Какие ниши стоит осваивать на экспортных рынках в первую очередь и где еще есть потенциал для уральских экспортеров в новой экономической реальности
Поиск новых рынков сбыта, экспорт через франчайзинг, повышение эффективности участия в выставках, перспективы продажи на мировых рынках цифровых продуктов, условия получения субсидий от государства и нюансы расчетов ВЭД — вот далеко не полный список вопросов, которые активно обсуждали уральские предприниматели вместе с тридцаткой экспертов ВЭД в рамках Пятого ежегодного форума «Экспортный марафон» 8 июня в Екатеринбурге. Основными его организаторами выступили Центр поддержки экспорта Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (ЦПЭ СОФПП) совместно с правительством Свердловской области. На трех его площадках одновременно работали свыше 300 участников, еще 750 присоединились к онлайн-трансляции разбора реальных кейсов в актуальной информационной среде.
— В подготовке форума мы учли всё, что может сегодня пригодиться участникам внешнеэкономической деятельности. События такого уровня помогают сориентироваться в глобальных процессах на рынках и в то же время решить для себя узкие вопросы — найти подходящие стратегии развития, узнать необходимые для этого механизмы, — рассказал директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Валерий Пиличев.
Сегодня уральские компании поставляют за рубеж изделия из металла, лесопромышленную продукцию, медицинское оборудование, но львиная доля экспортеров региона отгружает несырьевые и неэнергетические товары. «И задача сегодня именно в этом направлении наращивать объемы», — рассказал заместитель министра инвестиций и развития Свердловской области Евгений Тиханов.
Как подчеркнул вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты Михаил Козлов, сейчас в регионе идет существенный подъем экспортеров именно за счет малого и среднего предпринимательства.
— Существующие меры поддержки бизнеса в регионе, инфраструктурные проекты и предпринимательская инициатива в комплексе приводят к тому, что мы не наблюдаем снижения внешнеэкономической активности. Напротив, свердловские экспортеры усиливают свое присутствие в ряде стран, развивают новые направления деятельности, — отмечает Евгений Тиханов.
Свердловские предприниматели продолжают заключать контракты при поддержке Центра поддержки экспорта: c начала года поддержку получили уже 469 региональных компаний, а сам Свердловский ЦПЭ вошел в тройку лидеров в России по объему экспорта и числу предпринимателей, заключивших контракты.
— На 1 июня 2023 года объем поддержанного экспорта составил почти 22,5 млн долларов. При содействии ЦПЭ зарубежные контракты заключили 30 свердловских экспортеров. Среди наиболее востребованных в последние годы у предпринимателей услуг — компенсация логистического плеча до 80%, — рассказал Валерий Пиличев.
Ориентир сегодняшнего дня — поиск новых надежных партнеров в дружественных странах. Мировая повестка меняется стремительно, и те прогнозы, на которые ориентировался бизнес во внешнеэкономической деятельности еще полгода назад, уже неактуальны. Как заметила руководитель проекта «Контур. Призма» Светлана Кирланова, Россия — единственная страна в мире, в отношении которой за короткий промежуток времени наложили более 8 тысяч санкций.
Уральским предпринимателям советуют искать новых надежных партнеров в дружественных странах, занимать там пустующие ниши и заручаться поддержкой местных предприятий, чтобы нарастить объемы производства.
— С учетом событий последних двух лет в России произошел переток всех экспортеров на новые рынки. Если смотреть по итогам 2022 года, то основной объем экспорта продукции малых и средних предприятий Свердловской области был ориентирован на Белоруссию, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и Китай. Сегодня в приоритете — страны Центральной и Юго-Восточной Азии, СНГ, а также Персидского залива и Аравийского полуострова, — подчеркнул Евгений Тиханов.
Эксперт в международной торговле профессор бизнес-практики Школы управления «Сколково» Игорь Гундобин рекомендовал посмотреть в первую очередь на рынки Индии, Китая. Интерес представляют и другие, более удаленные точки вроде Латинской Америки или Африки. При этом не стоит забывать и о странах ближнего зарубежья: экономика стран Средней Азии очень динамично развивается, и здесь есть возможности и для российского бизнеса в том числе.
Он убежден, что универсального решения или единого подхода для экспортеров сегодня нет и быть не может:
— Нынешняя ситуация предоставляет новые возможности, открывает направления, на которые раньше не смотрели или относились к ним как к вторичным. Каждому предпринимателю, каждому бизнесу надо, что называется, закатывать рукава и штучно работать над своим продуктом и выбором собственного рынка.