Какая поддержка нужна субъектам малого и среднего предпринимательства
Более 500 новых субъектов малого и среднего предпринимательства появилось в 2022 году в Свердловской области благодаря реализуемым здесь мерам поддержки. Занятость населения в секторе МСП увеличилась на 10,1%, число индивидуальных предпринимателей — на 4%, а количество самозанятых — на 61%. По словам директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Валерия Пиличева, со стороны бизнеса был высокий спрос как на финансовые инструменты, среди которых микрозаймы и поручительства, так и нефинансовые, такие как обучение и консультирование.
СОФПП является сегодня базовым институтом, содействующим развитию малого и среднего предпринимательства в регионе. И финансовая поддержка — одно из ключевых направлений его работы. В 2022 году в ответ на возросший спрос на финансовые инструменты фонд выдал предпринимателям вчетверо больше поручительств по банковским кредитам и гарантиям, чем годом ранее.
— Здесь мы работаем в тесной связке с кредитными учреждениями, — поясняет Валерий Пиличев. — Предприниматели могут обратиться за кредитом в один из 22 банков, и после того как будет получено одобрение, мы акцептуем их заявку.
Второе и не менее важное направление деятельности фонда — помощь в открытии и развитии своего дела через нефинансовые инструменты. Более 6 тыс. человек прошли в 2022 году обучение в рамках образовательных курсов и программ, организованных СОФПП, в том числе тысяча человек — на курсах для начинающих.
— Фонд провел 75 прямых эфиров студии Sofp Live на актуальные для бизнеса темы, которые получили более 170 тыс. просмотров, а специалисты горячей линии обработали за год свыше 23 тыс. обращений бизнесменов, — рассказал Валерий Пиличев.
При поддержке СОФПП 133 субъекта предпринимательской деятельности получили статус социального предприятия Свердловской области, а 70 проектов социального бизнеса и молодых предпринимателей стали обладателями грантов на общую сумму 33,5 млн рублей.
Активно развиваются инструменты поддержки самозанятых граждан. Различные меры содействия в 2022 году получили 2064 плательщика налога на профессиональный доход. Так, 539 самозанятых прошли практикумы по повышению квалификации или получению новой профессии, почти 300 самозанятых стали участниками специализированных ярмарок, где смогли представить свою продукцию. Для поддержки предпринимателей и самозанятых креативных сфер фонд запустил в Екатеринбурге креативный кластер «Домна» и мультибрендовый бутик «Имена».
В 2023 году будут продолжены практикумы, связанные с совершенствованием прикладных специальностей самозанятых: копирайтинг, торговля на маркетплейсах, SMM. Будут реализованы и специальные программы, среди которых обработка металла, ювелирное дело, создание коллекций одежды.
Запуск второй очереди «Домны» позволит увеличить количество мероприятий, направленных на поддержку творческих индустрий. В 2023 году здесь запланировано порядка 300 различных событий, в том числе четыре сезонные ярмарки для самозанятых. Кроме того, фонд продолжит работу с торговыми центрами по созданию в них бутиков местных производителей.
Третье направление работы фонда — поддержка экспорта. Сегодня в Свердловской области насчитывается 1,8 тыс. экспортеров из МСП, которые обеспечивают 20% экспорта в регионе. Они поставляют свою продукцию в 35 стран мира. При помощи Центра поддержки экспорта СОФПП в прошлом году контракты с зарубежными контрагентами заключили 92 свердловские компании малого и среднего бизнеса в общей сложности на 83,4 млн долларов. Это почти на 40% больше, чем годом ранее. По итогам работы за 2022 год Центр был признан одним из лучших в стране по объему поддержанного экспорта и числу компаний, заключивших контракты благодаря его услугам.
В 2023 году в рамках проекта «Акселерация» 55 предпринимателей получат поддержку в выходе на экспорт. Для них запланированы бизнес-миссии на «Иннопром»: в апреле в Узбекистане и в сентябре в Казахстане. Готовятся выезды на переговоры с потенциальными покупателями в Турцию, Азербайджан и Саудовскую Аравию.
Также среди планов фонда на 2023 год — дальнейшая цифровизация мер поддержки: запуск собственного мобильного приложения и планомерное включение инструментов фонда в экосистему онлайн-сервисов федеральной платформы Корпорации МСП.