Обновление транспортной инфраструктуры на Урале и в Западной Сибири почувствовали водители, пассажиры общественного транспорта и пешеходы
Национальный проект «Безопасные качественные дороги» стартовал еще в 2019 году, тогда под другим названием. Его главная цель — повышение качества жизни населения. Содержательная часть — строительство магистралей, мостов и путепроводов, внедрение интеллектуальных транспортных систем, обновление общественного транспорта.
В 2021 году благодаря нацпроекту комплексно обновлено около 16,5 тыс. км дорог в 84 субъектах федерации (за исключением Москвы), установлено более 172 тыс. дорожных знаков и 2,5 тыс. светофоров, около 1,2 млн пог. метров барьерного ограждения, более 204 тыс. пог. метров пешеходного ограждения, свыше 848 тыс. пог. метров линий освещения, нанесено 19 млн пог. метров разметки. Новый общественный транспорт поступил в 14 городских агломераций (в том числе на Урале — в Екатеринбургскую и Пермскую). Это 324 автобуса и 153 троллейбуса, обеспечивающие комфортную и безопасную перевозку пассажиров. Федеральная поддержка осуществляется с применением механизма лизинга — путем предоставления перевозчикам права приобретения транспортных средств со скидкой 60% от их стоимости.
Разумеется, каждого из нас интересует, что делается в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в конкретном регионе проживания. В текущем году среди всех субъектов РФ Урала и Западной Сибири наибольшую финансовую поддержку федерального бюджета получила Башкирия — 10 млрд 882 млн рублей, остальные девять субъектов вместе взятые —
14 млрд 222 млн рублей (см. таблицу). При этом наибольшие объемы по укладке дорожного покрытия в 2022 году запланированы в Оренбургской области — 2808 тыс. кв. метров. План, кстати, досрочно выполнен. За год в Оренбуржье привели в нормативное состояние более 300 км региональных трасс и дорожной сети агломераций Оренбурга и Орска. В частности, в октябре сдан участок протяженностью свыше 11 км трассы Каменноозерное — Медногорск. Благодаря нацпроекту одну из главных транспортных артерий центральной части области поэтапно ремонтируют на протяжении нескольких лет: укладывают выравнивающий и верхний слои асфальтобетона, укрепляют обочины, обустраивают съезды на второстепенные дороги, наносят разметку, устанавливают знаки, барьерные ограждения и остановочные павильоны. Общая протяженность отремонтированной дороги — 57 км из 177.
В октябре открыты для движения после реконструкции два участка федеральной дороги Р-242 Пермь — Екатеринбург: протяженностью 11 км в Пермском крае и 15-километровый отрезок в Свердловской области. Один из этих участков является частью транспортного коридора запад — восток и маршрута Казань — Екатеринбург, развитие которого должно завершиться до конца 2024 года. Реконструкция и капитальный ремонт с расширением до четырех полос и разделением встречных потоков позволили повысить скорость и безопасность движения, производительность транспортных средств, снизить себестоимость доставки грузов, а также улучшить экологическую обстановку.
В числе крупнейших инфраструктурных проектов на Урале — строительство в Башкирии восточного выезда из Уфы на федеральную трассу М-5 «Урал». Стоимость работ — свыше 33,5 млрд рублей. Протяженность — почти 14 км: выезд будет включать автодорожный тоннель длиной 1,2 км, мост через реку Уфу с эстакадой в 2,7 км и 10-километровую трассу. На строительстве задействовано более 2 тыс. специалистов, 214 единиц строительной техники. Объект готов уже более чем наполовину, ввести его в эксплуатацию планируется в 2024 году.
Продолжается реконструкция дорожной инфраструктуры в границах городских агломераций. Из недавних примеров — открытие в ноябре отремонтированной развязки на восточном обходе Перми протяженностью 3,5 км. Подрядчик уложил нижний и верхний слои асфальтобетона с применением смеси ЩМА-16, устойчивой к образованию колеи. Стоимость работ — 30 млн рублей. Этот отрезок дороги очень важен для жителей Перми — это выезд на восточный обход из крупных микрорайонов города, таких как Садовый, Южный, Ива-1, Погода.
В Екатеринбурге благодаря нацпроекту в текущем году обновили 15 объектов общей протяженностью 17 км, в том числе привели в нормативное состояние три улицы, ведущие к популярным туристическим местам. Так, проведены работы на одной из старейших улиц города — Куйбышева. К нормативу приведен участок между Московской и Белинского, где расположены излюбленные места отдыха гостей мегаполиса и его жителей: Екатеринбургский государственный цирк, спортивный комплекс «Юность», дендропарк и сад Центра современного искусства.
В Тюмени большое внимание уделяется внедрению интеллектуальной транспортной системы. В этом году здесь обновили систему мониторинга транспорта и детекции аварий, которая собирает видео со 108 камер, установленных на оживленных улицах агломерации. Оборудование отслеживает интенсивность транспортного потока, его состав, скорость, задержки и плотность движения, а также длину очереди. После сбора информации система анализирует аномалии, например, резкое изменение скорости, направления или остановку машин, что может указывать на возникновение инцидента. Система может различать шесть типов ДТП и определять, произошла ли авария с участием пешехода или без, значительные или легкие повреждения получили транспортные средства, перевернулся ли автомобиль в результате происшествия. Такой функционал позволяет оперативно оповестить все экстренные службы — вызвать скорую помощь или эвакуатор, в случае необходимости изменить организацию движения на участке транспорта, в том числе общественного.
В рамках развития интеллектуальной транспортной системы в Тюмени также внедряется модуль программно-аппаратного комплекса видеоаналитики для подсистемы светофорного управления. Система будет оценивать потоки автотранспорта и регулировать работу светофоров. Дополнительное оборудование устанавливается в районах пересечения обхода Тюмени с улицами Республики, Барнаульской и Старотобольским трактом. Еще один комплекс монтируется на улице 30 лет Победы. Всего на первом этапе должны заработать пять «умных» светофоров.
Благодаря нацпроекту продолжает обновляться общественный транспорт. Так, в этом году в Пермскую агломерацию поступило 33 автобуса НефАЗ. Салон рассчитан на 96 пассажиров и адаптирован для маломобильных граждан: предусмотрена зона для инвалидной коляски и откидная платформа для подъема и спуска. Машины оснащены информационным табло, приборами видеонаблюдения, навигационным оборудованием (системой ГЛОНАСС). Всего за три года действия программы обновления общественного транспорта пермяки получили 112 новых автобусов, в 2023 году планируется закупить еще 31.
Автопарк Челябинска в этом году пополнили 16 новых автобусов ЛиАЗ, работающих на компримированном природном газе. Новый подвижной состав оснащен кондиционером, автоматической системой обнаружения и тушения пожара, видеонаблюдением. В каждом автобусе установлены тахограф и система контроля за состоянием водителя. Кроме того, в салоне предусмотрено специальные место для крепления инвалидных кресел и для собаки-поводыря. В ближайшие два года челябинцы должны получить еще 65 автобусов.
«В этом году мы сделали опытные участки на одном из спортивных объектов Международного фестиваля университетского спорта, который пройдет в Екатеринбурге в 2023 году. Был подобран специальный оттенок цветного защитного состава, который полностью отвечает требованиям госзаказчика. Участвуя в таком грандиозном проекте, мы чувствуем большую ответственность и готовы выполнить любые запросы по цветовой палитре от заказчиков»
Ксения Лаврова, руководитель продаж компании “Современные дорожные материалы” (СДМ), официального дистрибьютора “ГПН-БМ”
Среди главных задач, которые поставлены перед национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги», — применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, контрактов жизненного цикла, наилучших технологий и материалов. Какие передовые решения для строительства и эксплуатации дорог готовы предложить отечественные производители?
Следуя в русле мировых тенденций, инновационную технологию, повышающую безопасность участников дорожного движения, предлагает компания «Газпромнефть — Битумные материалы» (ГПН-БМ). Речь идет о цветных защитных составах (ЦЗС) «Брит», которые наносятся на дорожное покрытие, чтобы разделить потоки участников движения: пешеходов, велосипедистов, автомобили, общественный транспорт. Контрастное цветовое разделение различных участков дороги концентрирует внимание и воздействует на человеческую психику гораздо строже, чем простая разделительная полоса, отсюда — более дисциплинированное соблюдение ПДД.
Повысить безопасность дорожного движения с применением ЦЗС «Брит» предлагается методом цветового обозначения парковочных мест, пешеходных дорожек на парковочных пространствах торговых и спортивных центров, объектов благоустройства, перронов вокзалов, остановок общественного транспорта, аэропортов и аэродромов, портовых сооружений, промышленных объектов, АЗС, придомовых территорий. Например, в парках, где выполнено цветовое решение разделения потоков пешеходов и велосипедистов, создаются безопасное регулируемое движение и комфортная предсказуемая среда.
Помимо повышения безопасности участников дорожного движения, цветной защитный состав имеет и ряд других важных преимуществ: позволяет избежать первичных признаков разрушения асфальтобетона, продлить срок использования от трех до пяти лет, придать ему вид свежеуложенного.
ЦЗС «Брит» наносят методом холодного применения вручную или с помощью средств малой механизации. Стабилизация материала происходит в течение двух-пяти часов.
А уже через пять-десять часов можно открывать движение. Цветной защитный состав устойчив к истиранию, сохраняет коэффициент сцепления с поверхностью. Так, срок службы ЦЗС «Брит» на объектах городской велоинфраструктуры составляет минимум два года.
Примеров применения ЦЗС «Брит» уже достаточно много по всей стране: это дороги, паркинги и общественные пространства в Тюмени, Кургане, Ханты-Мансийске, Краснодаре, Санкт-Петербурге, Красногорске Московской области и других городах.
Работая во многих регионах страны, СДМ содействует внедрению и широкому использованию передовых отечественных научных разработок в сфере строительства и эксплуатации дорог.