Школа конкретных знаний

Санкционный кризис показал, что именно магистерское образование в наибольшей степени отвечает на меняющийся запрос бизнеса в компетенциях

Читать на monocle.ru

Компания Napoleon IT, основанная в Челябинске, совместно с Университетом ИТМО запустила онлайн-магистратуру «Компьютерное зрение». Ранее Сбер в партнерстве с магистратурой УрФУ создал программу «Прикладной анализ данных». И таких проектов становится все больше. Запрос экономики на квалифицированные кадры растет. В какой степени на этот вызов отвечает магистерское образование — в материале журнала «Эксперт-Урал».

С цифрой в руках

В последнее время потребности реального сектора в компетенциях все больше смещаются в практическую область.

— Бизнесу требуются сотрудники, обладающие практическими навыками в конкретной профессии. Работодатели хотят, чтобы сотрудники могли сразу включаться в рабочие бизнес-процессы. Эти навыки совместно с высоким уровнем знаний являются ключевыми преимуществами при найме на работу, — отмечает замдекана факультета технологического предпринимательства Университета «Синергия» Ольга Харина.

Кроме того, по мнению Ольги Хариной, существенную роль играет уровень цифровой компетенции: «Несмотря на всеобщую цифровизацию, далеко не все выпускники имеют высокий уровень требуемых знаний и умений, что снижает возможность автоматизации рабочих процессов, а иногда и тормозит эффективность работы в целом».

— В век диджитализации работодателям нужны специалисты с развитыми цифровыми компетенциями. Особенно высок запрос на навыки работы с большими массивами данных, — соглашается заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Маргарита Гладкова.

— Сейчас практически в любой области используются ИТ-инструменты, выводы и решения принимаются на основе больших данных, — объясняет специфику этого запроса менеджер образовательных программ и куратор магистратуры «Цифровая гуманитаристика» УрФУ и компании «Контур» Наталья Лозовная.

По ее словам, компании «Контур», как и многим другим, нужны специалисты, которые будут создавать и развивать ИТ-продукты, решать сложные кросс-функциональные задачи.

Не прошли мимо кадровой политики бизнеса и глобальные изменения в экономике, вызванные санкционным давлением. Эксперты в этой связи указывают на смену приоритетов.

— По моим наблюдениям, на рынке сейчас большой запрос на специалистов, понимающих принципы проектного и антикризисного управления, быстро реагирующих на современные вызовы, — делится Маргарита Гладкова.

Сегодня компании выходят на рынки Азии, Африки, Латинской Америки и им нужны сотрудники со знаниями конкретного региона: «В бакалавриате ребята получают дипломы регионоведов, изучая историю, политику и язык той или иной страны. Но для выстраивания торгово-экономического сотрудничества на новом для компании рынке необходимы очень специфичные экономические знания», — приводит другой пример декан экономического факультета ИМЭБ Инна Андронова.

Ближе к делу

Специалисты общего профиля часто не устраивают работодателя. Нужны дополнительные знания. Предполагается, что именно магистерское образование может соответствовать этим потребностям.

— Этот уровень образования изначально заточен на более узкую специализацию по сравнению с бакалавриатом, — объясняет доцент Финансового университета при Правительстве РФ Нина Козловцева. — В бакалавриате студенты получают широкое понимание изучаемой сферы, в магистратуре же происходит углубление в специальность. В этом случае студент нарабатывает необходимые компетенции и навыки для работы в конкретной сфере.

Особенность магистратуры в том, что человек может получить знания в более узкой специализации. Инна Андронова иллюстрирует этот тезис на примере экономического образования: «В бакалавриате студент изучает международные экономические отношения в целом, а в магистратуре он профессионально изучает с точки зрения практики конкретную форму, к примеру международную торговлю или международные финансы».

Статистика и экспертные оценки говорят о востребованности тех направлений магистратуры, которые отвечают на запрос рынка.

По наблюдениям Ольги Хариной, сегодня крайне важными являются все направления, связанные с ИТ-технологиями: «Именно данная сфера пользуется большим спросом на рынке труда и является одной из самых высокооплачиваемых».

Особенность магистратуры в том, что человек может получить знания в узкой специализации

— По приемной кампании прошлого года можно сказать о высоком интересе поступающих к программам магистратуры, направленным на подготовку специалистов для ИТ-сектора, в области обработки больших данных и технологий искусственного интеллекта, нейросетевого анализа, моделирования сложных экономических процессов, бизнес-информатики и кибербезопасности, — отмечает декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин.

Практичный подход

«Чтобы ответить на меняющиеся вызовы, вузам предстоит пересмотреть многие подходы», — считает Сергей Гатауллин.

По мнению эксперта, практикоориентированность начинается еще на этапе формирования состава дисциплин учебных планов, согласованных с технологическими партнерами вузов, тематик курсовых проектов и дипломов: «Именно экспертиза реального бизнеса при разработке образовательных программ и формировании учебных планов является ключевой».

Нина Козловцева убеждена, что университеты уже активно движутся в этом направлении: «При разработке программ магистратуры вузы ориентируются именно на запросы потенциальных работодателей, некоторые программы разрабатываются по заказу и совместно с работодателями».

К примеру, в Финансовом университете к обучению магистрантов привлекается до 40% преподавателей-практиков. Это позволяет студентам получать не только теоретические знания, но и знакомиться с реальными кейсами действующих специалистов, перенимая их опыт. Неотъемлемой частью магистерского образования является производственная практика в компании-работодателе. Таким образом студенты получают реальный опыт работы, изучают рабочий процесс и компанию изнутри.

По наблюдениям Ольги Хариной, эксперты из реального бизнеса не только рекомендуют определенные формулировки при подготовке образовательных программ, но и принимают участие в разработке их траектории. Это повышает уровень качества программ обучения.

По ее мнению, преимущество магистерских программ еще и в том, что они имеют относительно небольшую продолжительность — два года: «Это позволяет своевременно вносить коррективы в построение образовательного процесса и адаптировать его к новым запросам экономики».

Еще одно полезное свойство программ магистратуры — междисциплинарность.

— Мы считаем необходимым в рамках одной программы дать будущему специалисту компетенции, присущие разным областям знаний. К примеру, готовя переводчика или копирайтера для международных компаний мало дать магистранту только собственно лингвистические компетенции по работе с текстом или переводу. У него должно быть понимание основ экономики и международных экономических отношений, — формулирует важность этого аспекта Нина Козловцева.

Бизнес-миссия

Пользу в магистерском образовании видят и работодатели. Однако нужны особые причины его выбора. К примеру, Наталья Лозовная считает, что магистерское образование не должно быть массовым, важна правильная мотивация: «На мой взгляд, человек сразу должен видеть для себя эффект. Например, иногда после бакалавриата выпускник не получает отклика на желаемые вакансии, потому что не хватает навыков и опыта. Их можно получить в практикоориентированной магистратуре».

Другой повод обратить внимание на этот уровень образования — нехватка знаний для решения конкретных рабочих задач уже при трудоустройстве или неумение раскрыть свой потенциал.

Устранить этот пробел как раз поможет магистратура, потому что во многих вузах в этот уровень образования сейчас вовлечены представители бизнеса.

В 2019 году «Контур» вместе с УрФУ запустил магистратуру «Цифровая гуманитаристика». По словам Натальи Лозовной, это направление на стыке компетенций гуманитарных наук и информационных технологий: «Работая с магистрантами, мы делимся своей экспертизой. Мы стремимся дать студентам самые востребованные навыки. В магистратуре мы учим ребят работать с данными, на проектных практикумах показываем применимость этих навыков и инструментария к любой области: науке, производству, управлению».

Аналогичная мотивация сотрудничества с вузами и у Сбера, который в 2019 году в партнерстве с магистратурой УрФУ запустил программу «Прикладной анализ данных». По словам исполнительного директора по исследованию данных Регионального центра компетенций по аналитике Сбербанка Олега Артюгина, это позволяет готовить специалистов в области разработки приложений, машинного обучения и анализа данных: «Магистранты учатся не только программированию на языке Java или аналитике данных при помощи языка Python. В ходе обучения, работая над проектами, студенты пробуют себя в разных ролях, что позволяет им комплексно видеть процесс командной работы».

По словам Олега Артюгина, программа формируется исходя из актуальной повестки в сфере образования и запроса самих студентов: «Мы понимаем, что можем дать необходимые знания и поделиться своим опытом и для этого дополнительно подкрепляем теоретическую базу передовыми разработками и практическими навыками специалистов Сбера».

Сейчас обучение по программе проходят около 60 человек, половина из магистрантов устраиваются на практику или работу в Сбере, поскольку совмещение работы и учебы в вузе сейчас является нормой.

Олег Артюгин отмечает, что работа в партнерстве с университетом позволяет совместить методологические компетенции и многолетний опыт преподавателей с прикладными знаниями и навыками, которые есть у Сбера.

В Группе Синара действует корпоративная магистерская программа «Финансы в цифровой экономике». Она разработана совместно с Уральским федеральным университетом и Корпоративным университетом ТМК2U. По словам директора по управлению персоналом Группы Синара Татьяны Берковской, в ноябре прошлого года стартовало обучение третьего набора магистрантов: «Магистратура направлена на подготовку лидеров цифровой трансформации бизнеса, производственных процессов и финансового сектора, специалистов в области больших данных, электронного бизнеса, экспертов, формирующих культуру цифровых инновационных изменений в компаниях. Уникальная команда преподавателей-практиков проводит занятия на высоком уровне, соответствующем современному запросу, и в итоге образовательный процесс и знания получают высокие оценки от слушателей».

По итогам освоения программы этой магистратуры выпускники смогут разрабатывать и предлагать новые финансовые решения, основанные на инновационных цифровых продуктах. Программа доступна не только сотрудникам предприятий Группы Синара. Стать участником магистратуры может любой абитуриент, изъявивший желание и успешно прошедший вступительные испытания.

Многие компании приходят к сотрудничеству с вузами, исходя из практических соображений. Они хотят извлекать самые яркие, талантливые кадры и встраивать в свой корпоративный контур.

Однако у бизнеса складывается более широкое понимание своей роли в этом процессе. Наталья Лозовная формулирует ее следующим образом: «Важно активное участие работодателей в развитии российского образования. Чем больше представителей бизнеса будет выделять ресурсы на организацию образовательной

деятельности, чем больше будет практических программ обучения, тем качественнее, популярнее и полезнее будет магистерское образование».

Кадры для прорыва

Магистерское образование позволяет обеспечить экономику специалистами для решения задач по формированию технологического суверенитета страны, убеждена проректор Уральского федерального университета по развитию магистратуры Наталья Андрейченко

— Какой запрос сегодня бизнес предъявляет на кадры для экономики?

— Государству и бизнесу всегда нужны будут квалифицированные кадры. Но критерии их востребованности меняются в зависимости от внешних факторов. Сегодня, например, экономике нужно совершить технологический прорыв. И для этого специалисты должны обладать компетенциями в развитии совершенно новых для России производств и отраслей.

— В какой степени на этот запрос отвечают выпускники магистратуры университетов?

— Во время обучения в магистратуре формируется профессиональный потенциал. При этом студент еще во время обучения может реализовывать цели и задачи организации-стейкхолдера. После завершения обучения он, как правило, быстро включается в проектную команду на реальной площадке. Выпускники программ умеют формировать команду или быть частью команды прорыва, учитывают ролевую модель проектной деятельности. Чаще всего они востребованы на промышленных, технологических предприятиях, в ИТ-сфере и в научных организациях РАН.

— Каков подход УрФУ к разработке магистерских образовательных программ?

— Программы формируются с учетом интересов отраслевых партнеров. Мы фокусируемся на подготовке кадров для решения задач формирования научно-технологического суверенитета страны. Для этого создается пул «прорывных» программ магистратуры.

При этом наш университет придерживается нескольких принципов. УрФУ фокусируется на подготовке команд, реализующих междисциплинарные проекты от научных и индустриальных партнеров. Очень важно, чтобы была заинтересованность со стороны партнера в проектах, практиках и стажировках, обучающихся на программах. Необходимо также участие партнеров в создании конкурентоспособного и практикоориентированного контента. Это могут быть в том числе онлайн-курсы. Студенты должны иметь возможности получения дополнительной квалификации, в том числе в области ИТ, инноваций, проектного управления.

По нашим наблюдениям, у работодателей сегодня наиболее востребованы навыки командной работы. К этому мы и готовим наших выпускников. В 2022 году 199 проектных команд реализовали проекты предприятий-партнеров университета. Больше всего проектов (124) реализовано в сфере информационных технологий, а также химико-технологического производства и фармацевтики (31), машиностроении (34).

— В чем особенность онлайн-магистра­туры, насколько востребован этот формат?

— Онлайн-формат является востребованным решением для подготовки специалистов, находящихся в разных частях страны и мира. УрФУ в целом активно развивает онлайн-технологии и внедряет модели дистанционного обучения в образовательный процесс.

В частности, УрФУ с 2021 года реализует две программы онлайн-магистратуры: «Инженерия машинного обучения» (совместно со SkillFactory) и «Умный регион: устойчивое развитие в цифровой экономике». Мы видим постоянно растущий интерес к онлайн-формату. К примеру, магистерская программа «Инженерия машинного обучения» по сравнению с 2021 годом в семь раз увеличила набор. Так что мы видим большой потенциал в данном формате.

— Насколько необходимо, по вашему мнению, включать в образовательные программы подготовки магистров элементы геймификации?

— Геймификация, как правило, активно используется в корпоративном обучении сотрудников, когда на определенные практические задачи необходимо посмотреть под разным углом. Сейчас данный подход активно используется и в рамках университетов.

«Игровые» элементы в рамках образовательного процесса являются отличным способом формирования и освоения смежных компетенций.

С их помощью удается выявлять лидерские качества и нарабатывать навыки работы в команде.

В УрФУ уже есть опыт применения такого подхода. В частности, обучение на программе «Внедрение и развитие онлайн-обучения в образовательной организации» включает игровую сессию на компьютерном симуляторе. Это позволяет быстрее освоить цифровые компетенции.