Курганская область научилась привлекать инвесторов и зовет работников, которым нравится расселение «по горизонтали» вне мегаполисов, в небольших городах, с хорошей экологией
Какие методы стимулирования применяют власти Зауралья в отношении инвесторов, как выгодно использовать географическое соседство региона с Казахстаном, насколько велик дефицит рабочих кадров на оборонных предприятиях, что строится в агропромышленном комплексе и для развития туристической инфраструктуры, в интервью журналу «Эксперт-Урал» рассказал губернатор Курганской области Вадим Шумков.
— Курганская область располагается в окружении мощных субъектов РФ — сложносоставной Тюменской области, индустриально развитых Свердловской и Челябинской областей. Обрело ли Зауралье «место под солнцем»? Как используется такое соседство с выгодой для региона?
— С пользой. В самом начале своей работы провел краткий анализ — что есть и чего нет в области. Стало понятно, что нет высоколиквидных природных ресурсов, крупных налоговых доноров и функций крупного административного центра, способствующих почти автоматическому процветанию региона. А значит, надо работать и работать системно, долго и тяжело. Отсюда — проект создания девяти индустриальных парков и запуск сотен малых и средних инвестиционных проектов по всей территории области в различных сферах, которые исторически и ресурсно близки к структуре региональной экономики. В рамках этих проектов удовлетворение и собственных нужд, и нужд соседних регионов теми видами продукции, что мы в состоянии производить.
— Рядом с такими сильными центрами притяжения, как Екатеринбург, Тюмень и Челябинск, очень сложно конкурировать в борьбе за инвестиции и трудовые ресурсы…
— В прежние времена этот вопрос даже не стоял — деньги сюда не шли, люди отсюда уезжали. А раз такой процесс длился три десятка лет, то и инерция у него сформировалась огромная. Людей можно понять — рабочие места с падением экономики и исчезновением ряда предприятий закрывались, города и села деградировали. Последние три года ситуация прямо обратная — реализуется колоссальное количество проектов по развитию инфраструктуры, строительству и ремонту социальных объектов, в экономике. И сейчас ситуация обратная — если раньше не было рабочих мест, то сейчас нам остро не хватает рабочих рук. Потому мы конкурируем сами с собой — только прошлыми. А выбирать людям. Тягу к большим городам с торговыми центрами, аквапарками и прочими благами никто не отменял — эта тенденция доминирует по крайней мере последние 20 — 25 лет во всей России. Вместе с тем всегда есть те, кому нравится расселение «по горизонтали» вне мегаполисов, в небольших активно развивающихся городах, с хорошей экологией. А мы к этому добавляем работу, направленную на рост качества жизни, развитие и обновление инфраструктуры. Так и работаем.
— По данным Инвестиционного портала Курганской области, в Зауралье планируется создать девять индустриальных парков, созданы три ТОСЭР «Катайск», «Варгаши», «Далматово». Где возьмете столько инвесторов? Чем их завлекаете?
— В рамках создания индустриальных парков управляющая компания либо реконструирует старые брошенные цеха, либо строит сети на открытых площадках под новую промышленную застройку. Государство субсидирует эти расходы, выставляя при этом встречные условия по резидентам и рабочим местам. Потому заполнение индустриальных парков — это наша общая задача. В части стимулирования активно используем субсидирование расходов на приобретение нового оборудования, а также целевую подготовку рабочих кадров, перестраивая под эти задачи работу всех наших учреждений среднего профессионального образования. Плюс помогаем продвигать продукцию, создаваемую в индустриальных парках. Потому приходят и наши внутренние инвесторы, а также компании из других регионов, кому такие условия нравятся. Уверен, продолжая работать в таком ключе, последовательно будем заполнять все создаваемые площадки. Иного не дано.
— Курганская область граничит с Казахстаном, товарооборот которого с нашей страной очень велик и проходит в том числе через ваш регион. Много ли доходов получает от транспортной логистики региональный бюджет? Какие проекты в этой сфере намечены к реализации?
— Регион в данной конфигурации выполняет пока больше транзитные, нежели логистические функции. То есть через него проходят грузы, отправляемые в том числе поставщиками из других регионов. При таком коротком плече просто так ставить мегасклады никто не будет — в этом нет экономического смысла. Операции погрузки-выгрузки-хранения весьма затратные. Потому сейчас перед всеми стоит задача не просто воткнуть у себя еще один склад, и потом думать, чем его наполнять, а научиться отрабатывать сбор и отправку грузов из разных регионов большим объемом с единой площадки, имеющей хорошие инфраструктурные возможности для ближнего и дальнего экспорта. Мы рассматриваем это направление как наиболее перспективное. Но пока, ввиду проблем, в том числе внерегионального масштаба, не все сложилось окончательно.
— С прошлого года для многих российских промышленных регионов драйвером развития стала «оборонка». Используется ли этот фактор в Курганской области для коренной модернизации предприятий, работающих на гособоронзаказ?
— Конечно. Кратно растет выручка заводов, работающих на оборонзаказ. Они же заявляют максимальный консолидированный спрос на рабочие руки. Мы двигаемся по разрешению этого вопроса с ними регулярно, в том числе и через корректировку работы наших учреждений СПО и службы занятости, но пока еще остается общая потребность по привлечению рабочих кадров порядка 2000 человек. Касательно модернизации — она идет уже давно. Один завод активно использовал для этого все формы господдержки — возмещение затрат на приобретение нового оборудования, субсидирование НИОКР. Второй, насколько нам известно, в конце прошлого года завершил с Минпромторгом подготовку программы по обновлению парка оборудования с весьма значительным объемом финансирования. Закупки и поставка нового оборудования по этой программе пойдут уже в этом году.
— В последние десятилетия многие промышленники Зауралья ориентировались на выполнение заказов нефтегазового комплекса ХМАО и ЯНАО. В условиях сворачивания деятельности в России западных нефтесервисных компаний резко возрос спрос на отечественное оборудование. Как реагирует на это Курганская область?
— Гибко. Те же самые формы — после получения подтвержденного заказа на поставки, которое происходит очень часто также с нашей поддержкой, помогаем приобретать новое оборудование, внедрять через НИОКР новые образцы. Эта работа с 2019 года идет не останавливаясь.
— В Курганской области мощный агропромышленный комплекс. Расскажите о крупнейших инвестиционных проектах, реализуемых сегодня, либо намеченных к реализации в этой сфере.
— Аграрная сфера не всегда приветствует безусловную монополизацию. Потому что у крупных агрохолдингов свои приоритеты, а у государства и населения — свои. Исходя из этого, мы поддерживаем все формы хозяйствования в АПК. По крупным проектам — субсидируем часть затрат на строительство объектов, а также приобретение нового оборудования и техники. По малым — в основном это субсидии на техперевооружение. По фермерам и ЛПХ — гранты и субсидирование приобретения КРС. Проектов достаточно. Завершили строительство теплицы на 12,5 гектара в Сафакулевском округе, а также создание комплекса по переработке зерна и производству муки стоимостью более 3 млрд рублей в Щучанском. Там же рядом начали еще один крупный проект с объемом капвложений более 1 млрд рублей.
В Кетовском округе сейчас идет модернизация основной птицефабрики с объемом инвестиций также более 3 миллиардов.
В Кетовском же округе идет строительство свинокомплекса стоимостью под миллиард рублей, и еще несколько строятся в других округах с объемом инвестиций поменьше. Завершили строительство и оснащение бойни и цеха технических фабрикатов в Частоозерье. Строится целый ряд ферм по содержанию молочного КРС — Далматовский, Шадринский округа, Курган. Реализовали ряд проектов по производству растительного масла, что дало рост его производства на 300%. Начинаем строить завод по производству круп. И огромное количество мини-проектов — разведение мясного КРС и овец практически во всех округах. С учетом этого года поголовье мясного КРС и овец к базе 2019 года будет удвоено. Именно благодаря этим проектам, достойному урожаю сельхозкультур регион стал первым в РФ по динамике роста аграрной продукции. Потому процесс развивается быстро и многомерно. Будем продолжать.
— Природа Зауралья очень разнообразна и живописна. Она привлекает и рыбаков, и охотников, и православных паломников. Каким вы видите туристический потенциал Курганской области?
— Мы его не просто видим. Мы его развиваем. Так, было три убыточных санатория в государственной компании. Один мы реализовали инвестору, и он сейчас активно занимается его развитием, продвигая услуги и вкладываясь в инфраструктуру. Во второй вкладываемся сами, активно модернизируя инфраструктуру и ремонтируя номерной фонд. Третий начинаем модернизировать в этом году. Очень активно развиваются Далматово и Шадринск, Куртамыш, другие туристически интересные места.
В Далматово создано комфортное пространство вокруг монастыря, отремонтирована опорная дорожная сеть, заменено освещение. Создан рекреационно-спортивный парк «Березовая роща». В этом году будет реализован еще один комплексный проект в центральной части города. В Шадринске к новой набережной добавлены благоустроенная центральная площадь, трехкилометровая центральная аллея и реконструированный городской сад, активно ремонтируются дороги и мосты.
В Белозерском округе воссоздаются объекты показа — святилище «Савин» с комплексом жилищ, «Саргатский курган», этнокультурный комплекс у села Рычково. При этом в самом округе активно ремонтируются и строятся дороги, в том числе ведущие к этим объектам. В Куртамыше также создан рекреационно-спортивный парк, благоустроены и отреставрированы несколько объектов в центральной части.
В регионе три года работает программа восстановления памятников истории и архитектуры. С учетом этого года в ее рамках будет восстановлено уже порядка 80 объектов.
По нескольким программам ежегодно оказывается поддержка нескольких десятков инвестиционных проектов в сфере туризма — строительство кемпингов, глэмпингов, баз отдыха, объектов рекреации. Начато строительство нескольких небольших отелей. Активно развивается сеть объектов придорожного сервиса. Завершается модернизация аэропорта Кургана, из которого длительное время практически никуда не летали. Сейчас полеты осуществляются в четырех направлениях — Москва, Сочи, Санкт-Петербург, Сургут.
Пока отложили Симферополь и Новый Уренгой, но вместо них рассматриваем еще несколько новых направлений. И буквально на днях обновили задачи по подготовке и переподготовке квалифицированного персонала для туристической отрасли. Потому растем, развиваемся.