Изменение формата обслуживания малого бизнеса позволит Банку Уралсиб укрепить позиции в этом направлении деятельности, считает управляющий Екатеринбургским филиалом банка Александр Киреев
Малое и среднее предпринимательство (МСП) стало в последние годы одной из ключевых групп клиентов для многих федеральных банков. Об итогах года и эволюции форматов обслуживания этого сегмента мы поговорили с управляющим Екатеринбургским филиалом Банка Уралсиб Александром Киреевым.
— Как текущая рыночная ситуация отражается на подходах банков к обслуживанию МСП?
— Раньше для клиентов этого сегмента была характерна плотная привязанность к банку: предприниматель обычно получал все услуги там, где открыт его расчетный счет. Сейчас границы размываются. Это связано с тем, что ряд крупных банков перестал осуществлять операции по внешнеэкономической деятельности и предоставлять некоторые другие сервисы из-за санкций. Результатом стала трансформация рынка. Многие компании имеют несколько счетов в разных банках. Изменились и требования клиентов к кредитным организациям. Для бизнеса сегодня важно, чтобы банк качественно исполнял свою основную функцию проведения расчетов, а в случае необходимости поддерживал кредитное плечо. И если в любой кризис обычно в первую очередь происходит снижение выдач кредитов МСП, то на этот раз мы такого падения не наблюдаем. Бизнес приспособился к санкционным ограничениям.
— В последний год Уралсиб кардинально меняет формат работы и настройку бизнес-процессов в сегменте МСП. Чем это обусловлено?
— Банк в сегменте МСП развивается очень динамично. В нашем кредитном портфеле малый бизнес составляет существенную долю, сформированы сильные конкурентоспособные продукты. Мы решили, что нужно адаптировать наши бизнес-процессы к требованиям рынка.
Обычно в банках предпринимателей обслуживают универсальные менеджеры и операционисты. Мы посчитали, что это не очень эффективно, и разработали новую модель взаимодействия с бизнесом. В ее рамках создаются специализированные подразделения, где работают специалисты только по привлечению новых клиентов из числа МСП, мы называем их хантерами.
Первые такие подразделения в качестве пилотного проекта были открыты в Екатеринбурге в 2021 году. Мы убедились, что модель работает, и решили ее развить, открыв отдельные Центры малого бизнеса.
Сегодня в них концентрируются сотрудники с разным функционалом и максимальными компетенциями по обслуживанию этой целевой аудитории. И это не только привлечение, но и развитие бизнеса клиентов,создание для них максимально комфортных условий. Такие специалисты закрывают полностью весь набор потребностей МСП в банковском сервисе.
Первый пилотный центр начал работать в Екатеринбурге в ноябре 2021 года. Ровно через год, 22 ноября 2022-го, в столице Среднего Урала открылся второй такой центр. Модель показала эффективность: по итогам 2021 года количество новых клиентов выросло на 40%. Кроме того, мы ориентируемся на такой целевой показатель, как доля рынка активных клиентов банка на рынке. По Свердловской области этот показатель с момента открытия первого Центра малого бизнеса вырос почти до 4%. За прошедший год такие центры открылись во многих городах региональной сети Уралсиба и будут открываться в будущем. Всего на сегодня у нас в банке работает 20 Центров малого бизнеса.
— Почему именно Екатеринбург был выбран пилотным регионом для отработки новой модели?
— Во-первых, у нас сформирована слаженная профессиональная команда в направлении работы с малым и средним бизнесом. Во-вторых, в нашем регионе хорошо развиты экономика, промышленность, сервисный сегмент. Банк видит потенциал роста бизнеса на уральском рынке, здесь достаточно высокая емкость сегмента МСП, макроэкономические показатели развития региона опережают средний уровень по стране.
— Какие требования предъявляются к персоналу Центров малого бизнеса?
— Главное — это креативное мышление.
В банке разработана внутренняя система обучения, опытные наставники передают свои знания по специальным методикам.
— Каковы ваши дальнейшие планы по развитию этого формата?
— Будем усиливать команду развития клиентов, особенно премиального сегмента.
К этой целевой группе мы относим предприятия с выручкой более 100 млн рублей в год. Такие клиенты требуют особого внимания. Сейчас многие стандартные операции автоматизированы и совершаются дистанционно. Однако общение с людьми необходимо. Мы видим, что такой категории клиентов нужен прямой контакт с банком для решения различных вопросов. С этой целью мы создали бизнес-клуб «Перспектива» для премиальной группы клиентов МСБ. Первые два мероприятия клуба уже прошли в Екатеринбурге и Челябинске, далее он будет работать на постоянной основе во многих городах.
— Какую цель ставит Банк Уралсиб, проводя такую масштабную трансформацию обслуживания малого и среднего бизнеса?
— Мы стремимся содействовать развитию предпринимательства. Новый формат взаимодействия с бизнесом мы не случайно запускаем во время сложной экономической ситуации. Мы убеждены, что таким образом поможем нашим клиентам справиться со многими трудностями. Также не скроем, что как один из крупнейших игроков на банковском рынке МСП, Уралсиб стремится еще больше укрепить свои позиции в этом сегменте. По итогам 2021 года Уралсиб показал высокий темп роста кредитного портфеля МСП, и в этом году динамика обещает быть весьма впечатляющей.