Еще в начале 2022 года предприниматели из многих сфер указывали внешнеэкономические реалии как одну из основных причин для снижения объемов производства или удорожания готового продукта. К концу года ситуация изменилась: обозначились отрасли и конкретные предприятия, которые не просто сохранили темпы роста, но и продолжили расширять линейку производимой продукции, занимая новые для себя ниши.
Если хамон, то только по-уральски
Уральский мясокомбинат «Сибагро», одно из крупнейших мясоперерабатывающих предприятий в Свердловской области. В год 20-летнего юбилея мясокомбинат решил порадовать потребителей новым эксклюзивным продуктом. В апреле здесь заложили первую партию хамона по традиционному испанскому рецепту. Около месяца 15 свиных окороков провели в соли, затем их выдерживали в специальной холодильной камере, а после — продукт длительное время созревал при определенной температуре. В итоге в декабре уральский хамон был представлен для дегустации.
— У нас есть особенная порода свиней — дюрок. Ее разведением занимается свинокомплекс «Тюменский» (входит в агрохолдинг «Сибагро»). Свинина дюрок обладает уникальными свойствами: ароматная, вкусная и полезная. Она идеально подходит для приготовления хамона, — рассказывает директор Уральского мясокомбината «Сибагро» Роман Хайрулин. — В начале 2022 года при закладке этого продукта мы ставили перед собой три цели. Первая — проверить собственный профессионализм в создании новой для нашего предприятия и всего Уральского региона продукции. Вторая — понять, насколько этот продукт сейчас востребован в ресторанах. Третья — убедиться в том, что хамон интересен и розничным потребителям. Достичь целей помог выпуск первой партии.
Пробная партия вызвала большой интерес среди представителей сегмента HoReCa: практически весь объем продукции уже разошелся по лучшим ресторанам Екатеринбурга и Москвы. Сейчас Уральский мясокомбинат готовится заложить для просаливания новую партию свиных окороков, в шесть раз превышающую первую по объему.
Примечательно, что это не единственная продукция, которую ранее поставляли в Россию зарубежные производители, а теперь выпускают ведущие отечественные агрохолдинги. Еще один ценный для потребителя продукт, выпущенный Уральским мясокомбинатом в конце 2022 года — сырокопченые «Сальчичон Сибагро» и «Чоризо Сибагро» весом по 160 граммов. С конца декабря пробные партии этих колбас можно найти на полках в магазинах крупных федеральных сетей.
— В нашем сегменте мы стратегически используем возможность импортозамещения. Если раньше нужно было разрабатывать новые продукты, стимулировать на них потребительский спрос, исследовать рынок, то сейчас мы заполняем понятные ниши, освободившиеся по причине ухода из страны иностранных компаний, — поясняет Роман Хайрулин. — Есть большое количество направлений, по которым уже отработаны бизнес-стратегии, с конкретными клиентами и цепочками поставок.
Курс на устойчивый рост
Уральский мясокомбинат «Сибагро» в Екатеринбурге выпускает более 350 наименований продукции: охлажденное мясо, полуфабрикаты из свинины, большое разнообразие колбас и деликатесов. В общей сложности — 8 тыс. тонн колбас и деликатесов и 960 тонн полуфабрикатов в год. В качестве сырья используется мясо, выращенное на свинокомплексе «Уральском» под Богдановичем (Свердловская область). Ежегодно сотрудники предприятия разделывают 30 тыс. тонн полутуш.
Один из ключевых трендов последних лет: кроме охлажденного и замороженного мяса у покупателей на Урале, особенно в крупных городах, большой популярностью пользуются полуфабрикаты на кости, например, ребрышки для тушения и свиные позвонки. В 2022 году именно на поставках этой продукции в крупные торговые сети Уральский мясокомбинат «Сибагро» и делал упор. В 2023 году предприятие планирует расширить ассортимент поставляемой в сети продукции. Например, увеличить объемы поставок гуляша и поджарки. Эти полуфабрикаты ценны и удобны для потребителя тем, что позволяют сэкономить время: можно просто купить, принести домой, распаковать и сразу начать готовить — без разделки и дополнительной обработки.
В следующем году Уральский мясокомбинат планирует не только сохранить достигнутые объемы производства, а они за последние несколько лет увеличились в разы, но и нарастить их по некоторым видам продукции. Например, деликатесам.
– В 2023 году мы сосредоточимся на уверенном продвижении мясных деликатесов. Например, свиных варено-копченых лопаток и бекона, грудинок, сырокопченых колбас. Сейчас среди колбасных изделий мясокомбината популярностью у покупателей торговых сетей пользуются «Сосиски молочные по-сибирски» и «Сосиски мясные по-сибирски». Не снижая объемов поставок данной продукции в сети, в новом году мы также сакцентируем внимание на колбасе и деликатесах, — говорит Роман Хайрулин. — Спрос на них точно есть. В этом мы убедились по итогам участия осенью 2022 года в Агрофоруме. Дегустируя на нашем стенде различные виды колбасных и деликатесных изделий, 99% участников интересовались, в каких торговых сетях их можно приобрести. Поэтому на 2023 год одним из векторов развития является как раз увеличение объема поставок этой продукции в федеральные и региональные торговые сети.