потом стало понятно, что больший запрос есть на помещения для ивентов, а коворкингов уже достаточно. Мы в этом смысле трансформируемся очень быстро и дальше будем это делать.