Пышминская сеть магазинов-пекарен «Квартал» три десятилетия демонстрирует удивительную живучесть и призывает на свою орбиту торговые объекты в других провинциальных городах
Торговая сеть «Квартал» в Верхней Пышме Свердловской области признана в 2022 году министерством АПК и потребительского рынка региона лучшей фирменной сетью местного производителя. Собственник «Квартала» — 57-летний предприниматель Николай Шабанов. За долгие годы в условиях жесткой конкуренции ему удалось выстроить грамотное позиционирование торговых объектов, что позволяет «Кварталу» спокойно развиваться в соседстве с федеральными сетями.
— Как давно вы начали заниматься торговым бизнесом в Верхней Пышме?
— В Верхней Пышме я живу с 1988 года, фактически был одним из первых предпринимателей в городе. Получил даже советский патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью. Нашей компании «Монолит-Маркет» уже более тридцати лет, название никогда не меняли. Работаем очень стабильно — ровно, спокойно и органично.
— Когда появился первый магазин «Квартал»?
— В 1994 году. Начали с киосков, когда пошла киосочная волна. Как все нормальные люди, эволюционировали, росли. Появился первый магазин. Он совершенно случайно оказался магазином с пекарней. По договору приватизации мы обязались сохранить профиль — пекарню. Вот так исторически сложилось, что с 1994 года мы, приобретя первый торговый объект, стали развивать это направление: магазин у дома с пекарней.
Наши пекарни — полного цикла производства: от муки до изделий. Выпечку готовим на месте. Я люблю все качественное и натуральное, поэтому сохраняю в производстве старые советские технологии, без современных улучшителей.
Мы свои, местные, у дома, потому что налоги платим нашему городу, а прибыль вкладываем в нашу городскую среду.
— На чем еще отстроили позиционирование от федеральных торговых сетей?
— В последние годы стремимся к уникальности. Это не только выпечка, пельмени и вареники собственного производства. Мы наработали уникальный ассортимент товаров. Это тысяча товаров, которых вы больше нигде не найдете. Из Греции, Грузии, Армении, Южной Кореи. Пакистанский чай, иранский ягодный кисель. Ну и, конечно, продукция местных товаропроизводителей. Ассортимент очень большой: молоко, хлеб, овощи. Я десять лет искал молоко моего детства, и сегодня мы продаем такое в нашей торговой сети.
И не только молоко, а все продукты из него — кефир, ряженку, творог, обалденные сливки, масло, сыры.
Вы можете обнаружить точечно десять-двадцать позиций этих товаров в хорошем большом магазине. Но такой концентрации качественного товара и за такие деньги нет. Есть магазины, позиционирующие себя люксовыми, но там ценник на подобные вещи выше на 50 — 100%.
— Это довольно рискованно — торговать более дорогими по сравнению с обычными товарами. Тем более в маленьком городе, где у жителей не такие большие зарплаты, как в мегаполисе.
— Абсолютно точно — сложнее. И такой формат я не встречал ни в соседнем Екатеринбурге, ни в Москве, ни в Питере. Постоянно учусь, изучаю, смотрю, мониторю коллег по цеху.
Рискованно или нет, но мой формат магазина — «для себя». Я торгую в своем магазине тем, что нравится лично мне. Мне абсолютно не интересно купить что-то дешево и продать дорого. Нет такой цели. Если я нахожу какой-то классный и качественный товар, стараюсь, чтобы он появился на полке по разумной цене.
— Приоритет — продовольственные товары?
— В основном да, но у нас есть и промышленная группа с уникальными товарами. Промышленный отдел небольшой, но он есть. Те же экологичные моющие средства Wonder Lab для детей и животных, для уборки дома от нашего местного уральского производителя (подробнее о екатеринбургской компании «БиоМикроГели» см. «Э-У» № 30 — 35 от 29.08.2022. — «Э-У»). Когда человек ими воспользовался, он сразу видит эффект.
— В ваших магазинах также представлены товары для людей, придерживающихся здорового образа жизни.
— Я сам «зожник». Мне нравятся многие продукты здорового питания, поэтому поддерживаю в том числе и эту категорию товаров. В «Квартале» можно купить кокосовые молоко, сливки, масло, много других качественных здоровых продуктов.
— Что представляет собой ваш среднестатистический покупатель?
— Ориентируюсь на себя: 99% продуктов, которые потребляет моя семья, покупаются в «Квартале». Мы работаем для любого нормального здравомыслящего человека, у кого в приоритете здоровье, а не какие-то дешевые товары. Ко мне приходят люди от самых обычных до очень богатых. Есть магазины эконом-класса, но большинство торговых сетей представляют собой средний массмаркет. Мой формат магазина — средний плюс.
— Площадь ваших торговых объектов тоже часть корпоративного формата или допускаются разные варианты?
— Формат в идеале 100 — 150 кв. метров. В последние год-два мы максимально стремимся к тому, чтобы торговые объекты были не меньше 100 квадратов. Где можно увеличить торговый зал, мы этим занимаемся.
Есть и другой формат, который внедрим в этом году. Есть и формат магазина будущего, который появится только в следующем поколении. Ничего подобного на сегодня еще нет.
— Подробнее об этом можете рассказать?
— Это крутая фишка, но говорить о планах я не люблю. Будет сделано — люди увидят. В том, что это примут в нашем городе и еще где-либо, я не сомневаюсь. Но для этого должно прийти время.
— Торговые объекты располагаются в арендуемых помещениях или это ваша собственность?
— Стараюсь не работать в арендных помещениях, все приобретаю в собственность, чтобы не быть зависимым от кого-то.
— От банков тоже независимы?
— В определенной степени. Независимость относительная: понятно, что без банка работать мы не можем. Например, без эквайринга. Но с банковскими кредитами стараюсь не связываться, хотя какой-то принципиальной позиции в этом вопросе у меня нет. Пока стараюсь работать на свои средства, спокойно, органично. Надо будет — возьму кредит, но пока такой необходимости нет.
— Сколько у вас сейчас магазинов?
— 11 торговых точек: семь магазинов и четыре павильона. Они все располагаются в Верхней Пышме в районе улиц Калинина и Машиностроителей. Территориально мы охватываем одну треть города.
— Для чего нужна такая компактность? Почему не расширяете географию присутствия?
— Потому что я живу в этой трети. Здесь у меня дом, офис в 400 метрах от дома.
И вокруг офиса расположены все мои объекты. Чтобы заглянуть во все 11 точек, надо проехать 5 км. В течение часа могу объехать все свои объекты, приняв по каждому из них за три-пять минут какие-то управленческие решения. Это очень классно. Ядро сформировано, к этому я шел почти десять лет. А куда дальше продвигаться, жизнь подскажет.
— То есть вы определили для себя периметр деятельности. Это не сдерживает развитие?
— Я могу открыть магазин в любом месте. Естественно, потихоньку мы расширяем географию, но придерживаясь ядра. Суть не в том, чтобы открыть еще один магазин — в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле или Москве. Дело в целесообразности.
Я могу открыть магазин в 300 метрах от себя, и он будет работать высокоэффективно. А чем дальше объект, тем сложнее им управлять.
— Вы сторонник того, чтобы лично управлять всеми своими объектами?
— Пока работаю именно так. Не то чтобы я был сторонником этого, но сегодня история такова.
— Проблема в подборе грамотных управленческих кадров или просто не хотите доверить кому-то часть бизнеса?
— Ни то, ни другое. Проблемы никакой нет. Я доверяю огромному количеству специалистов, они хорошо делают свою работу. Но я не знаю того, кто бы смог выполнить мою работу лучше меня или так же, как я. Ну и пока нет жесткой потребности, я спокойно справляюсь сам. Вот когда перерастем себя, займемся и этим вопросом.
Это большая ошибка — стремиться открыть как можно больше магазинов. Какой в этом смысл?
— Чтобы извлекать больше прибыли и продолжать развивать бизнес. Разве это не стремление любого предпринимателя?
— Абсолютно с вами согласен. Но развитие бизнеса должно быть здоровым и разумным, что собственно я делаю и демонстрирую для многих. Когда у человека есть три-пять дохлых магазинов, а он при этом открывает следующий, он не развивается, а погибает. Приобретая очередной объект, он получает не актив, а жуткий пассив, добавляет себе еще один геморрой.
Поэтому я твердо решил еще семь-восемь лет назад: пока не наведу идеальный порядок в том хозяйстве, которое есть, двигаться дальше смысла нет. А наведение порядка в своей сети точно займет время до конца года. Дальше — посмотрю.
— Какова ежегодная динамика роста торговых точек вашей сети?
— Стабильная. С партнером мы приняли решение открывать по одному магазину в год. Так и прибавляем. Немножко внесла коррективы пандемия, но в целом за последние лет пять мы ежегодно либо меняем старые и слабые объекты на новые, либо открываем новые торговые точки. Растем спокойно и органично. Что касается экономических показателей, то ставим себе задачу ежегодно прирастать в товарообороте на 30%. И в последние годы мы эти показатели выдерживаем.
— Кто ваши контрагенты?
— На сегодня у нас порядка 170 партнеров-поставщиков, производителей, дистрибьюторов — как местных товаропроизводителей, так и зарубежных партнеров. Мы готовы работать не со всеми, ведем свою селекцию. Приоритет отдаю высококачественным товарам. Вот у меня вчера зашел кенийский финик — натуральный, цельный, без обработки. И я счастлив.
— Работаете без посредников?
— Напрямую работать нереально. У нас пока не такая большая сеть, чтобы получать товар без посредников. Как правило, один посредник, но имеется: либо из Москвы, либо из какого-то дальневосточного города, если это корейские или вьетнамские товары. Но в любом случае я получаю на полку достаточно конкурентные товары с адекватным ценником.
— Присматриваетесь к другим городам области?
— Если только в варианте франшизы.
Я готов помочь людям, но самому лезть в другие города пока смысла не вижу.
— Ваш бизнес уже упакован в виде франшизы?
— Он практически готов. Но я это вижу не в виде классической франшизы, а несколько в другом ключе. Может быть, звучит утопично, но я бы хотел создать клуб друзей и партнеров, с которыми бы двигался дальше. Даст бог, придут такие люди, из новой формации или из старичков. Поскольку наш формат дает самые крутые результаты, надо его тиражировать.
Мы находимся рядом с Екатеринбургом, но у провинции другой рынок. Мы — спальная окраина. У нас нет притока туристов, людей бизнеса. Ряд сетей, торгующих продуктами здорового питания, показывают успешную модель развития в городах-миллионниках. Но при открытии магазинов в Верхней Пышме или других провинциальных городах их ожидания оказываются завышенными. Их не так радужно встречают не от того, что не любят (они молодцы и красавцы). У нас нет такого количества деловых людей, готовых забежать, быстренько что-то купить и побежать дальше. Богатые люди из нашего города едут в основном в Екатеринбург и Москву. А здесь остаются обычные люди в спальных районах.
Поэтому тут своя специфика, которую даже не описать в трех словах.
— Поясните вашу идею о формировании клуба друзей.
— Я имею в виду клуб партнеров в сфере розничной торговли. Надеюсь, что к нам под бренд «Квартал», или как сейчас принято говорить — под франшизный клуб, все равно кто-то придет. Я готов это развивать. У меня есть идеи, я понимаю все нормативы, стандарты и технологию работы.
— Речь идет о том, чтобы объединить в клуб под брендом «Квартал» одинокие магазинчики в провинциальных городах?
— Да, я бы очень этого хотел. Но хочется видеть людей заинтересованных, готовых учиться, развиваться и расти вместе, тех, кто любит свою профессию.
— Какая цель? Противостояние федеральным сетям?
— Этой цели вообще уже нет в моей жизни — противостояние кому-либо. У меня совершенно нет конкурентов. Каждый живет своею жизнью. А конкурировать с федералами… Мы можем повлиять на силу и направление ветра? Наверное, нет. Но правильно поставить парус, если обладать определенными навыками и знаниями, мы в состоянии. Я для себя сделал такой вывод, иду своей дорогой. И приглашаю людей, которые не просто хотят, а любят свою работу и готовы развиваться, в клуб «Квартал», чтобы дальше двигаться и расти вместе.
Я отстроился практически от всех. У меня куча планов, идей, мыслей, и я их по мере сил и возможностей реализую. Надеюсь, к концу этого года удастся завершить большую комплексную работу по приведению всех объектов своей сети под стандарт и мое видение. На данный момент ни один мой магазин пока не соответствует тому, как мне это видится: где-то надо добавить холодильник, где-то полку, где-то сделать акцент на определенную товарную категорию. К концу этого года появится более свежая и более интересная модель магазина, которой нигде еще нет, по крайней мере, в России.