Российский авторынок попал в серьезную зависимость от производителей КНР, хотя большая экспансия китайского автопрома еще не началась
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2022 году на российском рынке реализовано 687 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Падение колоссальное — это всего 41,2% от объема предыдущего года. Причины лежат на поверхности: острый дефицит импортных автокомпонентов (из-за чего тормозилась работа отечественного автопрома) и отказ от сотрудничества с Россией ведущих международных брендов.
Как отметил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев, существенно изменилось соотношение массового и премиального сегментов на рынке: «Санкционная политика некоторых стран была направлена в первую очередь в сторону премиума. Соответственно наш рынок премиальных автомобилей (очень крупный, высокомаржинальный и очень интересный), который всегда был в районе 9 — 10% в общем объеме продаж, по результатам 2022 года сузился до процента с небольшим».
Практически все автомобильные бренды, представленные на отечественном рынке, сократили объемы продаж за прошлый год. Из первой двадцатки по реализованным в стране авто прибавили лишь УАЗ (плюс 5%) и китайские марки Chery (рост на 4%) и Chery Exeed (премиальный суббренд Chery, увеличение в 3,6 раза). В первой десятке по итогам 2022 года сразу три китайские марки: Chery (пятая позиция по объемам продаж), Haval (восьмое место) и Geely (девятое место).
Пока единственное действующее производство китайских машин в России организовано на заводе Haval на территории индустриального парка «Узловая» в Тульской области (комплекс открыт в июне 2019 года, спустя два года модернизирован, в конце января 2023 года здесь выпустили стотысячный автомобиль). На тульском заводе собирают городские кроссоверы Haval Jolion, интеллектуальные кроссоверы Haval F7, кросс-купе Haval F7x, высокофункциональные кроссоверы Haval Dargo и рамные внедорожники Haval H9. В сентябре прошлого года флагман бренда Haval Jolion был включен в программу государственного льготного автокредитования Минпромторга РФ.
В том числе и по этой причине продажи модели в 2022 году увеличились по сравнению с предыдущим годом на 73% и превысили отметку в 17 тыс. машин.
Растет и количество дилеров китайских брендов. По данным агентства «Автостат», на территории России в январе 2023 года их работало уже свыше тысячи, что почти в полтора раза превышает показатель годичной давности. «Лидировавшие ранее европейские бренды сейчас в общей сложности имеют 721 дилера — на 163 меньше, чем годом ранее. Интересы японских брендов в РФ представляют 518 компаний (-145 дилеров в 2022 году), российских — 452 (+34), корейских — 396 (-3), американских — 24 (-109). При этом многие из «выбывших» дилеров перешли в разряд сервисных партнеров. Всего же на середину января 2023 года в России числится 3164 автодилера.
И это на 56 меньше, чем год назад», — говорится в сообщении «Автостата».
Впрочем, говорить о китайской экспансии на российском авторынке преждевременно. Действительно, китайцы начали активно и повсеместно осваивать опустевшие автосалоны и открывать собственные дилерские центры. В то же время объем поставок китайских авто снизился примерно на 5% по сравнению с 2021 годом. Большинство дилеров в России получили совсем немного китайских автомобилей — буквально 10 — 15 машин в месяц, что не позволяет им создать серьезный парк для дальнейшего обслуживания и зарабатывать на сервисных услугах и запчастях.
Продажи новых легковушек марки «Лада» за прошлый год упали почти в полтора раза (до 189 тыс. машин). Тем не менее ведущий отечественный автопроизводитель сохранил лидерство в списке самых продаваемых в России брендов. Просто конкуренты просели еще сильнее. Например, компания Renault (минус 70%) покинула российский рынок, а поставки автомобилей Kia (минус 68%) в дилерские сети стремятся к нулю.
АвтоВАЗ восстановил работоспособность и продолжил поставки автомобилей дилерам. «В условиях разрыва логистических цепочек АвтоВАЗ совместно с российскими поставщиками смог заместить более 200 позиций компонентов и материалов, заблокированных к поставке. Производство автомобилей было приостановлено весной 2022 года, но уже 8 июня сборка вновь стартовала. С 29 августа 2022 года автосборочный комплекс АвтоВАЗа в Тольятти перешел на режим шестидневной рабочей недели, в связи с чем на предприятие было принято более тысячи новых сотрудников. К концу 2022 года темп производства на двух линиях составил 24 тысячи автомобилей в месяц. Это позволило удовлетворить спрос на отечественном авторынке», — сообщила корпоративная пресс-служба.
В числе задач АвтоВАЗа на 2023 год — выпуск LADA Vesta NG в Тольятти, запуск производственной площадки в Санкт-Петербурге, возобновление производства семейства Largus, а также организация производства опытной партии электромобилей e-Largus в Ижевске. Среднесрочные проекты АвтоВАЗа — новое семейство автомобилей сегмента B, которые планируется поставить на производство к концу 2024 года, и кроссовер на платформе LADA Vesta, начало его выпуска ожидается в конце 2025 года.
По информации автодилеров, из 60 автомобильных брендов на отечественном рынке осталось только 14: три российских («Лада», ГАЗ, УАЗ) и китайские (Haval, Chery, Geely, Chery Exeed, Changan, FAW, Omoda, GAC, Dongfeng, Great Wall, JAC). Ожидается, что могут прийти еще два-три китайских производителя, а также иранский бренд Iran Khodro. Кроме того, в конце 2022 года отгрузку автомобилей в столичные дилерские центры начал Московский автомобильный завод «Москвич». В январе «Москвичи» будут поставлены еще в десять российских городов, включая Екатеринбург, Уфу и Ижевск. Первой моделью, сошедшей с конвейера МАЗа, стал городской кроссовер «Москвич 3» с бензиновым турбомотором в паре с автоматической трансмиссией CVT или шестиступенчатой механической коробкой передач.
«На первом этапе, с декабря 2022 года, будет происходить крупноузловая сборка “Москвич 3” и электромобилей с постепенным повышением доли локализации. Для скорейшего старта этого этапа “Москвич” привлек иностранного партнера и наладил новые цепочки поставок. При этом летом параллельно с этим этапом мы уже приступили к разработке собственной новой универсальной платформы российского электромобиля. При всесторонней поддержке правительства России — к созданию производства ключевых автокомпонентов», — пояснили в пресс-службе предприятия.
Машины, произведенные в России, составили чуть меньше трех четвертей отечественного рынка новых легковушек в 2022 году. По статистике Национального агентства промышленной информации, за прошлый год доля таких автомобилей уменьшилась на 8,7%. Среди машин иностранного производства больше всего продано тех, что ввозились из Китая (72,9 тыс., рост в 2022 году на 36,1%) и Казахстана (13,7 тыс., рост на 147,4%). Примечательно, что поставки из КНР включают не только машины собственно китайских брендов, но и производимые в этой стране автомобили европейских, американских, японских марок. Из Казахстана в нашу страну везут Hyundai, Kia, Chevrolet и JAC. Из Белоруссии — преимущественно Geely. Вместе с тем объем параллельного импорта новых легковушек, произведенных в европейских странах и Японии, пока незначителен и не делает погоды на российском рынке.
Однако эксперты АЕБ прогнозируют развитие параллельного импорта автомобилей, который в 2023 году может достичь промышленных масштабов. Среди других трендов 2023 года они выделили развитие в России собственного производства автокомпонентной базы, которое вкупе с льготными автокредитами должно подстегнуть продажи, в особенности электромобилей. Если говорить про прогноз в целом на 2023 год, то, по мнению экспертов АЕБ, на российском рынке будет реализовано 700 тыс. новых легковушек, что означает потенциальный рост на 12% к уровню 2022 года. «Это средний, умеренный прогноз (не оптимистичный и не пессимистичный). Мы думаем, что при благоприятном стечении обстоятельств, при стабилизации общей ситуации в мире возможен и более высокий рост», — добавил Алексей Калицев.
Что касается легковых автомобилей с пробегом, здесь также наблюдается снижение объемов продаж, хотя гораздо в меньших объемах, чем на рынке новых машин. По данным «Автостата», объем вторичного рынка за 2022 год составил около 4,9 млн авто, что на 18,8% меньше показателя предыдущего года. При этом абсолютное лидерство среди иномарок сохраняет Toyota — 542 тыс. машин (снижение на 17,3%).
На сегодняшний день проще и выгоднее ввозить в Россию японские машины, чем иномарки из Европы. Как следствие — значительный рост автомобильного импорта с восточного направления. По данным пресс-службы Владивостокской таможни, в прошлом году через Владивосток ввезено почти 200 тыс. подержанных автомобилей, что на 72% превышает показатель 2021 года. В основном это представители японского автопрома — Toyota, Mazda, Nissan, Honda, Subaru и Suzuki, но есть и «корейцы» — Hyundai и Kia.
Сокращение объемов продаж автомобилей негативно отразилось в том числе и на автокредитовании. Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) еще не опубликовало данные по итогам прошлого года, пока имеется статистика только за десять месяцев: в январе — октябре 2022 года выдано автокредитов на сумму 546,2 млрд рублей, что на 41,3% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. При этом по сравнению с десятью месяцами «пандемийного» 2020 года объем выданных автокредитов в 2022 году сократился не так значительно — на 10%.
— Существенное сокращение выдачи по сравнению с 2021 годом объясняется не только ростом рыночных ставок в марте-апреле 2022 года, но и общим дефицитом новых автомобилей, — прокомментировал статистику директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. — При этом необходимо учитывать тот факт, что поддержку сегменту автокредитов и всему авторынку оказывает возобновившаяся в июле государственная программа льготного автокредитования.
В целом банки продолжают придерживаться консервативного подхода при кредитовании граждан и выдают автокредиты тем, у кого значение персонального кредитного рейтинга находится на высоком уровне.
В региональном разрезе в январе — октябре 2022 года самую серьезную динамику снижения объемов выданных автокредитов по сравнению с тем же периодом предыдущего года среди 30 регионов-лидеров в данном виде розничного кредитования продемонстрировали Москва (49,2%), Свердловская область (48,5%), Краснодарский край (45,0%), Самарская (44,9%) и Нижегородская (44,4%) области, а также Санкт-Петербург (43,7%). Наименьшее падение объемов выдачи автокредитов было отмечено в восточных регионах — Красноярском крае (27,3%), Иркутской (28,1%), Кемеровской (28,1%) и Тюменской (30,8%) областях, а также в Алтайском крае (32,0%).
Добавим, что в первой десятке российских регионов по объемам выданных автокредитов за десять месяцев 2022 года традиционно присутствуют три уральских субъекта РФ: Башкирия (шестая позиция), Челябинская и Свердловская области (восьмое и девятое места соответственно).
Объемы выдаваемых автокредитов напрямую зависят от развития рынка продаж новых машин. С учетом прогноза умеренного роста российского рынка в 2023 году можно предположить и положительную динамику выдачи автокредитов.
Как сказалось на автолизинге серьезное сокращение в 2022 году российского авторынка, уход популярных брендов и значительный рост цен на оставшиеся авто, рассказывает руководитель дивизиона «Урал» ООО «Балтийский лизинг» Роман Исламов
— Главный тренд 2022 года для российского бизнеса — адаптация. Автолизинг здесь не исключение. Однако сейчас уже можно сказать, что лизинговые компании проявили гибкость и смогли оперативно перестроиться на работу в новых условиях.
Большинство лизинговых компаний в 2022 году нарастили количество сделок с китайскими брендами, среди которых — Exeed, Нaval, Geely, Chery, Omoda. На интерес клиентов к этим маркам повлиял не только дефицит европейских брендов, но и политика производителей из КНР. Последние годы они не только совершенствовали свою продукцию, но и развивали дилерскую сеть в России. Те лизинговые компании, кто обратил внимание на эту тенденцию ранее, смогли в 2022 году предложить клиентам более выгодные условия приобретения китайских авто в лизинг.
По данным аналитического агентства «Автостат», доля китайских марок на российском рынке новых легковых автомобилей в 2022 году составила 37%. Очевидно, что в 2023 году она продолжит расти.
Также можно ожидать и роста отечественного автопрома, завершившего 2022 год с той же долей в структуре рынка, что и год назад — 37%. АвтоВАЗ уже заявил о планах по увеличению производства. Кроме этого, на рынок впервые вышли отечественные электрокары — Evolute и
«Москвич». Уже со старта продаж автомобилей первого бренда мы начали получать заявки на их финансирование, что было обусловлено и интересом к новинке, и государственной субсидией, дающей скидку на приобретение данной марки.
В 2023 году программа субсидирования будет продолжена, что также поддержит продажи отечественных игроков и позволит им конкурировать с китайскими брендами за внимание клиентов.
Еще одним трендом стал рост рынка лизинга б/у автомобилей. Это неизбежно — и вследствие замещения импорта новых автомобилей, который сегодня менее доступен, и за счет увеличения количества сделок с б/у на внутреннем рынке, в том числе посредством механизма возвратного лизинга.
Объемы ввоза новых автомобилей по схеме параллельного импорта пока несущественны. Однако если будут устранены препятствия в сфере таможенного оформления такого транспорта, этот канал может вырасти в разы и разнообразить рынок марками европейских производителей. Сегодня более-менее заметный объем параллельного импорта мы видим только из стран ЕАЭС.
Развитие рынка автолизинга в 2023 году по-прежнему будет сильно зависеть от состояния российской экономики и общего авторынка страны. Учитывая существующие риски, пока сложно говорить о конкретных цифрах продаж. Но мы надеемся, что объем рынка хотя бы сохранится на уровне прошлого года и не продолжит падение, как в 2022 году.