Почему темпы роста трафика бьют все рекорды, что будет с телекомом и 5G, рассказывает директор макрорегиона «Урал» Tele2 Светлана Галилеева
2022 год поставил перед телеком-рынком несколько ключевых вызовов. Первый — дефицит и обслуживание импортного оборудования. Напомним, в прошлом году с отечественного рынка ушли иностранные поставщики — Nokia (Финляндия) и Ericsson (Швеция). По мнению руководства Минцифры РФ, уход не отразится на качестве связи. «Операторы будут переходить на российское оборудование, им предложены мягкие условия замещения базовых станций. “Большая четверка” потратит на его закупки около 100 млрд рублей», — сообщили в ведомстве. Второй — сохранение качества связи на фоне существенного роста мобильного интернет-трафика. Третий — высокий спрос корпоративного сегмента на использование Big Data для мониторинга бизнеса, онлайн-контроля устройств и в других процессах.
О том, как мобильные операторы будут отвечать на эти вызовы, и о перспективах телеком-рынка в целом мы говорим с директором макрорегиона «Урал» Tele2 Светланой Галилеевой.
— Светлана Викторовна, последние три года компании телекома, в том числе операторы связи, были вынуждены приспосабливаться к быстро меняющимся условиям. Как вы справлялись с неожиданно возникающими задачами? Какие тренды останутся с нами надолго?
— 2019 — 2020 годы подтолкнули процессы диджитализации общества. Пандемия стала катализатором, который сработал на ускорение цифровизации. Мы были к этому готовы: Tele2 — одна из самых молодых, гибких и скоростных компаний. Вы же знаете, что Tele2 позже пришла на рынок. Так сложилось исторически.
Поэтому мы привыкли очень быстро бегать, перестраиваться и принимать нестандартные решения.
Первое, с чем мы столкнулись за последние пару лет, — непрогнозируемый многократный рост трафика. В обычном режиме на сетях есть запас ресурсов, традиционно у нас существовали карты миграции трафика, летние и зимние, и мы обычно заблаговременно готовились к сезону. А тут вдруг массовая миграция началась в марте. И, что важно, вырос не только объем трафика, но и требования к качеству связи: люди начали работать и учиться удаленно там, где обычно только общались или смотрели кино. Как удовлетворить их потребности? Строить новые станции. Причем очень быстро!
— Кажется, сейчас уже все построили.
— Не тут-то было: необходимо строить, не останавливаясь. Если бы не сегодняшняя ситуация, мы увеличивали бы динамику строительства, потому что трафик продолжает расти. И большое счастье, что экономика операторов позволяет идти за абонентом, причем с адекватными ценами на услуги. Это очень важно. Чтобы отвечать требованиям наших клиентов, нужно быстро реагировать и продолжать строить еще быстрее.
— Но процесс строительства базовой станции занимает минимум девять месяцев.
— Да: пока определяемся с местом, заключаем договор аренды, заказываем частоты (а выделение частот — процесс непростой, занимает некоторое время), строим, заказываем оборудование, получаем его, размещаем, инсталлируем базовую станцию… Нам пришлось управляться со всем этим гораздо быстрее, и мы неплохо справились. Коронавирус заставил нас бежать с тройной скоростью. С помощью Big Data мы быстро понимаем, где образовались проблемы и необходимо улучшать качество связи. Мы — клиентоцентричная компания, нам очень важно, насколько удовлетворен клиент.
К традиционным способам измерения его удовлетворенности мы добавили новые методики оценки. И сейчас много нового знаем и про абонентов, и про качество нашего сервиса. Например, в Tele2 есть специальное подразделение, которое мониторит качество связи в квадратах 70 на 70 метров. Это уже не километровые зоны, как раньше. В каждом мы контролируем ситуацию.
— Tele2 использует большие данные для выбора мест под базовые станции?
— Это уже стандартная история. Раньше операторы строили базовые станции по принципу «поставим здесь, наверное, она станет востребованной». Хорошо, если руководитель на месте идеально знает свою территорию, тогда вероятность попадания будет высокой. Сейчас это уже неактуально. Мы обладаем информацией о том, где люди пользуются связью и как перемещаются. Это основной ареал жизни наших клиентов. С помощью этих данных делим территорию на так называемые геоюниты. То есть четко понимаем, где нужно строить станции с учетом перемещений на работу, домой и на отдых, а не просто потому, что есть граница административного округа.
— Стоит ли перед вами задача замещения оборудования зарубежных производителей, которые ушли из РФ?
— Мы пока не испытываем особых сложностей, потому что оказались готовы к сегодняшней ситуации. Поставка оборудования — длительный процесс. Закупки — еще более длительный, поэтому у нас есть запасы оборудования, и мы его очень рационально используем, в первую очередь для удержания существующей базы клиентов. Что будет дальше? Классика жанра: спрос всегда рождает предложение. Спрос на российском рынке есть, и немалый. Соответственно, неизбежно появится и решение. Мы рассчитываем, что поставки оборудования восстановятся за год.
— В этом году из-за блокировки иностранных соцсетей темпы роста трафика упали?
— Темпы роста трафика сокращаются. Когда соцсети заблокировали, мы вообще зафиксировали, что трафик какое-то время стагнировал. Но потом снова начался рост. По итогам — плюс 19% год к году.
— Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в телеком-отрасли, какие долгосрочные перспективы ее ждут?
— Мы учимся жить по-новому. Горизонт планирования существенно сократился. Прогнозировать крайне сложно, ключевая способность — скорость реакции на изменения на рынке. Как можно было спрогнозировать удаленку или то, что операторам придется работать в условиях дефицита оборудования? Значит, будем еще гибче и быстрее. Очевидный тренд: спрос на быстрый качественный интернет точно сохранится. И мы его закроем. У нас самые свежеиспеченные сети. Догоняя других операторов, мы их активно строили и реконструировали. Поэтому наши сети, пожалуй, самые современные на сегодняшний день с точки зрения оборудования, которое позволяет более эффективно работать.
Еще одна глобальная тенденция — развитие мобильных технологий. Смартфон теперь не просто средство коммуникации, а источник информации, девайс по управлению финансами, образовательная платформа, место покупки товаров, кинотеатр. Его невозможно забыть утром дома, все застопорится. Люди очень быстро адаптируются к современным технологиям и активно внедряют их в свою жизнь. И не только молодежь, но и старшее поколение, которое теперь, например, смело постит фото в соцсети.
— Как будет развиваться розничная сеть?
— Мы внимательно наблюдаем за трафиком покупателей. Он снижается. Особенно существенно трафик просел во время пандемии. Сейчас многие клиенты приобретают товары в интернете. Тем не менее салоны связи не пустуют. В них приходят люди, которые хотят потрогать смартфоны руками, проконсультироваться со специалистами. И это не только старшее поколение, это молодежь. Чтобы их удержать, привлечь новую аудиторию, мы будем использовать все инструменты, которые у нас есть. Например, развиваем новые форматы. Есть салон, где можно выпить чашку кофе, посидеть, погреться, поиграть. Кроме того, тщательно анализируем работу персонала, замеряем NPS (индекс потребительской лояльности, Net Promoter Score. — «Э-У»). Если покупателю нахамят, не ответят на вопрос, он не вернется. Профессиональные продавцы — это очень важно, если мы хотим увеличить трафик.
— Как вы оцениваете поддержку телеком-сферы, какие дополнительные меры от государства нужны сегодня операторам мобильной связи?
— Отношение к мобильным операторам изменилось. Почему? Во-первых, мы стали социально значимой отраслью. Во-вторых, мы стали стратегической отраслью, внимание выросло с двух сторон: с одной — к нам стали предъявлять повышенные требования по покрытию сетей, с другой — мы почувствовали поддержку, нам начали помогать строить. А это непростой процесс: трафик растет, приходится уплотнять сети, то есть расстояние между базовыми станциями сокращается. Чтобы выполнять условия лицензии по качеству, мы вынуждены работать с сопротивлением людей, которым не нравится, что рядом с ними строится базовая станция. И здесь очень нужна помощь власти и администраций на местах. Я считаю, многое зависит от разъяснительной работы государства, которую оно должно проводить на всех уровнях. А наша совесть спокойна. У нас лицензией определены очень высокие требования по безопасности используемого оборудования, гораздо выше, чем в Европе или Америке. Все оборудование сертифицировано, при строительстве мы оформляем паспорта базовых станций и сдаем их госорганам. Операторы — законопослушные компании, все базовые станции работают с соблюдением стандартов безопасности.
— По прогнозам TelecomDaily, в 2023 году рост цен на услуги мобильной и широкополосной связи составит 15 — 18%. Стоит ли ждать удорожания услуг на фоне увеличения расходов на инфраструктуру?
— Стоимость мобильной связи в России — одна из самых низких в мире. Если посмотреть на стоимость аналогичных пакетных тарифных планов в Европе или США, даже с пересчетом в евро или доллары, мы увидим, что она кратно выше. Поэтому рост стоимости услуг произойдет, и это нормальное явление. Мы же привычно реагируем на то, что дорожают коммунальные услуги. А операторы точно так же пользуются электроэнергией, обслуживают базовые станции. Базовые станции стали потреблять гораздо больше электроэнергии, чем раньше, когда мы работали только с 2G, например.
Кроме того, пока непонятно, что будет с оборудованием, по каким ценам мы его будем закупать. Мы живем в новых реалиях, от этого никуда не уйти. Если прекратить инвестировать в телеком, сервис начнет деградировать. Насколько подорожают услуги, я не знаю. Жизнь покажет. Но нашим потребителям очень везет,
потому что мы живем при высококонкурентном рынке, и борьба за клиента является гарантом разумного ограничения.
А Уралу повезло еще больше — здесь не четыре, а пять игроков.
— Недавно Минцифры выделило новые частоты в миллиметровом диапазоне для 5G. Это актуально?
— Честно говоря, пока мы даже ресурсы 3G и 4G еще не использовали до конца. Для стабильного просмотра YouTube необходима скорость в 3,5 — 5 мегабит в секунду. 5G выдает около сотни. Для чего сегодня столько? Безусловно, это классная технология будущего, очень важная для крупных корпораций, которые, например, должны управлять заводами на расстоянии, для функционирования беспилотников, для дистанционных хирургических операций. Но зачем 5G для обычных потребителей услуг сети? Поверьте, нам еще в 4G есть что строить. Хотя прогноз сегодня — дело неблагодарное, и что будет лет через пять, трудно представить. Поэтому мы поддерживаем все инициативы, связанные с поиском нового частотного ресурса. Это необходимое условие и для развития 5G, и для решения более актуальной задачи — обеспечения бесперебойной работы сетей LTE c учетом растущего трафика.