Санкционный кризис показал, что именно магистерское образование в наибольшей степени отвечает на меняющийся запрос бизнеса в компетенциях
Компания Napoleon IT, основанная в Челябинске, совместно с Университетом ИТМО запустила онлайн-магистратуру «Компьютерное зрение». Ранее Сбер в партнерстве с магистратурой УрФУ создал программу «Прикладной анализ данных». И таких проектов становится все больше. Запрос экономики на квалифицированные кадры растет. В какой степени на этот вызов отвечает магистерское образование — в материале журнала «Эксперт-Урал».
В последнее время потребности реального сектора в компетенциях все больше смещаются в практическую область.
— Бизнесу требуются сотрудники, обладающие практическими навыками в конкретной профессии. Работодатели хотят, чтобы сотрудники могли сразу включаться в рабочие бизнес-процессы. Эти навыки совместно с высоким уровнем знаний являются ключевыми преимуществами при найме на работу, — отмечает замдекана факультета технологического предпринимательства Университета «Синергия» Ольга Харина.
Кроме того, по мнению Ольги Хариной, существенную роль играет уровень цифровой компетенции: «Несмотря на всеобщую цифровизацию, далеко не все выпускники имеют высокий уровень требуемых знаний и умений, что снижает возможность автоматизации рабочих процессов, а иногда и тормозит эффективность работы в целом».
— В век диджитализации работодателям нужны специалисты с развитыми цифровыми компетенциями. Особенно высок запрос на навыки работы с большими массивами данных, — соглашается заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Маргарита Гладкова.
— Сейчас практически в любой области используются ИТ-инструменты, выводы и решения принимаются на основе больших данных, — объясняет специфику этого запроса менеджер образовательных программ и куратор магистратуры «Цифровая гуманитаристика» УрФУ и компании «Контур» Наталья Лозовная.
По ее словам, компании «Контур», как и многим другим, нужны специалисты, которые будут создавать и развивать ИТ-продукты, решать сложные кросс-функциональные задачи.
Не прошли мимо кадровой политики бизнеса и глобальные изменения в экономике, вызванные санкционным давлением. Эксперты в этой связи указывают на смену приоритетов.
— По моим наблюдениям, на рынке сейчас большой запрос на специалистов, понимающих принципы проектного и антикризисного управления, быстро реагирующих на современные вызовы, — делится Маргарита Гладкова.
Сегодня компании выходят на рынки Азии, Африки, Латинской Америки и им нужны сотрудники со знаниями конкретного региона: «В бакалавриате ребята получают дипломы регионоведов, изучая историю, политику и язык той или иной страны. Но для выстраивания торгово-экономического сотрудничества на новом для компании рынке необходимы очень специфичные экономические знания», — приводит другой пример декан экономического факультета ИМЭБ Инна Андронова.
Специалисты общего профиля часто не устраивают работодателя. Нужны дополнительные знания. Предполагается, что именно магистерское образование может соответствовать этим потребностям.
— Этот уровень образования изначально заточен на более узкую специализацию по сравнению с бакалавриатом, — объясняет доцент Финансового университета при Правительстве РФ Нина Козловцева. — В бакалавриате студенты получают широкое понимание изучаемой сферы, в магистратуре же происходит углубление в специальность. В этом случае студент нарабатывает необходимые компетенции и навыки для работы в конкретной сфере.
Особенность магистратуры в том, что человек может получить знания в более узкой специализации. Инна Андронова иллюстрирует этот тезис на примере экономического образования: «В бакалавриате студент изучает международные экономические отношения в целом, а в магистратуре он профессионально изучает с точки зрения практики конкретную форму, к примеру международную торговлю или международные финансы».
Статистика и экспертные оценки говорят о востребованности тех направлений магистратуры, которые отвечают на запрос рынка.
По наблюдениям Ольги Хариной, сегодня крайне важными являются все направления, связанные с ИТ-технологиями: «Именно данная сфера пользуется большим спросом на рынке труда и является одной из самых высокооплачиваемых».
Особенность магистратуры в том, что человек может получить знания в узкой специализации
— По приемной кампании прошлого года можно сказать о высоком интересе поступающих к программам магистратуры, направленным на подготовку специалистов для ИТ-сектора, в области обработки больших данных и технологий искусственного интеллекта, нейросетевого анализа, моделирования сложных экономических процессов, бизнес-информатики и кибербезопасности, — отмечает декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин.
«Чтобы ответить на меняющиеся вызовы, вузам предстоит пересмотреть многие подходы», — считает Сергей Гатауллин.
По мнению эксперта, практикоориентированность начинается еще на этапе формирования состава дисциплин учебных планов, согласованных с технологическими партнерами вузов, тематик курсовых проектов и дипломов: «Именно экспертиза реального бизнеса при разработке образовательных программ и формировании учебных планов является ключевой».
Нина Козловцева убеждена, что университеты уже активно движутся в этом направлении: «При разработке программ магистратуры вузы ориентируются именно на запросы потенциальных работодателей, некоторые программы разрабатываются по заказу и совместно с работодателями».
К примеру, в Финансовом университете к обучению магистрантов привлекается до 40% преподавателей-практиков. Это позволяет студентам получать не только теоретические знания, но и знакомиться с реальными кейсами действующих специалистов, перенимая их опыт. Неотъемлемой частью магистерского образования является производственная практика в компании-работодателе. Таким образом студенты получают реальный опыт работы, изучают рабочий процесс и компанию изнутри.
По наблюдениям Ольги Хариной, эксперты из реального бизнеса не только рекомендуют определенные формулировки при подготовке образовательных программ, но и принимают участие в разработке их траектории. Это повышает уровень качества программ обучения.
По ее мнению, преимущество магистерских программ еще и в том, что они имеют относительно небольшую продолжительность — два года: «Это позволяет своевременно вносить коррективы в построение образовательного процесса и адаптировать его к новым запросам экономики».
Еще одно полезное свойство программ магистратуры — междисциплинарность.
— Мы считаем необходимым в рамках одной программы дать будущему специалисту компетенции, присущие разным областям знаний. К примеру, готовя переводчика или копирайтера для международных компаний мало дать магистранту только собственно лингвистические компетенции по работе с текстом или переводу. У него должно быть понимание основ экономики и международных экономических отношений, — формулирует важность этого аспекта Нина Козловцева.
Пользу в магистерском образовании видят и работодатели. Однако нужны особые причины его выбора. К примеру, Наталья Лозовная считает, что магистерское образование не должно быть массовым, важна правильная мотивация: «На мой взгляд, человек сразу должен видеть для себя эффект. Например, иногда после бакалавриата выпускник не получает отклика на желаемые вакансии, потому что не хватает навыков и опыта. Их можно получить в практикоориентированной магистратуре».
Другой повод обратить внимание на этот уровень образования — нехватка знаний для решения конкретных рабочих задач уже при трудоустройстве или неумение раскрыть свой потенциал.
Устранить этот пробел как раз поможет магистратура, потому что во многих вузах в этот уровень образования сейчас вовлечены представители бизнеса.
В 2019 году «Контур» вместе с УрФУ запустил магистратуру «Цифровая гуманитаристика». По словам Натальи Лозовной, это направление на стыке компетенций гуманитарных наук и информационных технологий: «Работая с магистрантами, мы делимся своей экспертизой. Мы стремимся дать студентам самые востребованные навыки. В магистратуре мы учим ребят работать с данными, на проектных практикумах показываем применимость этих навыков и инструментария к любой области: науке, производству, управлению».
Аналогичная мотивация сотрудничества с вузами и у Сбера, который в 2019 году в партнерстве с магистратурой УрФУ запустил программу «Прикладной анализ данных». По словам исполнительного директора по исследованию данных Регионального центра компетенций по аналитике Сбербанка Олега Артюгина, это позволяет готовить специалистов в области разработки приложений, машинного обучения и анализа данных: «Магистранты учатся не только программированию на языке Java или аналитике данных при помощи языка Python. В ходе обучения, работая над проектами, студенты пробуют себя в разных ролях, что позволяет им комплексно видеть процесс командной работы».
По словам Олега Артюгина, программа формируется исходя из актуальной повестки в сфере образования и запроса самих студентов: «Мы понимаем, что можем дать необходимые знания и поделиться своим опытом и для этого дополнительно подкрепляем теоретическую базу передовыми разработками и практическими навыками специалистов Сбера».
Сейчас обучение по программе проходят около 60 человек, половина из магистрантов устраиваются на практику или работу в Сбере, поскольку совмещение работы и учебы в вузе сейчас является нормой.
Олег Артюгин отмечает, что работа в партнерстве с университетом позволяет совместить методологические компетенции и многолетний опыт преподавателей с прикладными знаниями и навыками, которые есть у Сбера.
В Группе Синара действует корпоративная магистерская программа «Финансы в цифровой экономике». Она разработана совместно с Уральским федеральным университетом и Корпоративным университетом ТМК2U. По словам директора по управлению персоналом Группы Синара Татьяны Берковской, в ноябре прошлого года стартовало обучение третьего набора магистрантов: «Магистратура направлена на подготовку лидеров цифровой трансформации бизнеса, производственных процессов и финансового сектора, специалистов в области больших данных, электронного бизнеса, экспертов, формирующих культуру цифровых инновационных изменений в компаниях. Уникальная команда преподавателей-практиков проводит занятия на высоком уровне, соответствующем современному запросу, и в итоге образовательный процесс и знания получают высокие оценки от слушателей».
По итогам освоения программы этой магистратуры выпускники смогут разрабатывать и предлагать новые финансовые решения, основанные на инновационных цифровых продуктах. Программа доступна не только сотрудникам предприятий Группы Синара. Стать участником магистратуры может любой абитуриент, изъявивший желание и успешно прошедший вступительные испытания.
Многие компании приходят к сотрудничеству с вузами, исходя из практических соображений. Они хотят извлекать самые яркие, талантливые кадры и встраивать в свой корпоративный контур.
Однако у бизнеса складывается более широкое понимание своей роли в этом процессе. Наталья Лозовная формулирует ее следующим образом: «Важно активное участие работодателей в развитии российского образования. Чем больше представителей бизнеса будет выделять ресурсы на организацию образовательной
деятельности, чем больше будет практических программ обучения, тем качественнее, популярнее и полезнее будет магистерское образование».
Магистерское образование позволяет обеспечить экономику специалистами для решения задач по формированию технологического суверенитета страны, убеждена проректор Уральского федерального университета по развитию магистратуры Наталья Андрейченко
— Какой запрос сегодня бизнес предъявляет на кадры для экономики?
— Государству и бизнесу всегда нужны будут квалифицированные кадры. Но критерии их востребованности меняются в зависимости от внешних факторов. Сегодня, например, экономике нужно совершить технологический прорыв. И для этого специалисты должны обладать компетенциями в развитии совершенно новых для России производств и отраслей.
— В какой степени на этот запрос отвечают выпускники магистратуры университетов?
— Во время обучения в магистратуре формируется профессиональный потенциал. При этом студент еще во время обучения может реализовывать цели и задачи организации-стейкхолдера. После завершения обучения он, как правило, быстро включается в проектную команду на реальной площадке. Выпускники программ умеют формировать команду или быть частью команды прорыва, учитывают ролевую модель проектной деятельности. Чаще всего они востребованы на промышленных, технологических предприятиях, в ИТ-сфере и в научных организациях РАН.
— Каков подход УрФУ к разработке магистерских образовательных программ?
— Программы формируются с учетом интересов отраслевых партнеров. Мы фокусируемся на подготовке кадров для решения задач формирования научно-технологического суверенитета страны. Для этого создается пул «прорывных» программ магистратуры.
При этом наш университет придерживается нескольких принципов. УрФУ фокусируется на подготовке команд, реализующих междисциплинарные проекты от научных и индустриальных партнеров. Очень важно, чтобы была заинтересованность со стороны партнера в проектах, практиках и стажировках, обучающихся на программах. Необходимо также участие партнеров в создании конкурентоспособного и практикоориентированного контента. Это могут быть в том числе онлайн-курсы. Студенты должны иметь возможности получения дополнительной квалификации, в том числе в области ИТ, инноваций, проектного управления.
По нашим наблюдениям, у работодателей сегодня наиболее востребованы навыки командной работы. К этому мы и готовим наших выпускников. В 2022 году 199 проектных команд реализовали проекты предприятий-партнеров университета. Больше всего проектов (124) реализовано в сфере информационных технологий, а также химико-технологического производства и фармацевтики (31), машиностроении (34).
— В чем особенность онлайн-магистратуры, насколько востребован этот формат?
— Онлайн-формат является востребованным решением для подготовки специалистов, находящихся в разных частях страны и мира. УрФУ в целом активно развивает онлайн-технологии и внедряет модели дистанционного обучения в образовательный процесс.
В частности, УрФУ с 2021 года реализует две программы онлайн-магистратуры: «Инженерия машинного обучения» (совместно со SkillFactory) и «Умный регион: устойчивое развитие в цифровой экономике». Мы видим постоянно растущий интерес к онлайн-формату. К примеру, магистерская программа «Инженерия машинного обучения» по сравнению с 2021 годом в семь раз увеличила набор. Так что мы видим большой потенциал в данном формате.
— Насколько необходимо, по вашему мнению, включать в образовательные программы подготовки магистров элементы геймификации?
— Геймификация, как правило, активно используется в корпоративном обучении сотрудников, когда на определенные практические задачи необходимо посмотреть под разным углом. Сейчас данный подход активно используется и в рамках университетов.
«Игровые» элементы в рамках образовательного процесса являются отличным способом формирования и освоения смежных компетенций.
С их помощью удается выявлять лидерские качества и нарабатывать навыки работы в команде.
В УрФУ уже есть опыт применения такого подхода. В частности, обучение на программе «Внедрение и развитие онлайн-обучения в образовательной организации» включает игровую сессию на компьютерном симуляторе. Это позволяет быстрее освоить цифровые компетенции.